Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8
Планировочные и объемно-пространственные решения
Ключевые параметры
20-30% Доля объектов общественно-деловой инфраструктуры |
8-15 Плотность застройки территории |
га Площадь квартала |
м Ширина улиц |
этажей Этажность рядовой застройки |
Планировочная структура территории
Планировочная структура среднеэтажной модели основана на сравнительно крупных кварталах площадью от 0,9 до 4,5 га, предполагающих формирование улично-дорожной сети высокой плотности (15 ).
Максимальная площадь земельного участка равна 0,9 га и совпадает с минимальной площадью квартала. Кварталы таких размеров могут включать в себя один земельный участок для размещения жилой и многофункциональной застройки, более крупные кварталы разделяются на несколько участков. Такое разделение позволяет обеспечить гибкость и адаптивность территории к изменениям социальных и экономических условий.
Плотность застройки позволяет обеспечить достаточный поток пользователей для развития широкого спектра предприятий торговли и услуг повседневного спроса.
Сеть транспортно-пешеходных перемещений
Улицы в среднеэтажной модели представляют собой сомасштабные человеку открытые пространства, приспособленные не только для транзитных перемещений, но и для отдыха и досуга горожан на открытом воздухе. Ширина профиля до 43 м на главных улицах районного значения позволяет разместить вдоль фронта застройки широкие тротуары (4,6 м), комфортные для движения пешеходов вдоль витрин помещений стрит-ретейла в первых этажах. |
Ширина профиля главных улиц районного значения также позволяет разместить элементы рекреационной инфраструктуры и полосы озеленения.
Второстепенные улицы способствуют равномерному распределению транспортных потоков по территории модели. Это снижает интенсивность трафика и повышает безопасность движения.
Местные улицы служат для подъезда к входам в жилые дома и временного хранения автотранспорта на линейных парковках. Эти улицы используются в основном жителями расположенной вдоль них застройки. Для местных улиц рекомендуется криволинейная трассировка, с Т-образными перекрестками, чтобы исключить транзитное движение автотранспорта в тихих жилых зонах.
Для повышения пространственного разнообразия и стимулирования досуга на открытом воздухе в среднеэтажной модели размещаются небольшие площади порядка 0,8 га. Это делает их сомасштабными человеку и комфортными как для транзитного пешеходного движения, так и спокойного отдыха и встреч, посещения кафе в первых этажах зданий, формирующих одну или несколько границ площади. Интервал размещения наземных пешеходных переходов составляет не более 250 м для всех типов улиц.
Недостаток пешеходной связанности территории, возникающий в силу относительно крупных размеров кварталов (до 4,5 га), компенсируется за счет создания сквозных велосипедных и пешеходных путей через кварталы. Эти пути могут быть совмещены с внутриквартальными проездами, что создает предпосылки для уменьшения размеров квартала и уплотнения улично-дорожной сети в будущем: такие пути и проезды со временем могут быть выделены красными линиями и превращены в улицы. |
Непрерывная сеть велосипедных путей организована на всей территории среднеэтажной модели, как вдоль улиц, так и по другим открытым пространствам, включая площади, парки, скверы. Эти пути ведут к основным местам назначения - школам и детским садам, объектам торговли и услуг, культуры, отдыха и досуга, остановкам общественного транспорта. Территории, примыкающие к таким объектам и входам в них, оборудованы велопарковками.
В качестве основного вида ежедневных перемещений более половины жителей территорий среднеэтажной модели выбирают общественный транспорт. Это происходит благодаря высокому уровню обслуживания таким транспортом, что подразумевает большую провозную способность, четкое соблюдение интервала движения, приоритетность проезда, в том числе за счет создания выделенных полос. |
Маршруты общественного транспорта проходят по главным улицам районного значения и второстепенным улицам. Это позволяет оборудовать остановочные пункты в 5-минутной пешеходной доступности от каждого жилого дома. Многие остановки общественного транспорта совмещаются с небольшими помещениями для торговли, где можно приобрести свежую прессу или выпить кофе.
Повышение привлекательности общественного транспорта призвано содействовать снижению уровня автомобилепользования и, как следствие, потребности в автостоянках. Первое способствует предотвращению образования заторов на дорогах, второе - повышению компактности застройки за счет сокращения пространства, занимаемого парковками.
Функциональное разнообразие территории
Объекты общественно-деловой инфраструктуры располагаются во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях первых этажей жилой застройки, а также могут занимать другие нижние этажи или целые здания. Доля помещений, предназначенных для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры, увеличивается за счет применения гибкой конструктивной схемы, предусматривающей возможность смены профильной функции, например торговой на административную или производственную и обратно.
