Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5
Велосипедное движение
Растущая популярность использования велосипедов и других средств легкой мобильности в качестве городского транспорта приводит к необходимости организации велосипедной инфраструктуры: системы путей, парковок, мест обслуживания и ремонта и пр. Организация такой инфраструктуры обеспечивает возможность безопасного перемещения без личного автотранспорта, что способствует снижению уровня автомобилизации, увеличивая при этом физическую активность горожан.
В отношении организации велосипедного движения Стандарт устанавливает следующие общие рекомендации:
- размещать велопарковки как можно ближе ко входам в объекты общественно-деловой инфраструктуры и остановкам общественного транспорта;
- предусматривать меры по замедлению скорости велодвижения на пересечениях с пешеходными дорожками, на перекрестках;
- устанавливать вдоль маршрутов движения элементы велосипедной инфраструктуры: пункты велопроката и технического обслуживания, места длительного хранения и пр.;
- ширину полосы для одностороннего движения велосипедистов с возможностью обгона следует принимать 1,2 м, для двустороннего движения - 2,5 м;
- расстояния безопасности от края велодорожки (велополосы) следует назначать: до бордюра (высотой от 5 см) - 0,2 м; до ограничителей парковки, ограждений, дорожных знаков, опор освещения - 0,5 м; до озеленения - 0,5 м; до остановочных павильонов - 1,5 м (с возможным уменьшением до 0,5 м в стесненных условиях); до линейной парковки - 1,5 м (с возможным уменьшением до 0,75 м в стесненных условиях), до перпендикулярной и угловой парковки - не менее 0,6 м;
- при устройстве велополосы вдоль парковки следует предусматривать буферную зону шириной 0,75 м (0,5 м в стесненных условиях);
- поперечный уклон велополос и велодорожек рекомендуется принимать 2-5% и устраивать их односкатным;
- максимальный угол уклона пандусов не должен превышать 1:12 (8%);
- стойки велопарковок следует размещать на расстоянии: от тротуарного бордюра - 0,8 м; от фасада здания - 0,6 м.
Решения
1. Велодорожка
Велодорожка - это путь для велосипедистов, физически отделенный от проезжей части и пешеходного пути. При интенсивности движения > 70 вел/ч рекомендуется устройство двух разнонаправленных велодорожек с односторонним движением шириной 1,2-2 м. При интенсивности < 70 вел/ч - одной двухсторонней шириной 2,5-4 м*. Велодорожка обозначается знаком 4.4.1 и разметкой 1.23.3. Знак 4.4.1 устанавливается в начале велодорожки справа и действует до пересечения с проезжей частью, разметка 1.23.3 наносится на покрытие велодорожки. Разделять разнонаправленные велополосы следует разметкой 1.1, в местах пересечения с проезжей частью - наносить разметку 1.15. Разметка выполняется из лакокрасочных материалов, холодного пластика, термопластика или мощения. Для комфортного перемещения и удобства навигации велодорожку рекомендуется выделять цветом и (или) контрастным покрытием.
------------------------------
* П. 6.4 ГОСТ 33150-2014.
------------------------------
Решения
2. Велодорожка с озелененной буферной полосой
От пешеходной зоны тротуара велодорожку может отделять буферная полоса с линейным озеленением - это наиболее безопасное для пешеходов и велосипедистов решение. Каждые 50 м в озеленении следует предусматривать разрывы для съезда велосипедистов. От проезжей части велодорожку должна отделять техническая зона тротуара шириной не менее 0,5 м. Ширина односторонней велодорожки - не менее 1,2 м, двусторонней - не менее 2,5 м.
Велодорожки обозначаются знаком 4.4.1 и разметкой 1.23.3. Разделять разнонаправленные веполосы следует разметкой 1.1, в местах пересечения с проезжей частью - наносить разметку 1.15. Разметка выполняется из лакокрасочных материалов, холодного пластика, термопластика или мощения.
3. Велодорожка ниже уровня тротуара
В стесненных условиях разделение велосипедных и пешеходных потоков возможно за счет размещения велодорожки ниже уровня тротуара на 0,05-0,08 м и ее дополнительного обособления от пешеходной зоны буферной полосой шириной 0,5 м. Ширина односторонней дорожки в таком случае должна быть не менее 1,2 м, двусторонней - не менее 2,5 м. Между велодорожкой и линейной парковкой следует предусматривать техническую зону тротуара шириной 0,5-0,75 м.
Велодорожка обозначаются знаком 4.4.1 и разметкой 1.23.3. Разделять разнонаправленные велополосы следует разметкой 1.1, в местах пересечения с проезжей частью - наносить разметку 1.15. Разметка выполняется из лакокрасочных материалов, холодного пластика, термопластика или мощения.
Решения
4. Стыковка велодорожки с велопешеходной зоной
При пересечении велосипедистами площадей или других открытых пространств с пешеходным потоком малой или средней интенсивности велодорожку на въезде в такие пространства рекомендуется заканчивать и далее предусматривать устройство зоны совмещенного движения велосипедистов и пешеходов. Завершение велодорожки отмечается установкой дорожного знака 4.5.2 и рельефным покрытием - это вынудит велосипедиста замедлить скорость движения и предупредит его о преимуществе пешехода. Здесь же следует устанавливать велопарковку и пункт проката или размещать навигационные элементы, указывающие направления к ним. Необходимо также обеспечить простоту и удобство визуального ориентирования к продолжению веломаршрута на противоположной стороне зоны совмещенного движения.
