1. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, не подлежат удержанию более срока, установленного Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России провела внеплановою проверку по обращениям обществ, которые утверждали о не разблокировании в регламентированные сроки их денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе.
Напомним, что согласно пункту 1 части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в электронные закупки прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение не более чем одного рабочего дня с даты подписания соответствующего итогового протокола. При этом прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются или блокирование таких денежных средств которого прекращается в случае заключения контракта.
Как установлено Комиссией по контролю в сфере закупок, заявители не признаны победителями, следовательно, блокирование денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в электронной закупке должно быть прекращено в течение не более чем одного рабочего дня с даты подписания соответствующего итогового протокола, чего оператором электронной площадки не сделано.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 01.04.2019 N 19/44/99/144 (полный текст изготовлен 04.04.2019).
В Федеральную антимонопольную службу поступили обращения Заявителей, содержащие информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводам обращений Заявителей, их права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не разблокировавшего в регламентированные сроки денежные средства Заявителей, внесенные в качестве обеспечения заявок на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводом обращений Заявителей, и сообщил что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.01.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - бюджет ***. КБК - ***;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 06.02.2019;
6) на участие в Аукционе подано 14 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 14 заявок от участников закупки;
8) дата проведения Аукциона - 11.02.2019;
9) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавало 9 участников Аукциона;
10) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене контракта в размере *** рубля.
Согласно доводам обращений Заявителей, их права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не разблокировавшего в регламентированные сроки денежные средства Заявителей, внесенные в качестве обеспечения заявок на участие в Аукционе.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счет участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение не более чем одного рабочего дня с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, протокола закрытого аукциона, размещение в единой информационной системе и на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются или блокирование таких денежных средств которого прекращается в случае заключения контракта.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 06.02.2019 в 08:00.
Согласно извещению о проведении Аукциона размер обеспечения заявки на участие в аукционе составляет *** рублей.
Из Обращения Заявителя N 1 следует, что Заявителем N 1 открыт специальный счет в ПАО "***".
Из обращения Заявителя N 2 следует, что Заявителем N 2 открыт специальный в ПАО "***".
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 21.03.2019 N ***-3-2 победителем Аукциона признано ООО "***".
При этом, из обращений Заявителей следует, что Оператором электронной площадки по состоянию на 28.03.2019 денежные средства не разблокированы.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что 29.03.2019 Оператором электронной площадки направлен запросы в ПАО "***" и ПАО "***" о необходимости разблокировки средств, внесенных Заявителями на специальные счета в качестве обеспечения заявок на участие в Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии, представители Заявителей сообщили что в настоящее время блокировка денежных средств на специальных счетах не прекращена.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение пункта 1 части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 01.04.2019 по делу N 19/44/99/144 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
2. Технические неполадки в работе оператора электронной площадки подлежат доказыванию.
Федеральная антимонопольная служба, рассмотрев обращение общества и на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по результатам внеплановой проверки действий оператора электронной площадки при проведении электронного аукциона не установила нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Как утверждал заявитель, оператор электронной площадки неправомерно не разместил на сайте оператора электронной площадки новую редакцию документации об аукционе и не продлил сроки подачи заявок на участие в аукционе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии по контролю в сфере закупок заявитель явку не обеспечил, а также не представил доказательств, свидетельствующих о том, что оператор электронной площадки не разместил новую редакцию документации об аукционе и не продлил срок подачи заявок на участие в аукционе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 10.04.2019 N 19/44/99/164 (полный текст изготовлен 15.04.2019).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Оператор электронной площадки неправомерно не разместил на сайте Оператора электронной площадки новую редакцию документации об Аукционе и не продлил сроки подачи заявок на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
До момента рассмотрения жалобы Заявителя по существу в Комиссию 10.04.2019 поступил отзыв жалобы Заявителя в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, который принят Комиссией.
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.03.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рубля;
4) источник финансирования - средства ***;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок - 22.04.2019.
