Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 января 2019 г. N 8-КА19-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Борисовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля (в настоящее время - департамент градостроительства мэрии города Ярославля) на решение Кировского районного суда города Ярославля от 18 января 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 6 апреля 2018 года по делу по административному иску Никитиной Гульнары Алишеровны о признании незаконным приказа директора департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля от 3 ноября 2017 года N 3925.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя департамента градостроительства мэрии города Ярославля и мэрии города Ярославля Кофановой О.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против удовлетворения кассационной жалобы Никитиной Г.А. и ее представителя Буракова Б.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Никитина Г.А., являясь многодетной матерью, состоит на учете в администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в качестве имеющей право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, 4 октября 2017 года обратилась в департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля с заявлением о предоставлении для строительства индивидуального жилого дома в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером _, расположенного по адресу: ...
Приказом директора департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля от 3 ноября 2017 года N 3925 (далее также - приказ N 3925) заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании подпункта 11 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным отказом, Никитина Г.А. обратилась в суд с административным иском о признании его незаконным, в обоснование сослалась на нарушение оспариваемым отказом прав заявителя и его несоответствие требованиям земельного законодательства Российской Федерации.
Решением Кировского районного суда города Ярославля от 18 января 2018 года административное исковое заявление удовлетворено, признан незаконным приказ директора департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля от 3 ноября 2017 года N 3925 "Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по улице ..."
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 6 апреля 2018 года резолютивная часть решения Кировского районного суда города Ярославля от 18 января 2018 года дополнена указанием на возложение обязанности на департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля в срок до 6 мая 2018 года повторно рассмотреть заявление Никитиной Г.А. от 4 октября 2017 года о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., и в этот же срок сообщить Кировскому районному суду города Ярославля и Никитиной Г.А. об исполнении данного решения.
Определением судьи Ярославского областного суда от 27 августа 2018 года департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля (решением муниципалитета города Ярославля от 22 февраля 2019 года N 227 переименован в департамент градостроительства мэрии города Ярославля) просит отменить решение Кировского районного суда города Ярославля от 18 января 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 6 апреля 2018 года и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 года административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 11 февраля 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает обжалуемые судебные акты правильными и оснований для их отмены не находит.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суды, руководствуясь положениями земельного законодательства Российской Федерации, пришли к выводу о неправомерности оспариваемого административным истцом приказа N 3925.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с указанным выводом судов первой и апелляционной инстанций согласна.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В Ярославской области отдельные вопросы бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в пределах полномочий Ярославской области как субъекта Российской Федерации регулирует Закон Ярославской области от 27 апреля 2007 года N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон Ярославской области от 27 апреля 2007 года N 22-з, Закон Ярославской области "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности"), а отдельные вопросы предоставления в аренду таких земельных участков - Закон Ярославской области от 8 апреля 2015 года N 14-з "Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон Ярославской области от 8 апреля 2015 года N 14-з).
Законом Ярославской области от 27 апреля 2007 года N 22-з определено, что граждане, имеющие трех и более детей, вправе приобрести бесплатно находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества (часть 3 статьи 2 в действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений редакции).
В силу части 1 статьи 3 Закона Ярославской области от 8 апреля 2015 года N 14-з граждане, имеющие трех и более детей и принятые на учет в качестве имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка на основании части 3 статьи 2 Закона Ярославской области от 27 апреля 2007 года N 22-з, имеют право на первоочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14-39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет их проекты для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного кодекса, и направляет принятое решение заявителю (в нем должны быть указаны все основания отказа).
Как следует из материалов дела, Никитина Г.А., как мать троих детей, в порядке части 3 статьи 2 Закона Ярославской области "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" принята на соответствующий учет.
Административный ответчик отказал Никитиной Г.А., имеющей в силу приведенных выше региональных законоположений право первоочередного приобретения находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, в предоставлении в аренду без проведения торгов испрашиваемого земельного участка на основании подпункта 11 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, который предусматривает, что извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Между тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, указанный земельный участок на момент возникновения спорных правоотношений не являлся предметом аукциона в смысле подпункта 11 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, отказ административного ответчика в предоставлении данного участка на основании данной нормы является незаконным.
При таком положении вывод судов о незаконном отказе в предоставлении Никитиной Г.А. земельного участка в соответствии с подпунктом 11 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является верным и обоснованным.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, о соответствии приказа директора департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля от 3 ноября 2017 года N 3925 положениям Земельного кодекса Российской Федерации аналогичны позиции административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций и основаны на ошибочном толковании норм названного кодекса, по существу, сводятся к переоценке выводов судов, проверялись ими и получили правильную правовую оценку в обжалуемых судебных актах.
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций ошибок в применении и толковании норм материального и процессуального права не допущено, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кировского районного суда города Ярославля от 18 января 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 6 апреля 2018 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля (в настоящее время - департамент градостроительства мэрии города Ярославля) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 января 2019 г. N 8-КА19-1
Текст определения опубликован не был