Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 апреля 2019 г. N 03-03-06/1/29505
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Объектом обложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признается прибыль, представляющая собой доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
К доходам согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Из положений пункта 8 статьи 271 НК РФ и пункта 10 статьи 272 НК РФ следует, что доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего дохода (расхода).
Требования (обязательства), стоимость которых выражена в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на указанное имущество, прекращения (исполнения) требований (обязательств) и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше.
Следовательно, доходы, выраженные в иностранной валюте, будут пересчитаны в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания этого дохода. При этом, при осуществлении расходов за счет полученных указанных доходов, при отсутствии переоценки рублевая сумма будет определяться по иному курсу, в результате чего произойдет несоответствие показателей для целей налогообложения реальным результатам деятельности налогоплательщика.
На устранение подобных искажений и направлен существующий механизм пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте.
Также обращаем внимание, что порядок переоценки является единым в отношении любого имущества, обязательств (требований), выраженных в иностранной валюте.
Учитывая изложенное, менять существующий порядок учета курсовых разниц оснований нет.
По предложению в части снятия ограничения по переносу убытков на будущее от отрицательных курсовых разниц при переоценке долгосрочных валютных требований (обязательств) по целевым кредитам на строительство основных средств в случае фактического вложения полученных сумм в основные средства, с одновременным введением отдельного налогового учета курсовых разниц по требованиям (обязательствам) в случае, когда требования (обязательства) возникают в одном налоговом периоде, а прекращаются в другом сообщаем следующее.
Необходимо отметить, что реализация данного предложения не только усложнит систему учета и, соответственно, налоговое администрирование, но и приведет к отрыву от реальной оценки соответствующих обязательств (требований) и имущества для целей налогообложения.
Кроме этого, обращение не содержит финансово-экономическое обоснование целесообразности внесения изменений в НК РФ.
Учитывая изложенное, указанное предложение не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 апреля 2019 г. N 03-03-06/1/29505
Текст письма опубликован не был