Департаментом безопасности мореплавания Минтранса России разработаны типовые Правила пожарной безопасности на морских судах, устанавливающие общие требования пожарной безопасности на находящихся в эксплуатации морских судах всех типов и назначений независимо от их конструктивных особенностей и силовых установок.
При подготовке Правил учтены замечания и предложения заинтересованных организаций. Окончательная редакция согласована МЧС России, Российским морским регистром судоходства, ФГУ "Служба морской безопасности", ФГУ "Государственная речная судоходная инспекция Российской Федерации", Союзом российских судовладельцев.
Руководствуясь Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ст. 17) и до введения в действие соответствующего технического регламента (ст. 8, ст. 46) Технический комитет постановляет:
1. Рекомендовать судовладельческим организациям на основе и в соответствии с нормами типовых Правил пожарной безопасности на морских судах разработать и утвердить стандарты организаций, устанавливающие правила пожарной безопасности на морских судах применительно к составу флота, находящемуся в эксплуатации, и включить их в состав документации систем управления МКУБ.
В случаях, когда по оценке судовладельческой организации типовые Правила не нуждаются в корректировке, они могут быть разосланы на суда и розданы персоналу без корректировки и введены в действие распорядительным актом судовладельческой организации. Изменения, вносимые при необходимости в Правила, не должны снижать уровень требований пожарной безопасности, установленный в них.
2. Рекомендовать Департаменту безопасности мореплавания Минтранса России разместить на сайте Минтранса России Правила пожарной безопасности на морских судах.
3. Рекомендовать Российскому морскому регистру судоходства включить типовые Правила пожарной безопасности на морских судах в состав Основных международных и национальных документов, относящихся к системе управления безопасностью судоходных компаний и при освидетельствовании судоходных компаний и судов, рассмотрении документации по СУБ проверять обеспеченность судов и персонала указанными Правилами.
Председатель ТК 318 "Морфлот" |
В.И. Пересыпкин |
Правила пожарной безопасности на морских судах
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают общие требования пожарной безопасности на находящихся в эксплуатации морских судах всех типов и назначений независимо от их конструктивных особенностей и силовых установок, а также на судах смешанного плавания (река-море), совершающих плавание по морским путям.
2. Для целей настоящих Правил применяются следующие основные понятия:
- судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации", Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207);
- судовладелец - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени или получившее его в доверительное управление;
- пожарная безопасность - состояние объекта (судна), при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей;
- противопожарный режим - комплекс установленных норм поведения людей, правил выполнения работ и эксплуатации объекта (судна), направленных на обеспечение пожарной безопасности;
- общесудовая тревога - тревога, объявляемая по указанию капитана судна (а в чрезвычайных ситуациях - вахтенным персоналом с последующим докладом капитану) в случаях необходимости подготовки судна к предотвращению предполагаемой опасности, поступления внутрь судна забортной воды, возникновения на судне взрыва, пожара, утечки газа или обнаружения первых признаков пожара - дыма и запахов гари;
- оперативный план тушения пожара - предварительно составленный план, предусматривающий организацию тушения пожара, оптимальный и запасные варианты применения сил и средств тушения пожара в конкретном аварийном помещении (отсеке) судна;
- центральный пост управления - пост управления, в котором сосредоточены средства управления и индикации следующего:
- стационарной системой сигнализации обнаружения пожара;
- автоматической спринклерной системой пожаротушения и сигнализацией обнаружения пожара;
- панелью индикации противопожарных дверей;
- закрытием противопожарных дверей;
- панелью индикации водонепроницаемых дверей;
- открытием и закрытием водонепроницаемых дверей;
- вентиляторами;
- сигнализацией общей/пожарной тревоги;
- системой связи, включая телефоны; и
- микрофоном системы громкоговорящей связи.
(Правило II-2/3.9 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., далее - СОЛАС-74);
- пожарный пост:
а) место, где сосредоточены пусковые устройства противопожарных систем, извещатели пожарной сигнализации для определенной части судна (отсека, главной вертикальной зоны, отдельных помещений);
б) хорошо видимое и доступное место, где расположены первичные средства тушения пожара и предметы противопожарного снабжения (пожарный кран, рукав и рукавный ключ, ствол, насадки, пожарный топор и др.).
3. Пожарная безопасность судов обеспечивается:
- конструкцией судов, их оборудованием и снабжением;
- поддержанием в рабочем состоянии и готовности к немедленному использованию противопожарного оборудования и средств для борьбы с пожаром;
- выполнением экипажем требований по эксплуатации судового оборудования;
- организационными мероприятиями по созданию системы противопожарной защиты судна;
- соблюдением противопожарного режима на судне;
- выполнением специальных требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ.
4. Требования к конструкции, оборудованию и снабжению судов, для обеспечения пожарной безопасности установлены главой II-2 СОЛАС-74, Международным кодексом по системам противопожарной безопасности (резолюция MSC.98(73) Международной морской организации - ИМО), частью VI тома I Правил классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства 1999 г. издания (далее - правила Регистра), издаваемых им с учетом даты постройки судна в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.
5. Правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, противопожарных систем и средств устанавливаются специальными инструкциями, которыми комплектуются суда в соответствии с требованиями СОЛАС-74 и правилами Регистра с учетом рекомендаций Руководства по техническому обслуживанию, ремонту и инспекциям противопожарных систем и средств (приложение к циркулярному письму ИМО от 13 мая 1998 г. MSC\Circ.850).
Выполнение требований указанных правил должно предусматриваться системами управления безопасностью судовладельческих организаций в соответствии с требованиями СОЛАС-74 и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (резолюция ИМО А.741(18).
6. Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной защиты судна, поддержание противопожарного режима на судне осуществляются в соответствии с требованиями СОЛАС-74, Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., далее - ПДНВ-78), предусматривающей требования к компетентности, профессионализму и квалификации членов экипажей судов и их оценку, и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.
7. Специальные требования пожарной безопасности, зависящие от специфических особенностей судов, типов силовых установок, а также подлежащих выполнению при перевозке различных грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ устанавливаются соответствующими нормативными документами.
8. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна возлагается на судовладельца.
Если судно передано другому предприятию для ремонта или отстоя, то противопожарные мероприятия и ответственность за его пожарную безопасность могут быть возложены на предприятие, принявшее судно для ответственного хранения на время ремонта или отстоя, если это условие установлено договором судовладельца и предприятия.
9. За противопожарную безопасность несет ответственность:
- судна, находящегося в эксплуатации или ремонте при наличии судового экипажа, - капитан судна;
- ремонтируемого судна при отсутствии судового экипажа - судоремонтное предприятие, что должно быть предусмотрено договором судовладельца и судоремонтного предприятия;
- судна, находящегося в доке, - предприятие производящее доковые работы независимо от наличия экипажа на судне, находящегося в доке.
10. Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности при проведении ремонтных работ подразделениями судоремонтного предприятия возлагается на предприятие, производящее эти работы.
11. Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, а также ремонтных и других видов работ, производимых силами судового экипажа или ремонтными бригадами, взятыми в рейс, возлагается на капитана судна.
12. О всех случаях пожара, принятых мерах по спасению людей и ликвидации пожара, последствиях, вызванных пожаром, капитан судна обязан сообщать судовладельцу и администрации морского порта регистрации судна (капитану морского порта).
13. Контроль выполнения эксплуатационных требований в отношении пожарной безопасности судна осуществляет капитан морского порта в соответствии с требованиями главы 1, правила 19 СОЛАС-74, статьей 5 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (далее - МАРПОЛ 73/78), статьей X ПДНВ-78, главой V Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и рекомендациями резолюции ИМО А.742(18).
II. Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной защиты судна
14. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей морских судов (постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 г. N 900, Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 33, ст. 4119), прошедшие соответствующую противопожарную подготовку в морских учебных заведениях по программам, одобренным Министерством транспорта Российской Федерации, учитывающие, в том числе, обязательные требования для подготовки и квалификации лиц командного и рядового состава специализированных судов определенных типов. (Глава V ПДНВ-78).
15. Лица, не являющиеся пассажирами и членами экипажа судна (подменные и ремонтные бригады, практиканты и т.п.), до выполнения возложенных обязанностей должны пройти инструктаж и приобрести знания:
- о символах, знаках безопасности и сигналах аварийно-предупредительной сигнализации;
- о подаче сигнала при обнаружении дыма или пожара, нахождении и использовании индивидуальных спасательных средств, путях эвакуации и месте сбора;
- об использовании переносных огнетушителей и действиях по открытию и закрытию противопожарных дверей;
- о методах и приемах первой медицинской (доврачебной) помощи.
16. На судах, имеющих на борту пассажиров, в срок не более 24 часов после выхода из порта должен быть проведен учебный сбор и противопожарный инструктаж всех пассажиров, ознакомление с местами нахождения и правилами пользования индивидуальными и коллективными спасательными средствами.
На пассажирских судах, заходящих в промежуточные порты и принимающих на борт новых пассажиров, должна проводиться периодическая радиоинформация о мерах и правилах пожарной безопасности.
17. Все вновь прибывшие члены экипажа судна должны пройти первичный инструктаж о мерах пожарной безопасности на рабочем месте.
Обучение и инструктаж по использованию спасательных средств и их снабжения и по использованию средств пожаротушения должны проводиться на судне как можно скорее, но не позднее чем через 2 недели после прибытия члена экипажа на судно, однако, если член экипажа приписан к судну в соответствии с определенным графиком, такое обучение должно проводиться не позднее чем через 2 недели после того, как он впервые прибудет на судно. Индивидуальный инструктаж может касаться различных частей судовых спасательных средств и судовых средств пожаротушения, однако все судовые спасательные средства и судовые средства пожаротушения должны быть рассмотрены в течение 2-х месяцев. (СОЛАС-74, правило III 19/4.1).
Проведение инструктажа возлагается капитаном судна на лиц командного состава и оформляется записью в журнале инструктажа, хранящегося у старшего помощника капитана.
18. Противопожарная подготовка на судне обязательна для всех членов экипажа. Она должна проводиться непрерывно в соответствии с планами технической учебы, утверждаемыми капитаном судна, и включать изучение:
- устройств и конструктивных особенностей судна;
- организации пожаротушения на судне;
- схем противопожарной защиты;
- мест сбора и обязанностей отдельных членов экипажа;
- стационарных и переносных средств пожаротушения, правил их эксплуатации, поддержании в исправности и готовности к действию;
- аварийных дыхательных устройств;
- личных обязанностей по борьбе с пожаром и личных процедур безопасности.
Также должны проводиться периодические практические учения (в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям) в соответствии с расписаниями по пожарной тревоге, согласно оперативным планам тушения пожаров, задачам и функциям аварийных партий (групп) по отработке операций по организации борьбы с пожарами и эффективному использованию средств пожаротушения.
Практические занятия проводятся по учебным тревогам, объявляемым по указанию капитана судна.
19. На судне должны проводиться общесудовые и частные учения по борьбе с пожаром.
Общесудовые учения подразделяются на подготовительные, зачетные и показательные.
Частные учения проводятся в составе аварийных партий.
