Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Светосервис-Кубань" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Управления закупок администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Аукционная комиссия) при проведении МКУ Управление коммунального хозяйства и благоустройства" Муниципального образования город Краснодар (далее - Заказчик), Управлением закупок администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Уполномоченный орган), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по технической эксплуатации объектов наружного освещения, находящихся в собственности муниципального образования город Краснодар (номер извещения 0318300119419000088) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной, Аукционной комиссией площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии:
1. Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе;
2. Аукционной комиссией ненадлежащим образом сформирован протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.03.2019 N 0318300119419000088-1 (далее - Протокол).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа в письменных возражениях не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.02.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 352 099 970,75 рублей;
3) источник финансирования - бюджет муниципального образования город Краснодар.
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -15.03.2019;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;
8) во время проведения Аукционе снижение составило - 0,99%;
9) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку 1 заявка участника Аукциона признана соответствующей требования документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 4 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
Вместе с тем, 27.03.2019 Комиссией Краснодарского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрен довод Заявителя в отношении неправомерного отказа в допуске к участию в Аукционе.
На основании изложенного, довод Заявителя в отношении неправомерного отказа в допуске к участию в Аукционе не подлежит рассмотрению ФАС России в соответствии с частью 11 статьи 105 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией ненадлежащим образом сформирован Протокол, а именно не указаны положения документации об Аукционе, в соответствии с которыми заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать, в том числе информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
В соответствии с Протокол Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям: "В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, в связи с предоставлением недостоверной информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, на основании раздела 3 "Инструкция по заполнению заявки" документации об электронном аукционе:
В предоставленном участником закупки предложении по применяемым товарам (материалам) установлен факт недостоверности информации:
- по позиции N 100 (гибкая светодиодная лента) сведений о товарах предложено 500 шт. светодиодов на 5 метров ленты с расстоянием между источниками света 10 мм, что не представляется возможным, поскольку светодиоды имеют свои размеры, которые не учтены.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона
N 44-ФЗ, требованиям аукционной документации, на основании раздела 3 "Инструкция по заполнению заявки" документации об электронном аукционе:
- по позициям NN 89, 96, 97 (лампа) представлены значения показателей, не соответствующие классу энергетической эффективности "А", заявленному участником".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что размещенный Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС Протокол не соответствует пункту 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, в связи с чем, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с Протокол Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям: "В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, в связи с предоставлением недостоверной информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, на основании раздела 3 "Инструкция по заполнению заявки" документации об электронном аукционе:
В предоставленном участником закупки предложении по применяемым товарам (материалам) установлен факт недостоверности информации:
- по позиции N 100 (гибкая светодиодная лента) сведений о товарах предложено 500 шт. светодиодов на 5 метров ленты с расстоянием между источниками света 10 мм, что не представляется возможным, поскольку светодиоды имеют свои размеры, которые не учтены.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям аукционной документации, на основании раздела 3 "Инструкция по заполнению заявки" документации об электронном аукционе:
- по позициям NN 89, 96, 97 (лампа) представлены значения показателей, не соответствующие классу энергетической эффективности "А", заявленному участником".
Пунктами 89, 96, 97, 100 раздела "Сведение о товарах (материалов)" документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товарам:
"пункт 89 "Лампа". Описание дуговая натриевая трубчатая лампа (ДНаТ); мощность, Вт 70; тип цоколя Е27; световой поток, Лм, не менее 6000; длина, мм не более 156;
пункт 96 "Лампа". Описание лампа ртутно-вольфрамовая смешанного света (ДРВ); форма лампы/колбы эллипсоидная; цоколь Е27; мощность, Вт 250; световой поток, Лм, не менее 5600;
пункт 97 "Лампа". Описание лампа ртутная высокого давления (ДРЛ); форма лампы/колбы эллипсоидная; цоколь Е27; мощность, Вт 125; световой поток, Лм, не менее 6300;
пункт 100 "Гибкая светодиодная лента". Расстояние между источниками света не более 17; количество светодиодов на пять метров, шт не менее 350".
В составе первой части заявки Заявителя по пунктам 89, 96, 97, 100 раздела "Сведение о товарах (материалов)" документации об Аукционе представлены следующие характеристики товаров:
"пункт 89 "Лампа". Описание дуговая натриевая трубчатая лампа (ДНаТ); мощность, Вт 70; тип цоколя Е27; световой поток, Лм 6000; длина, мм 156;
пункт 96 "Лампа". Описание лампа ртутно-вольфрамовая смешанного света (ДРВ); форма лампы/колбы эллипсоидная; цоколь Е27; мощность, Вт 250; световой поток, Лм 5600;
пункт 97 "Лампа". Описание лампа ртутная высокого давления (ДРЛ); форма лампы/колбы эллипсоидная; цоколь Е27; мощность, Вт 125; световой поток, Лм 6300;
пункт 100 "Гибкая светодиодная лента". Расстояние между источниками света 10; количество светодиодов на пять метров, шт 500".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что представленные в составе первой части заявки Заявителя конкретные значения показателей по пунктам 89, 96, 97, 100 не противоречат положениям раздела "Сведение о товарах (материалов)" документации об Аукционе.
