Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 ноября 2018 г. N 03-11-11/86705
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение о применении упрощенной системы налогообложения и, исходя из содержащихся в обращении вопросов, сообщает следующее.
Согласно пункту 4 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.
Пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса установлен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД для отдельных видов предпринимательской деятельности. В частности, индивидуальные предприниматели вправе применять данный налог в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Операция по реализации основного средства (в том числе разовая операция по продаже автотранспортного средства) не подлежит налогообложению в рамках ЕНВД.
Таким образом, налогоплательщик, одновременно применяющий УСН и ЕНВД, при реализации имущества, осуществляемой вне рамок предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, исчисляет налоги в отношении дохода, полученного в связи с такой реализацией, в рамках главы 26.2 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса налогоплательщики, применяющие УСН#, При определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.
К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы. Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса (пункт 1 статьи 248 Кодекса).
В соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Учитывая изложенное, доходы от продажи имущества, используемого в предпринимательской деятельности, учитываются в составе доходов от реализации при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Данный порядок налогового учета указанной операции распространяется на налогоплательщиков, совмещающих применение УСН и системы налогообложения в виде ЕНВД.
Пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса установлен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Данный перечень является закрытым.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, налогоплательщик вправе уменьшить полученные им доходы на расходы, связанные с приобретением основных средств.
Однако указанные расходы учитываются только при приобретении основных средств, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках УСН (подпункт 1 пункта 3, абзац 8 пункта 3 статьи 346.16 Кодекса, а также подпункт 4 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзац 8 пункта 3 статьи 346.16" имеется в виду "абзац 8 подпункта 3 пункта 3 статьи 346.16"
Таким образом, если реализованное имущество не использовалось в предпринимательской деятельности, облагаемой налогом в рамках УСН, то при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, доходы от его реализации не могут быть уменьшены на расходы на его приобретение.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации по налогам и сборам имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.