20. Общесудовые учения проводятся со всем экипажем под руководством капитана судна по заранее подготовленному плану, к разработке которого привлекается весь командный состав судна. В зависимости от натренированности экипажа общесудовые учения проводятся в простых или сложных условиях с применением средств имитации: с задымлением помещений и принятием мер предосторожностей, исключающих возможность аварий на судне (а при стоянке в порту - с информацией капитана порта), а также вводных команд и инструктажей, определяющих сложность учебных задач.
21. Частные учения проводятся командирами аварийных партий по планам, утвержденным старшим помощником капитана судна, как по общесудовым тревогам, так и без объявления их.
22. Занятия по противопожарной подготовке должны проводиться не реже одного раза в месяц.
На пассажирских судах проведение экипажем учений по борьбе с пожаром и оставлению судна должно осуществляться не реже одного раза в неделю.
23. Члены экипажа, в обязанности которых входит разведка пожара, должны пройти обучение по устройству судна, использованию дыхательных аппаратов и изолирующих противогазов.
Данные о проведении учебных сборов, подробное описание учений по оставлению судна и по борьбе с пожаром, учений со спасательными средствами и содержание проводимых на судне учебных занятий должны заноситься в судовой журнал. Если учебный сбор, учение или учебное занятие не были проведены в полном объеме в назначенное время, то в судовом журнале должна быть сделана запись, поясняющая обстоятельства и объем проведенного учебного сбора, учения или учебного занятия. (Правило III/19.5 СОЛАС-74).
25. При перевозке опасных грузов до принятия их на борт экипаж должен получить информацию о взрыво- и пожароопасности груза, знать запрещенные и рекомендуемые огнегасительные средства, иметь в наличии и уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты, уметь использовать специальные средства тушения пожара применительно к принятому к перевозке грузу.
26. Организация противопожарной подготовки членов экипажа непосредственно на судне и ответственность за ее качество возлагается на капитана судна.
27. На судне в центральном посту управления либо в рулевой рубке или на видных местах в коридорах и вестибюлях должны быть вывешены планы общего расположения судна с указанием для каждой палубы:
- размещения постов управления;
- расположения огнестойких и огнезадерживающих конструкций;
- помещений, защищаемых системой пожарной сигнализации;
- помещений, защищаемых стационарными системами пожаротушения, с указанием местонахождения приборов и арматуры для управления их работой, а также расположения пожарных кранов;
- средств доступа в различные отсеки, на палубы и т.п. с указанием путей эвакуации, коридоров и дверей;
- систем вентиляции, включая устройства управления вентиляторами, с указанием расположения заслонок и опознавательных номеров вентиляторов;
- размещения противопожарного снабжения и аварийных дыхательных устройств;
- местонахождения инструкций по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок для тушения и локализации пожара.
28. Документация, содержащая сведения, перечисленные в п. 27 должна быть сформирована в буклет (брошюру), один экземпляр которого должен храниться у каждого лица командного состава и один в легкодоступном месте.
Специально защищенный буклет от воздействия морской среды должен постоянно храниться снаружи надстройки в брызгозащищенном укрытии, окрашенном в красный цвет и обозначенном специальным знаком (Fire plans), установленным правилами Регистра.
Требования к оформлению планов, включаемых в буклеты, а также размещению буклетов установлены указанными Правилами.
29. На судне должна быть разработана схема управления подразделениями судового экипажа в аварийных ситуациях (включая борьбу с пожаром) с образованием командных пунктов, постов, аварийных партий (групп) и назначением их командиров в соответствии с судовым расписанием по заведованиям.
Типовая схема управления с распределением обязанностей и ответственности приведена в отдельной инструкции об организации и действиях экипажа по борьбе за живучесть судна и охрану человеческой жизни на море.
30. На аварийные партии возлагается разведка пожара, осмотр отсеков (после пожара и взрыва), герметизация помещений, эвакуация людей, вынос раненых из аварийных помещений, постановка пластырей, заделка пробоин, удаление воды (в том числе скопившейся в результате тушения пожара), борьба с дымом и паром, ликвидация повреждений судовых систем и оборудования, разборка завалов, перекачка жидких грузов, взаимодействие с подразделениями Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательными подразделениями, экипажами судов, оказывающих помощь.
31. В порту, при увольнении экипажа на берег, ежедневно должна формироваться стояночная аварийная партия, способная обеспечить борьбу с пожаром и взаимодействие с подразделениями Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательными подразделениями и экипажами других судов.
Стояночные аварийные партии создаются из расчета не менее 1/5 численности экипажа при стоянке у причала и 1/3 - при стоянке на рейде.
Командиром стояночной аварийной партии назначается вахтенный помощник капитана, заместителем - вахтенный механик.
32. При формировании стояночных аварийных партий должны учитываться требования безопасности, устанавливаемые капитанами морских портов в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833) и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2002 г. N 705 "О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 39, ст. 3802).
33. В системе противопожарной защиты судна должен применяться сигнал пожарной (общесудовой) тревоги в виде непрерывного звонка громкого боя в течение 25-30 сек. Сигнал должен дублироваться по трансляции (громкоговорящим средствам связи) с указанием места возникновения пожара.
При выходе из строя звонка громкого боя, сигнал тревоги подается паровым свистком, тифоном или сиреной.
Отбой тревоги объявляется по трансляции (громкоговорящим средствам связи).
34. На судне должно быть разработано и постоянно корректироваться в соответствии с изменениями в составе экипажа расписание по пожарной тревоге, входящее составной частью в общее расписание по тревогам, включая шлюпочную, химическую, "Человек за бортом", "Радиационная опасность", "Борьба с разливами нефтепродуктов".
Типовая форма расписания по тревогам приведена в отдельной инструкции (п. 29).
