Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 23
Школы и детские сады
Школы и детские сады, рассматриваемые в Стандарте, - это отдельно стоящие здания или части зданий с прилегающей территорией или без нее, предназначенные для размещения учреждений дошкольного (детские сады для детей от 2 до 7 лет) и общего школьного образования всех или выделенного набора ступеней: начального (1-4 классы), основного (5-9 классы) и среднего (10-11 классы).
Параметры размещения школ и детских садов
1. Размер участка школы (макс.), га
Определяется как площадь территории в границах земельного участка школы, включая пятно застройки.
2. Размер участка детского сада (макс.), га
Определяется как площадь территории в границах земельного участка детского сада, включая пятно застройки. Удельные показатели площади участка на одного ребенка принимаются в соответствии с табл. Д1, СП 42.13330.2016.
Особенности регулирования
Регулирование параметров школ и детских садов направлено на повышение компактности их размещения на территориях жилой и многофункциональной застройки. Это способствует не только созданию плотной и сомасштабной человеку среды, но и более эффективному использованию земельных ресурсов.
Сегодня участки школ и детских садов размером от 30 до 120 га занимают до 20% от площади участка проектирования, а их здания составляют до 10% от общей площади застройки. При этом потребность в местах в школах и детских садах и, как следствие, их вместимость, от которой зависит размер выделяемого участка, подвержены колебаниям. Требуемая вместимость зависит от демографической ситуации на конкретной городской территории. Так, если при заселении новых жилых комплексов основную долю жильцов составляют молодые семьи, то нагрузка на детские образовательные учреждения достигает пика в первые десятилетия существования таких комплексов, а затем резко идет на спад. В связи с подобными колебаниями необходимо обеспечить компактность размещения школ и детских садов.
Решения по повышению компактности размещения школ в составе территорий жилой и многофункциональной застройки реализуются на основе трех основных способов размещения участков школы: в отдельном квартале, в одном квартале с жилой и многофункциональной застройкой или на участке, примыкающем к местному парку (см. илл. 44).
Размер участка школы
Размер территорий школ определяется их вместимостью. В зависимости от набора ступеней образования и числа классов этот показатель варьируется от 40 до 2000 и более учащихся31.
На территории школы выделяются зоны отдыха, физкультурно-спортивных занятий, оборудуются площадки для сбора мусора, организуются дорожки, проезды, стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки учащихся. Все это требует обширной площади территории, которая интенсивно используется школьниками, учителями, родителями не более 190 дней в году.
Для повышения компактности размещения школ в составе территорий жилой и многофункциональной застройки и увеличения эффективности использования земельных ресурсов Стандарт рекомендует следующие меры:
- вынос с участка школы части функциональных зон в прилегающий парк или сквер (при условии его пятиминутной пешеходной доступности и отсутствия необходимости пересечения улиц с разрешенной скоростью движения более 30 км/ч);
- обеспечение жителям прилегающей застройки доступа к школьным площадкам активного и пассивного отдыха (при отсутствии аналогичных площадок на территориях жилой застройки);
- размещение хозяйственных площадок (например, для сбора крупных бытовых отходов) и автостоянок на территориях общего пользования для совместной эксплуатации школой и жителями прилегающих кварталов;
- использование эксплуатируемой кровли школы для проведения занятий на открытом воздухе.
Рекомендуемые Стандартом меры позволяют снизить удельный показатель площади территории школы на одного ученика (см. табл. 6). Это дает возможность сократить размеры участков школ и предотвратить возникновение значительных разрывов в застройке, препятствующих формированию городской среды, приспособленной для пешеходных перемещений. Средняя по размеру школа (850-1000 мест) занимает участок около 3 га. За счет оптимизации размещения спортивных и игровых площадок, а также площади озеленения участок может быть уменьшен на 20-30%.
Стандарт рекомендует ограничивать предельные размеры участков школ до 1,8 га при размещении всех функциональных зон и до 1,2 га при выносе некоторых из них с участка школы. Максимальный показатель вместимости школ, которые могут разместиться на таких территориях, составляет 1150 мест*. При соблюдении параметров целевых моделей Стандарта в ходе развития территорий жилой и многофункциональной застройки это позволяет обеспечить места для всех учащихся в зоне пешеходной доступности.
------------------------------
* Рекомендации Стандарта не распространяются на размещение крупных образовательных комплексов, включающих детские сады и несколько школ со всеми ступенями образования и других уникальных объектов начального и среднего образования.
------------------------------
В случае когда планировка территории жилой и многофункциональной застройки основана на крупных кварталах (от 2 до 5 га), участок школы целесообразно размещать так, чтобы он примыкал к местному парку, скверу, жилым и общественным зданиям. При меньших размерах кварталов (до 2 га) школа может занимать отдельный квартал.
Табл. 6. Справочное распределение удельных показателей площади территории школ на одного ученика в зависимости от вместимости**
Вместимость, учащихся |
Площадь территории на одного учащегося при размещении всех требуемых функциональных зон, |
Площадь территории на одного учащегося при выносе части функциональных зон, |
>100 |
55 |
46 |
100-250 |
46 |
25 |
251-300 |
36 |
19 |
301-600 |
22,5 |
13 |
601-800 |
19,5 |
12 |
801-1100 |
16,5 |
10,5 |
------------------------------
** Расчет произведен на основе СП 251.1325800.2016 "Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования (с изменением N 1)". Приложение Г. Утвержден приказом Минстроя России от 17.08.2016 N 572/пр. и СП 118.13330.2012* "Общественные здания и сооружения". Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (с изменениями N 1, 2). Приложение Ж. Утвержден приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10.