Центрами городской жизни в среднеэтажной модели служат в основном сегменты главных улиц районного значения и примыкающие к ним площади.. |
Доля непрерывного фронта застройки вдоль границ земельных участков, совпадающая с красными или планировочными линиями главных улиц районного значения, достигает 90%. Непрерывный фронт позволяет сформировать четкие границы между общественными пространствами улиц, площадей, скверов и внутриквартальными территориями.
Наряду с ограничением этажности застройки и размеров открытых пространств это способствует повышению уровня социального контроля и безопасности. Здания, выстроенные вдоль красных линий, обеспечивают приватность дворов жилой застройки.
Вдоль главных улиц районного значения границы формируются в основном объектами общественно-деловой инфраструктуры во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях первых этажей зданий. Непрерывный фронт может быть продолжен вдоль примыкающих к ним второстепенных улиц в радиусе 50-100 м от перекрестков. Социальный контроль и безопасность на таких улицах повышаются благодаря их просматриваемости через остекленные фасады кафе и магазинов и присутствие прохожих как в дневные, так и в вечерние часы.
Озеленение
Парки и скверы в среднеэтажной модели расположены в 5-7-минутной пешеходной доступности от каждого дома. Они рассчитаны на круглогодичное использование благодаря размещению укрытий от ветра, осадков и прямых солнечных лучей, установке беседок и пергол, отапливаемых павильонов.
Площадь парков в среднеэтажной модели не превышает 5 га, что обеспечивает их комфортную интеграцию в городскую среду, без создания значительных (более 100 м) разрывов в застройке. Небольшая озелененная территория интенсивно используется горожанами. Присутствие людей во всех частях парка в разное время суток способствует повышению уровня социального контроля и, как следствие, безопасности.
Скверы рекомендуемой площади 0,2 га используются жителями прилегающей застройки и служат как для отдыха и досуга на открытом воздухе, так и для комфортного пешеходного и велосипедного транзита. В скверах размещаются площадки для игр детей разных возрастов и для занятий спортом. |
Такое размещение позволяет избежать акустического дискомфорта для жителей многоквартирных домов, неизбежного при организации площадок для шумного активного отдыха во дворах жилой застройки.
Линейное озеленение вдоль улиц обеспечивает акустический и микроклиматический комфорт, стимулируя пешеходную активность горожан.
Жилая застройка
Застройка кварталов среднеэтажной модели сформирована зданиями от 5 до 8 этажей. При ограничении ширины профиля улиц и размеров земельных участков такая застройка обеспечивает формирование сомасштабных человеку пропорций улиц и дворов. Так, отношение ширины профиля главной улицы районного значения (45 м) к высоте расположенной вдоль нее рядовой 8-этажной застройки составляет примерно 1:2. Таково же отношение ширины профиля второстепенной улицы (23 м) к высоте, например, 5-этажной застройки. На участке максимального для модели размера 0,9 га двор имеет размер не более 0,5 га, или 70 х 70 м.
Среднеэтажная модель Стандарта предусматривает использование разнообразных типов зданий: многоквартирных секционных, коридорных или галерейных, блокированных домов, формирующих сплошной фронт застройки кварталов, а также башен и городских вилл, которые могут свободно размещаться в квартале и способствовать его пешеходной и визуальной проницаемости.
В многоквартирных зданиях, помимо входных групп и лестнично-лифтовых холлов, выделяются помещения коллективного пользования, назначение которых определяется по усмотрению жильцов. В этих помещениях может располагаться общая гостиная, детская игровая, спортивный зал и пр.
Расположенные в составе кварталов участки размером 0,1-0,3 га при размещении многоквартирных домов позволяют создать брандмауэрную застройку, обеспечивающую высокую протяженность фасадов вдоль красных линий. При этом сохраняется возможность для преобразования фрагментов застройки (отдельных зданий) без нарушения пространственной и функциональной целостности квартала.
Размеры земельных участков, предполагающие размещение блокированных домов, как и в малоэтажной модели, составляют 0,01-0,04 га. Угловые участки на перекрестках главных улиц могут быть большего размера (0,01-0,05 га) и предназначаться для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры. |
Среднеэтажная модель предполагает уровень жилищной обеспеченности 30-35 В каждой квартире есть как отдельные комнаты, например для семейной пары, так и общее пространство для совместного времяпрепровождения всех членов домохозяйства. Квартиры имеют гибкую планировку, которая предусматривает возможность увеличения количества комнат при изменении состава домохозяйства. Это позволяет обеспечить каждого члена семьи отдельной комнатой при появлении первого и даже второго ребенка.
У части жильцов квартир на первых этажах есть терраса или палисадник в индивидуальном пользовании и отдельный вход с улицы. Эти преимущества доступны для жителей не только блокированной застройки, но и квартир на первых этажах многоквартирных домов. |
Рекомендуемая доля жилых ячеек с отдельным входом и земельных участков составляет 50% для застройки блокированными домами и 5% - для многоквартирных домов.