35. При стоянке судна в порту должно разрабатываться ежедневное расписание по общесудовым тревогам, включая пожарную, вывешиваемое на видном месте у трапа судна.
Типовая форма стояночного расписания приведена в отдельной инструкции (п. 29).
36. Каждому члену экипажа судна должна быть выдана каютная карточка, содержащая описание сигналов тревог и выписку его обязанностей по тревогам, включая пожарную, с указанием места прибытия (сбора).
Каютная карточка должна быть прикреплена над койкой члена экипажа или на видном месте при выходе из каюты.
37. У спальных мест пассажиров или на видном месте при выходе из пассажирской каюты должна быть вывешена каютная карточка, содержащая полную информацию о действиях пассажира по тревогам, включая пожарную, местах сбора и использовании спасательных средств.
38. На судне должны быть разработаны и утверждены капитаном судна оперативные планы борьбы с пожарами для всех грузовых помещений, отсеков машинного отделения, кладовых горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, блоков жилых и служебных помещений, кладовых взрывчатых веществ (крюйт-камер), лабораторий, зрительных залов, постов управления и других помещений, подробный перечень которых определяет капитан судна.
39. Оперативные планы хранятся в папке руководящих документов по борьбе с пожаром на главном командном пункте и у командиров аварийных партий согласно схеме управления подразделениями экипажа судна в аварийных ситуациях (п. 29).
Командирам аварийных групп должны быть выданы выписки из оперативных планов, в которых указываются команды и действия группы по тушению пожара.
Состав, содержание и примерный оперативный план приведены в отдельной инструкции (п. 29).
40. На пассажирском судне должны быть разработаны "Схемы путей эвакуации" с указанием всех возможных путей эвакуации пассажиров и экипажа из различных помещений и отсеков, включая использование иллюминаторов и производство вырезов в конструкциях судна.
Количество схем путей эвакуации и места их расположения на видных и хорошо освещенных местах в различных помещениях судна определяются капитаном судна.
На пассажирском судне полный комплект схем путей эвакуации должен быть оформлен в виде стенда, расположенного в вестибюле судна, с указанием значения сигналов тревог, изложением инструкции по использованию индивидуальных спасательных средств и рисунками по тексту изложения.
Организация эвакуации людей при пожаре определяется отдельной инструкцией и учитывается судовым расписанием по тревогам.
41. Для размещения и хранения противопожарного снабжения на судне должны быть оборудованы специальные кладовые и пожарные посты, размещаемые и комплектуемые согласно правилам Регистра.
Количество пожарных постов устанавливается правилами Регистра в зависимости от размерений и конструктивных особенностей судна. Расположение пожарных постов заносится в план общего расположения (п. 27) и приводится в расписании по тревогам.
42. Над местом расположения пожарного поста должна быть помещена надпись красными буквами на белом фоне "Пожарный пост" и на видном месте - опись хранящегося снабжения.
Отсутствие на штатных местах оборудования, указанного в описи, не допускается.
43. Условия хранения противопожарного снабжения (включая температурный режим) должны отвечать требованиям правил Регистра и инструкциям по эксплуатации и применению конкретных изделий и материалов.
III. Поддержание конструктивных элементов судовой противопожарной защиты, систем пожаротушения и пожарной сигнализации, противопожарного оборудования и снабжения в постоянной готовности
44. На судне не должна нарушаться целостность противопожарных переборок и теплоизоляция на них. Не допускается неисправность противопожарных дверей и заслонок, механизмов управления ими как дистанционных, так и в местах установки.
45. На каждой противопожарной двери в районе ручного привода должна быть помещена надпись на русском и английском языках, поясняющая порядок закрытия и открытия двери. Нарушения плавности хода, плотности прилегания дверного полотна к раме, наличие препятствий, затрудняющих закрытие и открытие, не допускаются.
46. Отсутствие на противопожарных закрытиях, запорных устройствах судовой вентиляции стационарных планок с надписями, содержащими наименование помещений куда они ведут, а для запорных устройств судовой вентиляции - принципа действия и наименования вентилируемого помещения, не допускается. При отсутствии стационарных планок должны быть сделаны и поддерживаться в рабочем состоянии соответствующие надписи.
47. Все противопожарные закрытия и запорные устройства судовой вентиляции, приводимые к готовности по общесудовой (пожарной) тревоге, должны иметь маркировку, установленную стандартами в судостроении. Порядок их открытия и закрытия, расстановка временных вахт у закрытий и т.п. устанавливаются капитаном судна и учитываются в расписании по тревогам.
Применяемые знаки безопасности взамен аналогичного значения надписей, используемых, в частности, для указания путей эвакуации людей, должны соответствовать общепринятому стандарту.
48. Судовые противопожарные трубопроводы должны иметь отличительные знаки, соответствующие требованиям стандартов в судостроении.
49. На судне должен быть разработан план технического обслуживания огнестойких, огнезадерживающих конструкций и устройств для закрытия отверстий в них, дистанционных и местных установок приводов этих устройств.
План разрабатывается на основе инструкций по эксплуатации этих устройств в составе документации, находящейся на судне и одобренной Регистром. Разработка планов возлагается на лиц командного состава согласно расписанию по заведованиям.
50. Выполнение плана технического обслуживания и требований инструкций по эксплуатации и техническое состояние конструкций и устройств должно контролироваться проведением инспекционных проверок (в системе управления безопасностью - самопроверок) противопожарных дверей и заслонок с испытанием управления с мест их установки не реже 1 раза в 3 месяца и дистанционного управления не реже 1 раза в год.
Противопожарные конструкции должны проверяться внешним осмотром не реже 1 раза в месяц.
