Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СК Интег" (далее - Заявитель) на действия ГУ капитального строительства "Тулоблукс" (далее - Заказчик), ГКУ Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство нового корпуса ГУЗ "Тульский областной перинатальный центр" (номер извещения 0366200035619000651) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) не размещена рабочая документация;
2. В проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок оплаты выполненных работ;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование о соответствии используемого в рамках исполнения государственного контракта товара требованиям ГОСТов;
4. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе;
5. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование к сроку действия выписки из членов саморегулируемой организации;
6. В документации об Аукционе не установлен перечень объемов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно в рамках исполнения государственного контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570);
7. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 15.03.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 406 428 938 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 05.04.2019;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) до участия в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 11.04.2019;
8) источник финансирования - бюджет субъекта Российской Федерации, КБК - 827 09.01 01112R1113 414.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС не размещена рабочая документация.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно части 6 статьи 72 Градостроительного кодекса лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в том числе, в соответствии проектной документацией.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "части 6 статьи 72" следует читать "части 6 статьи 52"
При этом, частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании комиссии представители Заказчика сообщили, что проектная документация, разработанная в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", размещена в ЕИС в полном объеме, что позволяет определить объект закупки и сформировать заявку на участие в Аукционе.
В отношении не размещения в ЕИС рабочей документации, представители Заказчика пояснили, что согласно положениям Постановления Правительства от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", указанные документы (сведения) не предусмотрены в качестве обязательных разделов, кроме того, согласно пункту 5.1.4. проекта государственного контракта документации об Аукционе "Заказчик обязан в течении 10 (Десяти) рабочих дней с даты заключения настоящего контракта передать подрядчику на период строительства объекта:
- проектную и рабочую документацию в объеме, необходимом для начала производства работ на Объекте".
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено сведений, однозначным образом подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок оплаты выполненных работ.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 2.4. проекта государственного контракта установлено, что "Оплата за выполненные работы производится заказчиком по каждому этапу строительства, предусмотренному Графиком производства работ и Графиком оплаты выполненных работ, на расчетный счет подрядчика в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки этапа выполненных работ на основании акта сдачи-приемки этапа выполненных работ, акта приемки выполненных работ (форма КС-2), предоставления справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счета-фактуры , выставленного подрядчиком, а по завершении всего строительства объекта - с даты подписания заказчиком акта приемки законченного строительством объекта (форма КС-11) на основании акта приемки законченного строительством объекта (форма КС-11), акта сдачи-приемки этапа выполненных работ, акта приемки выполненных работ (форма КС-2), предоставления справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счета-фактуры. Предоставление аванса подрядчику не предусматривается".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что установление в проекте государственного контракта вышеуказанного порядка оплаты выполненных работ обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено сведений, однозначным образом подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование о соответствии используемого в рамках исполнения государственного контракта товара ГОСТам, а именно:
В пункте 41 "Функциональные и технические характеристики используемых материалов и оборудования" документации об Аукционе установлено требование о соответствии товаров перечню государственных стандартов без указания на конкретный товар, характеристики которого должны соответствовать положениям ГОСТ.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что сведения о качестве, технических характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке товара, используемого в рамках исполнения государственного контракта установлены в табличной форме в пункте 41 документации об Аукционе, при этом в отношении каждого товара установлено требование о соответствии конкретному ГОСТ.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе вышеуказанные требования не противоречат Закону о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель явку представителей на Заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно пункту 23 информационной карты документации об Аукционе "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным пунктом 41 части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт".
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что документация об Аукционе содержит инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, что позволяет участнику определить потребность Заказчика и подготовить заявку на участие в закупке.
При этом Заявитель явку представителей на Заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об аукционе неправомерно установлено требование к сроку действия выписки из членов саморегулируемой организации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктом 23 информационной карты документации об Аукционе установлено требование о предоставлении в составе заявки "Выписки (копия выписки) из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки, при этом указанная выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что установление вышеуказанных требований к сроку выписки из реестра членов саморегулируемой организации не противоречит Закону о контрактной системе.
При этом Заявитель явку представителей на Заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
При этом в соответствии с требованиями статьи 66 Закона о контрактной системе участники закупки в составе заявки на участие в Аукционе в целях подтверждения своего соответствия требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе представляют документы, действительные на момент подачи такой заявки.
Таким образом, Комиссия обращает внимание, что признание заявки несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе в случае если участником предоставлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации действительная на момент подачи заявок, но срок действия которой истек в период проведения закупочной процедуры, в том числе на момент окончания срока подачи заявки, установленном в документации об Аукционе, противоречит положениям действующего законодательства о контрактной системе и документации об Аукционе.
6. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе не установлен перечень объемов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно в рамках исполнения государственного контракта в соответствии с Постановлением Правительства N 570.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570 ) установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г. не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
В соответствии с положениями технического задания документации об Аукционе, объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Строительство нового корпуса ГУЗ "Тульский областной перинатальный центр".
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 43 документации об Аукционе содержатся возможные виды работ по строительству объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Кроме того, согласно пункту 5.3.38 проекта государственного контракта документации об Аукционе: "Подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту, виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных в документации о закупке, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570, определенные по предложению подрядчика, которые должны составлять в совокупном стоимостном выражении ________ % (не менее 25% (двадцати пяти процентов)) от цены Контракта и указаны в Приложении N 6 к настоящему Контракту".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе надлежащим образом установлены виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту, виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных в документации о закупке, постановлением Правительства N 570.
При этом Заявитель явку представителей на Заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно не представляется возможным определить, включена ли в объект закупки поставка медицинского оборудования.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно локальному сметному расчету N 03-17-ПБ-СМ.1 ЛСР установлена сметная стоимость мебели и инвентаря, вместе с тем, при этом сводным сметным расчетом стоимости строительства, являющимся неотъемлемой частью документации об Аукционе поставка оборудования, мебели, инвентаря, указанного в локальном сметном расчете N 03-17-ПБ-СМ.1 ЛСР, не предусмотрена.
Кроме того, согласно пояснениям представителей Заказчика, 03.04.2019 в ЕИС опубликован ответ на запрос о предоставлении разъяснений документации об Аукционе N РД1, согласно которому "Перечень медицинского и прочего оборудования, поставляемого и монтируемого подрядчиком в рамках проведения строительных работ по данному контракту, указан в проектно-сметной документации. Немонтируемое оборудование, указанное в проектной документации, не входящее в указанный перечень будет приобретаться, поставляться и монтироваться в рамках отдельных контрактов. Порядок и сроки передачи данного оборудования будут указаны в соответствующих контрактах".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что техническим заданием документации об Аукционе предусмотрены только монтаж и поставка оборудования неразрывно связанного с производством работ, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "СК Интег" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.