При этом, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не явились, а также не представили документов и сведений, подтверждающих, что Заявителем в составе первой части заявки на участие в Аукционе по пунктам 89, 96, 97, 100 раздела "Сведение о товарах (материалов)" документации об Аукционе представлены конкретные значения показателей товаров, которые не соответствуют положениям документации об Аукционе и содержат недостоверную информацию.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) в соответствии с Законом о лицензировании лицензированию подлежат следующие виды деятельности, в том числе оказание услуг связи.
Пунктами постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" установлен перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, в том числе услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; телематические услуги связи.
В пункте 38.1 информационной карты документации об Аукционе установлены следующие требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, в том числе следующее: "Документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с п. 31 Раздела 1 (при наличии таких требований), или копии этих документов (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ). Предусмотрено в соответствии с Разделом 8 "Техническая часть. Описание объекта закупки".
Разделом 8 технического задания документации об Аукционе установлено следующее: "Требования к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом закупки (лицензия и др.): Наличие лицензий, выданных в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечня лицензионных условий": лицензия на телематические услуги связи; лицензия на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации".
Согласно извещению и документации об Аукционе предметом закупки является оказание услуг по технической эксплуатации объектов наружного освещения, находящихся в собственности муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта необходимо оказать следующие услуги, в том числе: "услуги по технической эксплуатации объектов наружного освещения, в том числе по обслуживанию электроустановок; должен быть обеспечен необходимый ежедневный уровень горения светильников (светоточек) в сетях наружного освещения города Краснодар; обеспечить наличие неснижаемого аварийного запаса материалов и оборудования; оказывать услуги по технической эксплуатации объектов наружного освещения, в том числе осуществлять управление объектами и сетями наружного освещения города Краснодар" и другие.
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении вышеуказанных лицензий, поскольку в рамках объекта закупки необходимо оказать услуги по технической эксплуатации объектов наружного освещения. При этом в техническом задании документации об Аукционе отсутствуют услуги, предусматривающие наличие у участника закупки лицензий на телематические услуги связи и услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не явились, а также не представили документов и сведений, подтверждающих правомерность установления требований к участникам закупки о предоставлении вышеуказанных лицензий.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, не предоставление в составе заявки вышеуказанных лицензий послужило основанием для признания заявки участника закупки с порядковым номером "3" не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 19.03.2019 N 0318300119419000088-3-1.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе излишнее требование о наличии вышеуказанных лицензий не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также действия Аукционной комиссии, неправомерно признавшей заявку участника закупки с порядковым номером "3" не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, нарушают часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) установлено, что в случае, если конкретное значение показателя не может быть обеспечено технологией производства с предусмотренной действующими стандартами (техническими условиями) точностью и в соответствии с действующими стандартами (техническими условиями) определяется производителем по результатам испытания готовой продукции и становится известным только при испытании определенной партии товара (материала) после его производства, в графе "Наименование показателя, технического, функционального параметра, ед. изм." такой показатель сопровождается соответственно фразами "не более", "более", "не выше", "выше" и/или "не менее", "менее", "не ниже", "ниже". В данном случае, если участник закупки не располагает конкретным значением показателя соответствующего требованиям, установленным документацией об аукционе, в виду того, что не имеет требуемый товар (материал) в наличии, участник закупки вправе указать в первой части своей заявки неконкретное значение такого показателя, оставив в графе "Наименование показателя, технического, функционального параметра, ед. изм." фразу "не более", "более", "не выше", "выше" и/или "не менее", "менее", "не ниже", "ниже". При этом указываемое участником в первой части заявки значение показателя должно удовлетворять требованиям, установленным в отношении такого показателя документацией об аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения Инструкции, устанавливающие необходимость определения участниками закупки наличия или отсутствия характеристик товаров, используемых при выполнении работ, вводят участников закупки в заблуждение, не позволяют заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом и ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащую Инструкцию, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Довод Заявителя в отношении неправомерного отказа в допуске к участию в Аукционе оставить без рассмотрения.
2. Признать жалобу ООО "Светосервис-Кубань" необоснованной.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения части 5 статьи 67, части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы от 22.04.2019 по делу N 19/44/105/1040 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.