Результаты проверок, принятые меры по устранению недостатков с указанием даты должны быть внесены в судовой журнал.
51. На судне должны быть инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту всех систем пожарной сигнализации и пожаротушения, а также подробные наставления и руководства, определяющие действия экипажа при неисправности или выходе из строя каждой системы.
52. На основе документации, указанной в п. 51, на судне должны быть разработаны планы технического обслуживания систем пожарной сигнализации и пожаротушения и проверки их в действии согласно предписаниям инструкций по эксплуатации.
Разработка планов возлагается на лиц командного состава согласно расписанию по заведованиям.
53. Выполнение планов технического обслуживания, требований инструкций по эксплуатации и техническое состояние систем пожарной сигнализации и пожаротушения должно контролироваться проведением инспекционных проверок (в системе управления безопасностью - самопроверок) с периодичностью:
а) один раз в неделю:
- системы оповещения по пожарной тревоге и системы аварийно-предупредительной сигнализации;
б) один раз в месяц:
- состояние запорных кранов стационарных противопожарных систем (надлежащее закрытое или надлежащее открытое);
- давление в сухих трубопроводах спринклерной системы (по показанию манометров);
- уровень в напорных танках спринклерной системы (по водомерному стеклу);
- автоматическое срабатывание насосов спринклерной системы при снижении давления в системе;
- работа пожарных насосов;
- отсутствие утечек огнетушащих веществ из резервуаров (баллонов) стационарных систем пожаротушения;
в) один раз в 3 месяца:
- срабатывание автоматической аварийно-предупредительной сигнализации спринклерной системы (для чего используются проверочные краны каждой секции);
- надлежащее состояние международного берегового соединения;
- плотность зажимов пусковых тросов клапанов баллонов с углекислотой (СО 2) стационарных систем пожаротушения;
г) один раз в год:
- проверка в действии систем обнаружения пожара и работоспособности всех стационарных систем пожаротушения на основе пены и распыленной воды;
- надлежащее состояние всех доступных компонентов стационарных систем пожаротушения;
- надлежащее давление и производительность всех насосов, включая насосы спринклерной системы;
- проверка в действии всех пожарных кранов;
- плотность антифриза в системах им заполненных;
- проверка в действии соединения спринклерной системы с судовой пожарной магистралью;
- гидравлические испытания пожарных шлангов в рабочем состоянии при заполнении их водой;
- надлежащее состояние всех управляющих клапанов стационарных систем пожаротушения (проверка осмотром);
- все трубопроводы газовых систем должны быть продуты сжатым воздухом.
Результаты проверок, принятые меры по устранению недостатков с указанием даты должны быть внесены в судовой журнал.
54. Все средства измерений, установленные на системах пожаротушения и пожарной сигнализации, (включая датчики), а также используемые для контроля за состоянием воздушной среды (концентрация газов, паров и т.п.) должны быть поверены в органах государственной метрологической службы или откалиброваны соответствующей службой судовладельца в соответствии с Федеральным законом от 27 апреля 1993 г. N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" (Ведомости Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 811).
55. Все предметы противопожарного снабжения: переносные средства противопожарной техники, аппараты, инвентарь и расходные материалы, должны храниться на судне в состоянии постоянной готовности и условиях, соответствующих требованиям правил Регистра с обеспечением свободного доступа к переносным средствам и удобств по их использованию по назначению.
56. Израсходованные или пришедшие в негодность предметы противопожарного снабжения должны быть пополнены, отремонтированы либо заменены.
57. Поддержание в постоянной готовности к применению технически сложных противопожарных средств снабжения должно осуществляться в соответствии с требованиями инструкций по их эксплуатации.
58. Выполнение требований инструкций по эксплуатации и правил размещения и хранения противопожарного снабжения, установленных правилами Регистра, техническое состояние снабжения должно контролироваться проведением инспекционных проверок (в системе управления безопасностью - самопроверок):
- еженедельно - баллонов дыхательных аппаратов на отсутствие падения давления (травления воздуха);
- ежемесячно - все снаряжение пожарных, огнетушители, пожарные краны, шланги и стволы (нахождение на установленных местах и состояние, соответствующее установленным требованиям);
- ежеквартально - надлежащее состояние кладовых (пожарных постов) с противопожарными средствами согласно перечню хранящегося имущества и требованиям к его состоянию;
- ежегодно - установленное расположение, зарядное давление и состояние всех огнетушителей;
- один раз в пять лет - всех баллонов дыхательных аппаратов гидростатическим давлением.
Результаты проверок, принятые меры по устранению недостатков с указанием даты должны быть внесены в судовой журнал.
IV. Противопожарный режим
59. К основным причинам возникновения пожара на судне относятся:
- неосторожное или небрежное обращение с открытым огнем, нагревательными приборами, небрежное курение;
- неисправности электрокабелей, электрооборудования, освещения, судовых механизмов и нарушение правил их эксплуатации;
- попадание топлива на раскаленные и горячие поверхности механизмов и выхлопных трубопроводов;
- искрообразование при работе котлов, камбузных печей и при ударах;
- воспламенение горючих газов и паров нефтепродуктов;
- нарушение правил производства сварочных работ и работ с открытым огнем;
- разряды статического и атмосферного электричества;
- самовоспламенение грузов, в том числе в результате смешения несовместимых опасных грузов;
- самовозгорание материалов.
60. К самовозгоранию способны:
- ветошь, пакля, парусина, белье, одеяла и другие абсорбирующие материалы, хранящиеся в сыром виде навалом, в тюках или связках, или пропитанные нефтепродуктами, растительными маслами и животными жирами;
- скопления промасленных металлических опилок, стружек и влажного размельченного угля;
- дерево, длительное время соприкасающееся с низкотемпературным источником теплоты (например паропроводом с температурой свыше 100°С);
- грузы опасные соответствующих классов по ГОСТ 19433 с учетом их совместимости.
