Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Лентехстрой" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" (далее - Заказчик), Комитета конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма, Республика Крым" (номер извещения 0175200000419000095) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен перечень видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570);
2. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещена предпроектная документация;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукциона, документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены объемы финансирования;
4. В проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно отсутствует пункт 4.2.
Представители Заказчика в письменных возражениях не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 29.03.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 557 420 000 рублей;
3) источник финансирования - Бюджет Республики Крым (субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Крым в целях софинансирования расходных обязательств Республики Крым по реализации перечня мероприятий (объектов) федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года"). КБК - 817050209001R1881414.
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -15.04.2019;
6) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) отменено Заказчиком - 09.04.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен перечень видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с требованиями Постановления Правительства N 570.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 1 Постановления Правительства N 570 определены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 570 установлено, что возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен перечень видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с требованиями Постановления Правительства N 570, поскольку при реконструкции тоннельного водовода такие виды, как "устройство кровли, фасадные работы, внутренние отделочные работы, устройство внутренних санитарно-технических систем" не производятся.
Пунктом 9 раздела "II.VII. Условия контракта" документации об Аукционе установлено 29 видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с Постановлением Правительства N 570, в том числе: устройство кровли, фасадные работы, внутренние отделочные работы, устройство внутренних санитарно-технических систем.
Из письменных возражений Заказчика следует, что вышеуказанные положения документации об Аукционе установлены в связи с тем, что объектом закупки является одновременно выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, в связи с чем, определить конкретные виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства N 570 возможно исключительно по окончании выполнения проектно-изыскательских работ.
При этом, из вышеуказанного перечня видов работ исключен ряд видов, которые однозначно не будут входить в перечень выполняемых в рамках исполнения государственного контракта работ, а также окончательные виды работ согласовываются после разработки проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом в ЕИС размещена предпроектная документация.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма, Республика Крым".
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно в ЕИС не размещены тома 1.3 "Часть 3 "Инженерно-геодезические изыскания", 1.4 "Часть 4 "Технический отчет об обследовании состояния существующих сооружений", в связи с чем участникам закупки в полной мере не представляется возможным ознакомиться с объемом выполняемых в рамках исполнения государственного контракта работ.
На заседании Комиссии установлено, что в разделе "Состав документации" пояснительной записки предпроектной документации поименованы тома 1.3 "Часть 3 "Инженерно-геодезические изыскания", 1.4 "Часть 4 "Технический отчет об обследовании состояния существующих сооружений". При этом указанные тома не размещены Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС.
Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что в томе 6 "Проект организации строительства" предпроектной документации размещены файлы с нечитаемыми символами.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в томе 6 "Проект организации строительства" предпроектной документации размещены файлы с нечитаемыми символами, которые ограничивают возможность для ознакомления с информацией и сведениями, содержащимися в указанном томе.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что участникам закупки в полной мере не представляется возможным ознакомиться с объемом выполняемых в рамках исполнения государственного контракта работ, а также указанные положения вводят участников закупки в заблуждение и ограничивает количество участников Аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, из жалобы Заявителя следует, что в томах 12.1 и 12.2 "Смета на строительство объектов капитального строительства" предпроектной документации содержатся разночтения в отношении номеров локальных смет, а также в томе 12.2 "Смета на строительство объектов капитального строительства" предпроектной документации содержится локально сметный расчет 02-02-14/16.0101.П-01-СМ.2.ЛС18.1, который не поименован в содержании указанного тома.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в томах 12.1 и 12.2 "Смета на строительство объектов капитального строительства" предпроектной документации содержатся наименования и номера смет, которые поименованы в содержании указанных томов.
При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих, что в томах 12.1 и 12.2 "Смета на строительство объектов капитального строительства" предпроектной документации содержатся разночтения в отношении номеров локальных смет, а также в томе 12.2 "Смета на строительство объектов капитального строительства" предпроектной документации содержится локально сметный расчет 02-02-14/16.0101.П-01-СМ.2.ЛС18.1, который не поименован в содержании указанного тома, в связи с чем, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукциона, документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены объемы финансирования.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Из жалобы Заявителя следует, что в извещении о проведении Аукциона установлен объем финансирования на 2022 год, который противоречит постановлению Правительства N 790 от 11.08.2014 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года" (далее - Постановление N 790).
