Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2019 г. N 36-АПА19-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
Председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Смоленского муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" о признании недействующим постановления департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 01 августа 2018 г. N 53 "О внесении изменений в постановление департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 27 ноября 2017 г. N 158" по апелляционной жалобе Смоленского муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" на решение Смоленского областного суда от 06 ноября 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения руководителя Смоленского муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" Войтовича В.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Смоленское муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" (далее - СМУП "Горводоканал") обратилось в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 01 августа 2018 г. N 53 "О внесении изменений в постановление департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 27 ноября 2017 г. N 158".
Решением Смоленского областного суда от 06 ноября 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, СМУП "Горводоканал" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить в связи с неверным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Смоленской области представлены возражения.
В судебное заседание представители департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике и прокуратуры Смоленской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, заслушав объяснения руководителя административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 5 данного Закона установление цен в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ, а также контроль за их выполнением отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике (далее - Департамент по тарифам) является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 3.1.36.1, 3.1.36.5 Положения о Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 09 июля 2012 г. N 432).
В соответствии с требованиями статей 18, 31 Закона о водоснабжении и водоотведении деятельность по осуществлению подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения подлежит государственному тарифному регулированию.
Порядок установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
Согласно пунктам 81, 82, 83 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; б) налог на прибыль.
Порядок расчета ставок тарифа на подключение (технологическое присоединение) определен разделом X "Расчет платы за подключение (технологическое присоединение)" Методических указаний N 1746-э.
Согласно пунктам 115, 116 названных Методических указаний при расчете ставки тарифов за подключение (технологическое присоединение) учитываются расходы регулируемых организаций на создание водопроводных и канализационных сетей и объектов на них, определенные с учетом предложений регулируемых организаций в зависимости от применяемых материалов, типа прокладки сетей, в том числе глубины залегания сетей, стесненности условий при прокладке сетей, типа грунтов.
По решению органа регулирования ставки тарифов на подключаемую нагрузку и протяженность водопроводной и канализационной сети могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от условий прокладки сетей. Диапазон диаметров водопроводных и канализационных сетей, а также условия прокладки сетей определяются в соответствии с укрупненными сметными нормативами для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.
В силу пункта 117 Методических указаний N 1746-э ставка тарифа на подключаемую нагрузку для регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения рассчитывается по формуле, представляющей собой отношение расчетного объема расходов на i-тый год на подключение объектов абонентов, не включая расходы на строительство сетей и объектов на них, тыс. руб. и расчетного объема подключаемой на i-тый год нагрузки (мощности), кроме мощности, подключаемой по индивидуально рассчитанной плате, м3/сут.
Согласно пункту 118 Методических указаний N 1746-э ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети устанавливается исходя из расходов регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и водоотведения на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения и объектов на них в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей и объектов на них, включая расходы на проектирование, с учетом уплаты налога на прибыль.
При расчете размера ставки за протяженность сети не учитываются средства, полученные на создание этих сетей и объектов на них, предусмотренные инвестиционной программой за счет иных источников, кроме платы за подключение, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 120 Методических указаний N 1746-э).
Из материалов дела следует, что СМУП "Горводоканал" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Согласно постановлению администрации г. Смоленска от 30 января 2015 г. N 124-адм СМУП "Горводоканал" является гарантирующей организацией в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, заключающей договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным сетям водоснабжения и (или) водоотведения г. Смоленска и осуществляющей получение платы за подключение (технологическое присоединение), рассчитываемой, в том числе, на основании утвержденных органом регулирования тарифов на подключаемую нагрузку.
Постановлением Департамента по тарифам от 27 ноября 2017 г. N 158 СМУП "Горводоканал" установлены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которыми ставка тарифа на подключаемую нагрузку в водопроводной сети на период с 2017 по 2020 годы установлена в размере 17,429 тыс. руб. за м3 в сутки; ставка тарифа на подключаемую нагрузку канализационной сети на период с 2017 по 2020 годы установлена в размере 24,465 тыс. руб. за м3 в сутки, при этом при расчете ставок на подключаемую нагрузку органом регулирования учитывались расходы по мероприятиям на строительство сетей и объектов на них.
Постановлением органа регулирования от 01 августа 2018 г. N 53 пункты 1 и 2 приложения вышеуказанного постановления изменены, ставка тарифа на подключаемую нагрузку водопроводной сети на период с 2018 по 2020 годы установлена в размере 1,979 тыс. руб. за 1 м3 в сутки. Ставка тарифа на подключаемую нагрузку канализационной сети на период с 2018 по 2020 годы установлена в размере 5,348 тыс. руб. за 1 м3 в сутки.
Основанием для принятия оспариваемого постановления послужил факт выявления органом регулирования несоответствия утвержденных ставок тарифа на подключаемую нагрузку требованиям законодательства. Органом регулирования из расчета ставки тарифа на подключаемую нагрузку для регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и водоотведения в соответствии с пунктом 117 Методических указаний N 1746-э и приложением N 8 к названным указаниям исключены расходы на строительство сетей и объектов на них.
По мнению СМУП "Горводоканал", органом регулирования необоснованно снижены ставки тарифов на подключаемые нагрузки водопроводной и канализационной сетей по подключению объектов недвижимости к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения в рамках инвестиционной программы на период 2018-2020 годы.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что пересмотр ставок тарифа на подключаемую нагрузку обоснованно осуществлен органом регулирования в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Правил регулирования тарифов, приведя ранее принятое решение в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Доводы СМУП "Горводоканал" о невозможности, в связи с принятием оспариваемого постановления, выполнения работ, предусмотренных инвестиционной программой по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Смоленска на 2017-2020 годы, утвержденной постановлением Департамента по тарифам от 28 сентября 2017 г. N 96, и финансируемых за счет средств платы за подключение, также правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными, поскольку расходы на увеличение мощности и расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов могут быть учтены только при расчете платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке.
Кроме того, согласно пункту 33 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" регулируемая организация имеет право обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о корректировке инвестиционной программы, в том числе на весь срок ее действия, с учетом изменения условий деятельности регулируемой организации, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Смоленского областного суда от 06 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Смоленского муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2019 г. N 36-АПА19-1
Текст определения опубликован не был