61. Все отсеки и помещения судна должны использоваться по своему назначению в соответствии с проектной документацией. Переоборудование судовых помещений, установка дополнительных конструкций, полок и стеллажей (в т.ч. временных) для складирования и хранения изделий и материалов допускается только по согласованию с Регистром.
62. На судне не допускается:
- загромождать коридоры, внутренние и наружные трапы;
- сушить и хранить на отопительных приборах или вблизи них одежду, горючие предметы и материалы;
- устраивать под внутренними трапами места для хранения горючих материалов;
- производить самостоятельные изменения в электроснабжении судовых помещений, устанавливать дополнительные штепсельные розетки, разветвители (тройники), устанавливать удлинители и нештатные предохранители;
- использовать нештатные электрические и электронагревательные приборы;
- оставлять без наблюдения включенные в сеть электронагревательные приборы, теле- и радиоприемники, магнитофоны электроосвещение и другие токоприемники, если это не установлено или допускается соответствующими инструкциями;
- накрывать тканью, бумагой или другими сгораемыми материалами электролампы;
- курить в неустановленных местах;
- использовать емкости из горючих материалов для сбора бытового и производственного мусора,
а также хранить:
- горючесмазочные материалы в открытой таре;
- самовозгорающиеся материалы навалом, в тюках, связках в сыром виде или пропитанными нефтепродуктами, маслами, жирами, красками, лаками и растворителями (в т.ч. загрязненные и сырые угольные мешки, свежевыкрашенную парусину в сложенном виде);
- легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы в местах, не предназначенных для этих целей.
63. На судне в любое время суток должен быть обеспечен доступ во все запираемые помещения. При запертой двери ключ не должен оставаться в замке с внутренней стороны помещения. К каждому замку должно быть в наличии не менее двух ключей.
Закрывание на замки дверей, находящихся на путях эвакуации, не допускается.
64. Первый комплект ключей должен храниться:
- от помещений станций пожаротушения, кладовых комплектов снаряжения пожарных, румпельного отделения, дверей запасных выходов в специальных шкафчиках, размещенных у входа в эти помещения и непосредственно у запасных выходов;
- от специальных помещений, помещений с материальными ценностями и других, запираемых на ключ согласно судовому распорядку - у заведующих помещениями в соответствии с расписанием по заведованиям;
- от ящика (шкафа) с пиротехническими средствами и кладовой с изолирующими противогазами - на ходовом мостике в специальном ящике;
- от кают экипажа - у лиц, их занимающих;
- от кают пассажиров - в специально отведенном месте вблизи группы кают.
65. Второй комплект ключей от всех помещений, за исключением кают членов экипажа, должен храниться в специально отведенном месте на судовой доске (шкафчике). Доска с ключами должна закрываться на замок, опечатываться и находиться под наблюдением вахтенной службы. Ключ от доски должен храниться у вахтенного помощника капитана.
Второй комплект ключей от кают членов экипажа с занумерованными бирками должен находиться на хранении в месте, установленном старшим помощником капитана. Доска с ключами должна запираться на замок, опечатываться, а ключи от доски и помещения храниться у вахтенного помощника капитана.
66. В распоряжении капитана судна должны быть универсальные ключи, обеспечивающие открытие всех судовых помещений, выдаваемые им на случаи экстренной необходимости помощникам капитана и вахтенному помощнику при увольнении членов экипажа на берег во время стоянки в порту.
67. Во время общесудовой (пожарной) тревоги двери кают и других жилых помещений должны быть открыты.
68. Места для курения на судне устанавливаются приказами капитана судна.
Составу вахты курение на судне разрешается в рулевой рубке без выхода на открытые части мостика, в радиорубке, в центральном посту управления судовой силовой установкой, расположенном вне машинного отделения. В указанных местах для курения должны быть в наличии пепельницы.
В общественных местах для курения (курительных комнатах и салонах) должны быть установлены урны из негорючего материала с водой для гашения окурков, спичек и пепла и знаки, соответствующие общепринятому стандарту.
Выбрасывание окурков и спичек за борт не допускается.
Курение в каютах судов (за исключением танкеров, перевозящих жидкие нефтепродукты, газовозов, судов - бункеровщиков) допускается при наличии пепельниц.
69. В зависимости от условий плавания, перевозимого груза, проведения бункеровочных и погрузо-разгрузочных работ с пожаро- и взрывоопасными грузами, обнаружения признаков загазованности помещений, правил безопасности, установленных капитаном порта, приказом капитана судна установленный для повседневных условий плавания режим курения может быть изменен:
- при стоянке танкеров у грузовых нефтяных и газоприемно-раздаточных причалов во время грузовых операций, приема балласта в недегазированные грузовые танки, дегазации и зачистки танков курение разрешается в одном-двух помещениях в кормовой части судна, не имеющих дверей, иллюминаторов и других отверстий, выходящих непосредственно в сторону грузовых танков;
- во время хода танкера может быть допущено курение в штурманской и радиорубке, а также кают-компаниях и салоне капитана при закрытых иллюминаторах,
- не допускается курение в общих местах для курения, расположенных на открытых частях палуб.