------------------------------
В обоих случаях границы участка школы целиком или частично будут совпадать с красными линиями ограничивающих квартал улиц. Скоростной режим на этих улицах не должен превышать 30 км/ч, а на перекрестках и пешеходных переходах следует предусматривать меры по успокоению трафика: приподнятые пешеходные переходы, сужение проезжей части на перекрестках и пр. (см. илл. 17). Для снижения уровня шума и загрязнения воздуха со стороны проезжей части рекомендуется по периметру участка школы применять шумозащитный рельеф, кустарниковое и высокоствольное озеленение (см. илл. 38).
Размер участка детского сада
Стандарт рекомендует ограничивать предельные размеры участков детских садов до 0,57 га32 - для территорий, развиваемых согласно среднеэтажной модели. В центральной модели значение этого параметра составляет 0,4 га, в малоэтажной - 0,45 га.
Детские сады могут представлять собой отдельно стоящие здания с выделенной территорией или быть встроенными и встроенно-пристроенными к жилым и/или общественным зданиям. Для работающих родителей размещение детских садов рядом с местом приложения труда так же удобно, как и их размещение рядом с домом. Однако ограничение размера участка детского сада призвано стимулировать использование встроенных и встроенно-пристроенных детских садов небольшой вместимости (до 150 мест)33. Такая их организация имеет два основных преимущества:
- небольшие детские сады, равномерно распределенные по территории жилой и многофункциональной застройки, обеспечивают наиболее комфортную пешеходную доступность (5 мин. и менее) для всех жителей территории;
- встроенные в первые этажи или пристроенные к жилым зданиям детские сады небольшой вместимости удобны для смены воспитательной и образовательной функций на торговую или офисную при изменении демографической ситуации. Фасады таких детских садов и как минимум один вход рекомендуется ориентировать на местные улицы как наиболее предпочтительные с точки зрения скоростного режима, акустического комфорта и удобства подъезда личного автотранспорта родителей, которые привозят и забирают детей.
Дополнительные рекомендации
Повышение компактности размещения школ и детских садов связано не только с размерами их участков, но и с объемно-пространственными решениями зданий этих образовательных учреждений, а также способом их размещения на участке.
Существует три принципиальных решения по размещению зданий школ на земельных участках (см. илл. 43):
1. Здание школы формирует периметр участка.
2. Здание школы свободно расположено на участке и образовано несколькими блоками.
3. Здание школы представляет комплекс функциональных блоков, расположенных в обособленных зданиях.
Если здание школы формирует периметр участка, частично или полностью выходит на красные линии, то спортивные и игровые площадки размещаются во внутреннем дворе. Такое решение позволяет четко разграничить территорию школы на зоны, доступные только для учащихся, и зоны, куда также разрешен доступ посетителей (например, площадь перед входом в школу). При снижении потребности в образовательных учреждениях на выделенной территории жилой и многофункциональной застройки помещения школы, выходящие на красные линии, перепрофилируются для размещения стрит-ретейла, офисов и малых производств.
Второе решение - здание школы свободно расположено на участке и образовано несколькими блоками, объединенными общим ядром коммуникаций и общим многофункциональным пространством. Каждый из блоков со сменой функционального назначения в результате снижения числа детей школьного возраста может быть переведен в автономный режим работы за счет организации отдельного входа с улицы и ограничения доступа к общешкольному центральному ядру.
В третьем случае школа может быть организована по принципу университетского кампуса и представлять собой комплекс функциональных блоков, расположенных в обособленных зданиях. Такая конфигурация подходит для объектов образования большой вместимости или школ в районах с теплым климатом, где не требуется обогреваемых переходов между блоками.
Илл. 43. Конфигурация зданий школ
Компактность зданий школ и эффективность использования их помещений достигается не только за счет архитектурно-планировочных решений, но и при помощи создания на муниципальном уровне целостной системы объектов образования, отдыха, культуры и досуга. Это, в частности, предполагает:
- использование отдельных помещений школ для организации досуга и общественной жизни жителей (школьные спортивные и актовые залы, столовые, мастерские, библиотеки и пр. открыты для всех групп пользователей после уроков и/или во время каникул);
- кооперацию школ и других образовательных, спортивных, культурных и досуговых учреждений, расположенных в соседних кварталах (помещения близлежащих театров, музеев, библиотек, спортивных центров и пр. могут быть использованы в образовательной программе, что позволяет оптимизировать общую площадь комплекса школы и повысить эффективность использования городской общественно-деловой застройки).
Рекомендуемое Стандартом размещение детских садов в первых этажах жилых и общественных зданий не противоречит существующим санитарным нормам и правилам, а также позволяет обеспечить наилучшую пешеходную доступность детских садов и компактность застройки.
Илл. 44. Примеры расположения школ и детских садов в составе территорий жилой и многофункциональной застройки
<< Глава 22. Автостоянки |
Глава 24. >> Визуальные акценты |
|
Содержание Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.