5. Физическое обособление велодорожки от проезжей части
При интенсивности автомобильного движении более 2 000 авт/сут (от 150 авт/ч)* в целях повышения безопасности велосипедистов велодорожку рекомендуется отделять от проезжей части и линейной парковки буферной полосой шириной 0,5-0,75 м. Буферная полоса выделяется разметкой 1.16.1 и дополняется делиниаторами. Делиниаторы могут быть сплошными или прерывистыми, в виде отдельных сегментов, закрепленных на проезжей части.
В начале сплошного делиниатора рекомендуется устанавливать светоотражающие элементы и предусматривать разметку 2.1.1-2.1.3 для безопасности всех участников движения. Высота сплошного делиниатора - не менее 0,3 м. Отдельные сегменты следует выполнять с применением светоотражающих материалов. Рекомендуемое расстояние между этими сегментами составляет не более 1,5 м.
------------------------------
* П. 6.2. ГОСТ 33150-2014.
------------------------------
Решения
6. Совмещенная автобусно-велосипедная полоса
При отсутствии скоростных маршрутов общественного транспорта велополосы могут объединяться с выделенной полосой для движения общественного транспорта. Рекомендуемая ширина совмещенной полосы должна быть не менее 4 м: это расстояние обеспечивает возможности комфортного опережения как для автобуса, так и для велосипедиста (например, во время торможения, остановки и трогания автобуса). Знак 5.14 следует дополнять табличкой 8.4.13 и разметками 1.23.3 и 1.23. Автобусно-велосипедную полосу необходимо отделять от остальных полос движения буферной полосой шириной 0,75-1 м с установкой в ней делиниаторов.
7. Совмещенная автомобильно-велосипедная полоса
На местных улицах в жилой застройке, где скорость автомобилей не превышает 20 км/ч, на внутриквартальных и технических проездах целесообразно совмещать полосы для движения автомобилей и велосипедов. Рекомендуемая ширина такой полосы на улицах и проездах длиннее 200 м составляет 3,5 м, короче 200 м - 3 м. Между полосой и линейной парковкой следует предусматривать буферную зону шириной не менее 0,5 м.
Решения
8. Пешеходный переход с обособленным велопереездом
В целях обеспечения безопасности всех участников дорожного движения потоки пешеходов и велосипедистов при пересечении улиц рекомендуется разделять. Для этого необходимо устройство пешеходного перехода с обособленным велопереездом. Такой переезд размещается слева или справа от пешеходного перехода и выделяется разметкой 1.15 на расстоянии 10-20 см от разметки 1.14. Ширина велопереезда должна быть не менее ширины велодорожки или велополосы. На регулируемом пешеходном переходе с обособленным велопереездом возможна установка отдельных светофоров для пешеходов и велосипедистов, в случае если интенсивность этих потоков существенно (более чем в 1,5 раза) различается. В первую очередь проезжую часть пересекают те участники движения, чей поток интенсивнее.
9. Пешеходный переход, совмещенный с велопереездом
На улицах с малоинтенсивным транспортным потоком, в случае если вдоль них организованы велопешеходные дорожки или зоны совмещенного движения велосипедистов и пешеходов, пешеходный переход и велопереезд также допускается совмещать. На совмещенном с велопереездом пешеходном переходе велосипедисту спешиваться не обязательно. Это экспериментальное решение, в отношении которого нет установленных в ПДД разметки и дорожного знака. Поэтому и разметку, и знак можно назначать индивидуально для каждого проекта, сопровождая их обязательной информационной табличкой с необходимыми пояснениями.
Решения
10. Двойная стоп-линия
Двойная стоп-линия подразумевает разделение стоп-линии для велосипедистов и стоп-линии для остальных транспортных средств. Стоп-линия для велосипедистов при этом размещается ближе к пересечению проезжих частей, на расстоянии 2 м от светофора, для автотранспорта - на расстоянии 5 м. При повороте налево такая разметка позволяет велосипедистам выполнить этот маневр по траектории движения автотранспорта, что быстрее стандартного пересечения двух улиц на перекрестке вместе с пешеходами. При движении прямо такое решение обеспечивает видимость велосипедиста для водителей автотранспорта, поворачивающего направо, благодаря чему снижается вероятность наезда на велосипедиста.
11. Пересечение велодорожки с пешеходными и велопешеходными путями
Пересечение велодорожки с пешеходными и велопешеходными путями следует выделять разметкой, материалом и цветом на всю длину такого пересечения и на расстояние в 6-9 м в обе стороны от него. Рекомендуемый радиус скругления пересекаемого пути - 2,5 м. При наличии на таких путях буферной полосы, разделяющей велосипедный и пешеходный потоки, в ней необходимо предусматривать разрыв, превышающий ширину велодорожки на 1 м в обе стороны. Приоритет на таком пересечении отдан пешеходам.
Решения
12. Пункт обслуживания велосипедов
Каждые 1,5 км на веломаршрутах рекомендуется размещать пункт обслуживания велосипедов - в виде навеса или отапливаемого павильона. В этом пункте предоставляется минимальный набор ремонтных инструментов и оборудования, например, насос, ключи накидные и разводные, заплаты для ремонта шин, клей, размещаются вендинговые автоматы для продажи запчастей и пр. Совмещение пункта обслуживания с полноценным ремонтным сервисом, веломагазином и/или кофейней способствует популяризации велосипедных перемещений. Такой пункт обслуживания, в особенности в холодное время года, может использоваться как укрытие от неблагоприятных погодных условий.
<< Глава 4. Пешеходное движение |
Глава 6. >> Движение общественного транспорта |
|
Содержание Каталог 3 "Принципиальные архитектурно-планировочные решения. Благоустройство" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.