В Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей (далее - Департамент) поступил доклад "Проблемы применения законодательства при отчете опекуна за расходование средств несовершеннолетних подопечных", подготовленный Фондом "Институт семейных просветительских и правовых программ" (далее соответственно - доклад, Фонд).
В докладе рассматриваются вопросы, касающиеся прав опекунов и их подопечных при расходовании опекунами средств, выплачиваемых на содержание подопечного, и представлении отчетов о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного (далее - отчет опекуна).
Доклад размещен на сайте www.isppp.site.
Проведенное Фондом исследование выявило недостатки в работе органов опеки и попечительства по защите прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных.
Так, исходя из проведенного анализа, специалистами органов опеки и попечительства в ряде субъектов Российской Федерации не проводится разъяснительная работа с опекунами, попечителями и приемными родителями о порядке использования номинального счета, предусмотренном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В докладе также отмечается, что в отдельных субъектах Российской Федерации специалисты органов опеки и попечительства неправомерно требуют от опекунов, попечителей и приемных родителей представления совместно с отчетом опекуна товарных чеков на продукты питания и мелкие бытовые нужды в нарушение Правил ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 (далее - Правила ведения личных дел).
Кроме этого, в некоторых субъектах специалисты органов опеки и попечительства запрещают или препятствуют опекунам в расходовании денежных средств, поступающих в виде пенсий и алиментов, на содержание ребенка.
Согласно статье 25 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, включая сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с пунктом 1 статьи 37 ГК РФ. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.
В соответствии с Правилами ведения личных дел в отчете опекуна указываются, в том числе, сведения о расходах на нужды подопечного, произведенных за счет полученных доходов (за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды).
Подобные нарушения прав и законных интересов опекунов (попечителей), приемных родителей и несовершеннолетних подопечных недопустимы.
Департамент просит довести данную информацию до руководителей и специалистов органов опеки и попечительства, организовать проведение разъяснительной работы по вышеуказанным вопросам с гражданами и специалистами органов опеки и попечительства и доложить о результатах проведенной работы до 15 мая 2019 г.
Одновременно департамент просит представить предложения по совершенствованию законодательства в указанной сфере и внесению изменений в нормативно-правовые акты Российской Федерации в срок до 15 мая 2019 г. по адресу электронной почты d07@mon.gov.ru.
Директор Департамента |
Е.А. Сильянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 8 апреля 2019 г. N 07-2211 "О направлении информации"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", май 2019 г., N 9