По мнению Заявителя, Оператор электронной площадки неправомерно не разместил на сайте Оператора электронной площадки новую редакцию документации об Аукционе и не продлил сроки подачи заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На заседании Комиссии, представитель Оператора электронной площадки пояснил, что Заказчиком 05.04.2019 внесены изменения в документацию об Аукционе и опубликованы в ЕИС, а также продлен срок подачи заявок на участие в Аукционе. Вместе с тем, согласно представленному графическому изображению 08.04.2019 в 02:12 Оператору электронной площадки направлен пакет данных из ЕИС содержащий новую редакцию документации об Аукционе, которая 08.04.2019 в 02:18 опубликована на сайте Оператора электронной площадки.
Кроме того, Заказчиком 10.04.2019 в 12:07 в ЕИС размещена новая редакция документации об Аукционе и продлен срок подачи заявок на участие в Аукционе до 22.04.2019 08:00, при этом, данная информация опубликована на сайте Оператора электронной площадки, что позволяет Заявителю сформировать и подать заявку на участие в Аукционе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку не обеспечил, а также не представил доказательств, свидетельствующих о том, что Оператор электронной площадки не разместил новую редакцию документации об Аукционе и не продлил срок подачи заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 07.02.2019 N 147/19, Комиссия решила:
Признать довод ООО "***" не нашедшим своего подтверждения.
3. Использование специализированного программного обеспечения информационной системы "Независимый регистратор", предназначенного для видеофиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, позволило бы заявителю зафиксировать сбой на электронной площадке (при наличии).
Федеральная антимонопольная служба в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку на основании обращения заявителя, согласно которому оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, а именно при подаче ценовых предложений 14.03.2019 возникли технические неполадки, в связи с чем система не давала подать ценовое предложение в пределах шага аукциона.
В ходе проведения внеплановой проверки оператор электронной площадки представил сведения, согласно которым программно-аппаратный комплекс электронной площадки работал в штатном режиме, без сбоев. Обратного заявителем не представлено.
Необходимо отметить, что в рассматриваемом примере, заявителем также не использовалось специализированное программное обеспечение информационной системы "Независимый регистратор", предназначенное для видеофиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, в связи с чем у Комиссии по контролю в сфере закупок отсутствуют сведения об отображаемой на компьютере заявителя информации в период проведения аукциона.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 09.04.2019 N 19/44/99/162 (полный текст изготовлен 12.04.2019).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, а именно при подаче ценовых предложений 14.03.2019 возникли технические неполадки, в связи с чем система не давала подать ценовое предложение в пределах шага аукциона.
Согласно сведениям, представленным Оператором электронной площадки, Оператор электронной площадки при проведении Аукциона действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС (далее - ЕИС) - 28.02.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - **** рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета, КБК - ***;
5) начальная (максимальная) цена единицы услуги - *** рублей;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
7) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признан Заявитель с минимальным предложением за единицу услуги - *** рубля.
По мнению Заявителя, Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, а именно при подаче ценовых предложений 14.03.2019 возникли технические неполадки, в связи с чем система не давала подать ценовое предложение в пределах шага аукциона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Согласно части 6 статьи 68 Закона о контрактной системе величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем сто рублей.
Пунктом 2.5 информационной карты документации об Аукционе установлено следующее:
- начальная (максимальная) цена контракта - **** (****) рублей 00 копеек;
- общая начальная (максимальная) цена единицы услуги - *** рубля *** копейки.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что Аукцион проходил путем снижения цены единицы услуги и в соответствии Законом о контрактной системе.
Кроме того, представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил информацию, согласно которой программно-аппаратный комплекс электронной площадки работал в штатном режиме, без сбоев.
При этом Комиссией установлено, что при проведении Аукциона на компьютере Заявителя не использовалось специализированное программное обеспечение информационной системы "Независимый регистратор", предназначенное для видеофиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, в связи с чем у Комиссии отсутствуют сведения об отображаемой на компьютере Заявителя информации в период проведения Аукциона.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявитель явку не обеспечил, а также не представил доказательств, подтверждающих, что Оператор электронной площадки не обеспечил надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 07.02.2019 N 147/19, Комиссия решила:
Признать довод ИП *** не нашедшим своего подтверждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.