70. На судне не допускается использование открытого огня (за исключением производства огневых работ согласно полученному разрешению капитана):
- в трюмах, гаражах, ангарах, бункерах, других помещениях при перевозке опасных грузов, в хранилищах всех видов жидкостей (грузов), пары (пыль) которых в смеси с воздухом образуют горючие взрывоопасные смеси;
- вблизи вскрываемых танков (цистерн) и в местах разборки трубопроводов грузовых, топливных, масляных систем;
- в аккумуляторных помещениях;
- в фонарных, малярных кладовых, плотницких мастерских и кладовых грузовых шлангов;
- в шкиперских кладовых и кладовых ветоши и пакли;
- в кладовых муки и сухой провизии;
- вблизи шахт и головок вентиляции;
- вблизи легковоспламеняющихся материалов, баллонов с горючими и взрывоопасными газами;
- для целей освещения во всех помещениях судна;
- вблизи мест вскрытия каких либо частей котлов и обеспечивающих их работу механизмов и арматуры (до полного охлаждения и полного вентилирования котла) и частей двигателей внутреннего сгорания;
- при промывке деталей механизмов легковоспламеняющимися жидкостями.
71. Пассажирам запрещается перевозить в багаже взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества и предметы.
72. Все горючие предметы и материалы не должны соприкасаться с электропроводкой, электроарматурой и нагревающимися конструкциями.
73. При стоянке у причала судно, в случае необходимости, должно быть готово к быстрому отходу от него при возникновении пожара на причале или соседнем судне.
74. При перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ устанавливаемый на судне противопожарный режим должен обеспечивать выполнение специальных требований пожарной безопасности нормативных документов на перечисленные работы.
75. Обшивка и теплоизоляция коллекторов двигателей внутреннего сгорания, котлов, пароперегревателей, трубопроводов, других нагревающихся до высоких температур поверхностей, включая фланцевые соединения, должна содержаться в исправном состоянии.
76. Утечки топлива и масла у механизмов и трубопроводов не допускаются. Причины, вызывающие эти утечки, должны немедленно устраняться. У механизмов и устройств, инструкциями по эксплуатации которых допускается просачивание горюче-смазочных материалов через уплотнительные устройства, должны быть установлены поддоны для их сбора.
На поддонах также должны находиться масленки, используемые для открытой смазки трущихся частей механизмов в процессе их обслуживания в течение вахты. Смазочные материалы должны храниться в специальных плотно закрывающихся шкафах.
77. При разборке и чистке устройств и арматуры с применением нефтепродуктов необходимо пользоваться поддонами. Все пятна нефтепродуктов на плитах машинных помещений и других поверхностях, вызванные недопустимыми протечками, должны немедленно устраняться путем протирки этих поверхностей ветошью насухо.
78. Попадание горюче-смазочных материалов на горячие поверхности не допускается.
Устройства (в частности, экраны), предусмотренные на случай аварийного повреждения топливных и масляных трубопроводов и арматуры и предотвращающие попадание струи на горячие поверхности, должны содержаться в предусмотренном конструктивном исполнении и быть надежно закреплены.
79. Средства управления поступлением воздуха в машинные помещения (открытия и закрытия светового люка, кольцевых пространств вокруг дымовых и выхлопных труб в кожухе судовой трубы, закрытия раструбов вытяжной вентиляции и вентиляционных заслонок, пуском и остановкой нагнетательных и вытяжных вентиляторов) должны быть исправны и готовы к немедленному действию.
80. Установка каких-либо приспособлений для удержания в открытом (или закрытом) состоянии средств управления поступлением воздуха в машинные помещения, а также арматурой топливных и масляных систем не допускается.
81. Горюче-смазочные материалы, попавшие в льяла машинных помещений должны удаляться. Скапливание их в льялах не допускается.
82. В машинных помещениях не допускается хранение:
- легкоиспаряющихся нефтепродуктов (бензин, керосин и т.п.) красок, лаков, растворителей и разбавителей;
- горючих материалов (ветоши, пакли и др.) в соприкосновении с нагревающимися конструкциями.
83. В машинных помещениях должны выполняться следующие мероприятия:
- дымоходы, выхлопные коллекторы и искрогасители должны очищаться от сажи;
- промасленная ветошь и пакля должна складываться в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками и удаляться каждую вахту из машинных помещений для сжигания или сдачи соответствующей портовой службе для утилизации. Ящики с промасленной ветошью должны устанавливаться в машинных помещениях не ближе 1 м от нагретых поверхностей машин и трубопроводов. Сухая ветошь должна храниться в металлических ящиках с плотно закрывающимися крышками. На ящиках для использованной и сухой ветоши должны быть нанесены соответствующие надписи;
- трубопроводы и арматура топливоперекачивающей системы должны проверяться на отсутствие неплотностей и утечек, а в процессе перекачки - на надлежащее заполнение цистерн и отсутствие переливов и переполнений. Установленные приборы сигнализации должны быть в исправном состоянии;
- пуск и остановка котлов, пользование факелами (запальниками) и их гашение, регулярная чистка форсунок (во избежание подтеков топлива) должны осуществляться в соответствии с правилами их эксплуатации;
- запорные краны на мерительных трубках топливных и масляных емкостей должны находиться в постоянно закрытом состоянии.
84. Сжигание промасленной ветоши и других отходов в инсинираторе или временной печи должна производиться под постоянным контролем специально назначенного для этой работы члена экипажа судна.
Сжигание ветоши и отходов в судовых котлах не допускается.
Хранить использованную ветошь, мусор и другие твердые отходы в инсинираторе и помещении, где он расположен, не разрешается.
85. Техническое состояние электрооборудования, кабельных трасс и их эксплуатация должны соответствовать требованиям установленных правил технической эксплуатации.