Если застройку вдоль улиц образуют башни или городские виллы, граница между улицей и внутриквартальной территорией может быть сформирована при помощи стилобата или организации искусственного рельефа (оба решения позволяют разместить полуподземный паркинг).. |
Граница между улицей и внутриквартальной территорией также может быть обозначена при помощи размещения детских, спортивных площадок или мест кратковременного отдыха. Стандарт рекомендует избегать устройства ограждений внутриквартальных территорий в среднеэтажной модели. Заборами (высотой до 1,2 м) могут быть огорожены только палисадники при квартирах первых этажей.
Входы в жилые дома расположены со стороны улиц, при этом в большинстве подъездов организован сквозной проход во двор.
Площадки для сбора мусора размещаются вдоль местных улиц, чтобы обеспечить подъезд спецтранспорта, минуя внутриквартальные территории. Такие решения в сочетании с ограничением размещения автостоянок на внутриквартальных территориях позволяют создать полностью бестранспортное пространство во дворах жилой застройки, которое может использоваться для различных видов досуга.
Парковка и хранение автомобилей
Значительная часть всех наземных парковок для жителей среднеэтажной модели располагается вдоль улиц. Это позволяет ограничить количество автостоянок во дворах жилых домов. |
Разница между общим количеством машино-мест и количеством наземных автостоянок размещается в закрытых паркингах, например многоэтажных. В их первых этажах находятся магазины, химчистки, мастерские и пр. Эти паркинги располагаются рядом с остановками общественного транспорта, что повышает удобство пересадки с одного вида транспорта на другой и стимулирует развитие общественно-деловой инфраструктуры.
Гибкие конструктивные решения (в том числе каркасная схема, при которой можно разобрать каждое второе перекрытие и увеличить высоту этажа) позволяют изменить назначение паркингов на деловое или торговое при сокращении потребности в машино-местах, например, в связи с повышением роли общественного транспорта и развитием каршеринга.
Объекты образования
Школы в среднеэтажной модели - отдельно стоящие здания или комплексы зданий, расположенные в составе крупных (3-5 га) кварталов жилой и многофункциональной застройки или в специально выделенном квартале (как правило, рядом с парком, сквером). Чтобы избежать создания значительных (более 100 м) разрывов в застройке и компактно разместить образовательные учреждения на территории проектирования, максимальная площадь участков школ ограничивается до 1,8 га. Такой размер участка позволяет разместить школу на 825-1150 мест, включающую в себя все ступени образования.
Площадь участка школы может быть уменьшена до 1,2 га при выносе в прилегающий парк или сквер спортивных и игровых площадок для детей среднего и старшего школьного возраста. Отделяют такой парк или сквер от школы либо местные улицы, на которых предусмотрены меры по успокоению трафика, либо пространство совмещенного движения пешеходов и автомобилистов |
Во внеучебное время такие помещения школ, как актовые и спортивные залы, мастерские и пр., могут использоваться местными жителями (в том числе для проведения общественных мероприятий).
В целях повышения адаптивности среднеэтажной застройки к изменениям социального и экономического контекста здания школ возможно формировать на основе полуавтономных функциональных блоков, объединенных вокруг центрального многофункционального пространства (атриума). При снижении численности детей школьного возраста каждый из этих блоков может быть легко оборудован отдельным входом и приспособлен для размещения культурных, досуговых или деловых объектов.
В среднеэтажной модели рекомендуется размещать детские сады вместимостью не более 150 мест. Эти сады могут быть встроены или пристроены к жилым домам. |
Такое размещение создает возможности для смены назначения объекта при снижении рождаемости и уменьшении количества детей дошкольного возраста. Отдельно стоящие детские сады могут занимать часть территории квартала жилой застройки, но не отдельный квартал.
Визуальное разнообразие территории
Индивидуальный облик территорий средне-этажной модели формируется с помощью застройки разной этажности, что позволяет создать узнаваемый силуэт каждого квартала.
Высотные здания-акценты рекомендуется размещать вдоль главных улиц районного значения, а также в радиусе 50-100 м от их пересечений с другими улицами. Это могут быть башни на угловых участках в жилых кварталах, отдельно стоящие офисные здания, павильоны станций метро, вокзалы, спортивные или досуговые центры. Такие здания становятся символом всей территории как для местных жителей, так и для посетителей. Этими символами могут стать также отдельные визуальные акценты, например объекты паблик-арта. |
Узнаваемые решения остановочных и торговых павильонов, групповые посадки деревьев, цветники, элементы мощения способствуют улучшению навигации для пешеходов и велосипедистов на территории среднеэтажной модели.
Визуальные акценты располагаются на оживленных перекрестках, пересечениях улиц со сквозными велопешеходными путями через кварталы, подчеркивают входы в парки и скверы.
<< Глава 7. Развитие территорий согласно среднеэтажной модели |
Глава 9. >> Параметры среднеэтажной модели |
|
Содержание Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.