Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),рассмотрев жалобу ООО "Квинтамед" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку стоматологических расходных материалов (номер извещения 0173100004819000111) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товару "Гель анестезирующий", подлежащего поставке в рамках исполнения государственного контракта;
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к техническим характеристикам товаров "Паста для снятия зубных отложений", "Инструмент стоматологический", подлежащих поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующих о соответствии продукции только единственных производителей, а именно "VOCO" Германия, "VDW" Германия.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.03.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 360 667,32 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -15.04.2019;
5) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 19.04.2019;
6) источник финансирования - Федеральный бюджет, КБК - 20203069990090049244;
7) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
8) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
9) дата проведения Аукциона - 22.04.2019;
10) в Аукционе принимали участие 2 участника закупки.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товару "Гель анестезирующий", подлежащего поставке в рамках исполнения государственного контракта, а именно неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки информации в отношении процентного содержания в составе товара вещества "лидокаина гидрохлорид".
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 25 технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, поставляемым в рамках исполнения контракта: "Анестезирующий гель" - "Гель анестезирующий. Основной компонент геля - лидокаина гидрохлорид (12%) - эффективно анестезирует и не оказывает аллергического действия на ткани. В упаковке не менее 30 мл".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, установление в техническом задании документации об Аукционе вышеуказанных требований обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.
При этом Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе обращения не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к техническим характеристикам товаров "Паста для снятия зубных отложений", "Инструмент стоматологический", подлежащих поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующих о соответствии продукции только единственных производителей, а именно "VOCO" Германия, "VDW" Германия.
Пунктами 22, 110 технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, поставляемым в рамках исполнения контракта:
"22. Паста для снятия зубных отложений" - "Не содержащая фтора паста для снятия зубных отложений Показания к применению/назначение: Для ручного или механического удаления налета Чистка зубов перед профилактическими мероприятиями, лечением гиперестезии шейки зуба и т.п. Преимущества: Чистящие частицы из специальной кремниевой кислоты Чистка без повреждения эмали Приятный мятный вкус. Упаковка не менее - 9 грамм";
"110. Инструмент стоматологический" - "Машинные инструменты для углового наконечника для расширения устьев корневых каналов и прохождения прямого отрезка коронковой части корневого канала, а также для удаления гуттаперчи из канала. Изготовлены из нержавеющей стали. Длинна не более 30мм Упаковка - не менее 6 шт".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что установление в техническом задании документации об Аукционе вышеуказанных требований обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил коммерческие предложения от 3 организаций, выразивших готовность поставить товар, удовлетворяющий вышеуказанным условиям (от 27.12.2018 N 27118/3, 27.12.2018 N 155, от 27.12.2018 N 134), в соответствии с которыми совокупности требований к товару по позиции 22 соответствует также продукция производителя "Premier", а по позиции 110 продукция производителя "Mallefer".
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя отсутствуют доказательства, позволяющие Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что совокупности требований к товару по позициям NN 22, 110 соответствует продукция исключительно производителей "VOCO" Германия, "VDW" Германия.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1.3 приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлено, что при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
Кроме того, согласно подпункту "в" пункта 2 Приказа N 126н положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 Приказа N 126н не применяются при проведении аукциона, если все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, содержат предложение о поставке указанных в Приложении товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 29.03.2019.
Согласно положениям документации об Аукционе, объектом закупки является поставка стоматологических инструментов и приспособлений (код ОКПД2 32.50.11.000).
Приложением к Приказу N 126н установлено, что товары под кодом ОКПД2 "32.5" Инструменты и оборудование медицинские, в том числе стенты для коронарных артерий, катетеры" включены в перечень товаров, для которых определены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Приказом N 126н.
Вместе с тем, изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно не установлены условия допуска товаров, работ, услуг в соответствии с Приказом N 126н.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика, поскольку заявки, поданные на участие в закупке, содержат предложения о поставе товара, страной происхождения которых являются, в том числе иностранные государства, в связи с чем, положения Приказа N 126н в данной закупке не подлежат применению.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в редакции действовавшей на момент размещения извещения о проведении закупки, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
При этом на заседании Комиссии установлено, что в пункте 4 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе требования к составу первой части заявки на участие в закупке установлены не в соответствии с действующей редакцией Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что участникам закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе необходимо представить согласие участника Аукциона на поставку товара, а также конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе.
При этом в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе не установлена инструкция по заполнению заявки на участие в закупке, позволяющая определить порядок указания участниками характеристик товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к составу заявки на участие в закупке нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика, поскольку на момент рассмотрения жалобы у Комиссии отсутствуют сведения, что вышеуказанные действия Заказчика повлекли или могли повлечь нарушение прав и интересов третьих лиц.
5. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной, в редакции действовавшей на момент размещения извещения о проведении закупки, в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
При этом, пунктом 2.2. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "Цена Контракта, составляет _____ руб. (_____)_____ коп., в том числе НДС _____ руб. (_____)_____ коп. (если НДС не облагается, указать основание. В случае если контракт будет заключен с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта)".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта установлено не в соответствии с действующей редакцией Закона о контрактной системе, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Квинтамед" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 14, части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 22.04.2019 N 19/44/105/1039 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.