Согласно извещению о проведении Аукциона объем финансирования на 2022 год составляет - 3 142 400 000 рублей.
В соответствии с пунктом 10 раздела II Приложения N 4 к Постановлению N 790 объем финансирования на 2022 год по объекту "Реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма, Республика Крым" составляет - 3 016 770 000 рублей.
Представители Заказчика в письменных возражениях пояснили, что информация о финансовом обеспечении закупки внесена в план закупок, план-график закупок, извещение о проведении Аукциона в соответствии доведенными лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом 1.6.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Первый этап включает выполнение проектно-изыскательских работ в соответствии с условиями настоящего контракта и заданием на проектирование (приложение N 1 к настоящему контракту), согласование проекта со всеми заинтересованными сторонними организациями, проведение государственных экспертиз и получение положительных заключений экспертиз: проектной документации, в том числе инженерных изысканий, достоверности сметной стоимости строительства, утверждение проектной и сметной документации Заказчиком, разработку рабочей документации".
Пунктом 3.3.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что Заказчик в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта на основании счета предъявленного подрядчиком выплачивает подрядчику аванс в размере 1,45% от цены контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных по данному объекту на соответствующий финансовый год.
Пунктом 3.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Оплата выполненных Подрядчиком работ осуществляется в следующем порядке: Заказчик производит оплату выполненных и принятых (без претензий) работ по инженерным изысканиям и проектированию одним платежом в полном объеме на счет Подрядчика после получения положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проектной документации и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства с учетом погашения аванса, указанного в п. 3.3.1 настоящего пункта Контракта в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента (дня) подписания Заказчиком акта приемки выполненных работ на проектно-изыскательские работы (Приложение N 7) и на основании счета, счета-фактуры (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) предъявленных Подрядчиком".
В соответствии с пунктом 2.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Планируемый объем финансирования работ в 2019 году составляет - 293 110 000 рублей".
Приложением N 2 к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлен график, содержащий перечень и предельный срок проектно-изыскательских работ, в том числе начало - с момента заключения государственного контракта, окончание - 500 календарных дней. Прохождение государственной экспертизы - 440 календарных дней.
Из жалобы Заявителя следует, что в 2019 году не представляется возможным освоить бюджетные средства в размере 293 110 000 рублей, поскольку в соответствии с приложением N 2 к проекту государственного контракта документации об Аукционе положительное заключение выдается через 440 календарных дней, что приходится на 2020 год.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Приложением N 2 к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлен график, содержащий предельные сроки проектно-изыскательских работ.
При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно отсутствует пункт 4.2.
Пунктом 4.1.19 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в случае необходимости принять на себя выполнение дополнительных работ, условия выполнения которых определяются Заказчиком. Дополнительные работы должны выполняться подрядчиком в рамках утвержденного Заказчиком календарного графика дополнительных работ.
Также, пунктом 4.2.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "В течение 15 (пятнадцати) дней с момента (дня) получения положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, разработать и представить на утверждение Заказчику ППР (проект производства работ), детализированный Календарный график производства работ по строительству, составленный в соответствии с формой, предусмотренной Приложением N 3 к настоящему Контракту, который оформляется дополнительным соглашением к Контракту. Подрядчик обязан, до начала производства работ, назначить лицо ответственное за осуществление строительно-монтажных работ и технику безопасности на Объекте с правом подписи документов, оформляющих отношения Сторон по настоящему Контракту. Полномочия такого ответственного лица Подрядчика должны быть подтверждены доверенностью или приказом Подрядчика с подтверждением соответствия поручаемых ответственному лицу действий его должностным обязанностям и квалификации и передать Заказчику документы, подтверждающие такое назначение".
Вместе с тем, учитывая, что вышеуказанные пункты проекта государственного контракта документации об Аукционе содержат взаимосвязь между собой, а также что Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил сведений о нарушении положений Закона о контрактной системе в виду отсутствия пункта 4.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе, Комиссия не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Лентехстрой" обоснованной в части ненадлежащего размещения в ЕИС предпроектной документации.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) отменено Заказчиком, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 10.04.2019 по делу N 19/44/105/928 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 апреля 2019 г. N 19/44/105/928 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был