Не допускается:
- образование открытых токоведущих частей и их соприкосновение со сгораемыми конструкциями, материалами, источниками выделения тепла и влаги;
- обугливание и трещины в изоляции, наплавления, нагар и копоть в контактных соединениях;
- соединения кабельных трасс и проводов, не предусмотренные правилами эксплуатации (скручиванием);
- нарушения крепления электрооборудования и заземлений;
- эксплуатация электрооборудования при неисправном состоянии средств защиты от короткого замыкания и перегрузок;
- замена сработавших предохранителей самодельными вставками;
- использование светильников без колпаков и предохранительных сеток;
- использование в светильниках ламп большей, не допускаемой для них мощности, ведущей к перегреву;
- наличие в светильниках пересохшей и осыпавшейся изоляции;
- наличие вмятин и прожогов на трубах, в которых проложены кабели, отсутствие на них и защитной металлической оплетке заземлений.
86. Переносные светильники, используемые в помещениях, где возможно присутствие горючих паров и газов, должны быть низковольтными во взрывобезопасном исполнении.
87. Состояние изоляции всего электрооборудования должно регулярно проверяться и поддерживаться в соответствии с установленными нормами.
88. Нагрев подшипников работающих электрических машин и контактных соединений должен находится под постоянным контролем. Их перегрев не допускается.
89. В помещениях постов управления не допускается хранение легковоспламеняющихся жидкостей, газов и других горючих материалов.
90. На дверях аккумуляторных помещений постов управления должен быть нанесен знак "Осторожно! Опасность взрыва". Во избежание ударов батарей друг о друга и о другие предметы все оборудование аккумуляторного помещения должно быть надежно закреплено.
В аккумуляторном помещении не допускается:
- пользование спичками, свечами и другими источниками открытого огня;
- размещение приборов и прокладка электрических сетей (в т.ч. временных или транзитных), не относящихся к аккумуляторным батареям;
- использование переносных ламп и фонарей невзрывобезопасного исполнения;
- использование электронагревательных приборов;
- зарядка аккумуляторов при отсутствии вентиляции или перебоях в ее работе;
- проверка аккумуляторов с помощью нагрузочной вилки.
91. При работе с аккумуляторными батареями должен использоваться только изолированный инструмент, исключающий искрообразование при ударах. Зажимы батарей и наконечники проводов должны быть постоянно поджаты.
92. Хранение в одном помещении щелочных и кислотных аккумуляторов не допускается. В помещениях для хранения электролита и его приготовления не допускается хранить легковоспламеняющиеся материалы.
93. В посту управления аварийным дизель-генератором и помещении, где он расположен, должен соблюдаться противопожарный режим машинного помещения.
94. На ящике для хранения пиротехнических средств, расположенном на открытом мостике, должна быть нанесена надпись "Пиротехнические средства. Запрещается пользоваться открытым огнем".
95. Пиротехнические средства, (в т.ч. хранящиеся в спасательных шлюпках) срок хранения которых истек, должны заменяться по прибытии в порт. Пиротехнические средства, отказавшие в действии должны быть немедленно уничтожены (затоплены).
96. В плотницких мастерских:
- лесоматериалы и заготовки следует хранить на стеллажах или на подкладках, скопление лесоматериалов, готовой продукции из древесины и других горючих отходов не допускается;
- подогрев склеивающих материалов разрешается производить только в специальных клееварках, устанавливаемых в металлическом ящике или шкафу, оборудованных вытяжной вентиляцией. Применять для этой цели электроплитки не допускается;
- ежедневно, по окончании рабочего дня, должна производиться уборка помещения от стружки, опилок, промасленной ветоши, древесных и других горючих отходов. До начала уборки должны быть обесточены приборы и механизмы;
- хранение запасов легковоспламеняющихся жидкостей (лаки, растворители, краски, горючие клеи) сверх суточной нормы не допускается. Жидкости должны находиться в плотно закрытой таре и закреплены на стеллажах. По окончании рабочего дня они должны сдаваться в малярную кладовую.
97. В электромастерских:
- работа с горючими жидкостями допускается только при наличии над местом работы включенной вытяжной принудительной вентиляции;
- жидкости в количестве не более суточной потребности должны храниться в плотно закрытой небьющейся таре в металлическом ящике.
98. В токарных и слесарных помещениях должны соблюдаться требования противопожарного режима, установленные для машинных помещений.
99. В фотолаборатории:
- химические реактивы следует хранить в металлическом ящике с крышкой или металлическом шкафу;
- отходы фотобумаги, фотопленки и других горючих материалов необходимо собирать в металлический ящик и по окончании рабочего дня удалять из фотолаборатории;
- не допускается курить и пользоваться открытым огнем, применять нештатные электронагревательные и осветительные приборы, оставлять включенную электрофотоаппаратуру без присмотра, хранить в больших количествах фотопленку и фотобумагу, хранить легковоспламеняющиеся жидкости и другие посторонние горючие предметы и материалы.
100. В помещении камбуза:
- плиты, трубы, дымоходы, искрогасители, жироуловители и надплитные зонты должны содержаться в чистоте, регулярно, не реже одного раза в месяц, очищаться путем продувки, промывки и удаления сажи, жира и других наслоений;
- все работающие агрегаты должны находиться под постоянным наблюдением;
- в системах подачи жидкого топлива к плитам, на нем работающих, подтеки топлива не допускаются. При обнаружении подтеков топлива в трубопроводе или форсунках необходимо прекратить горение в плите до устранения причины подтекания и уборки пролитого топлива. Заполнять расходные бачки подачи топлива к плитам открытым способом с помощью ведер (без использования топливного насоса) не допускается. Все конструктивные элементы противопожарной защиты (поддоны у топливных форсунок и др.) должны быть в наличии и исправном состоянии;
- плиты, работающие на жидком топливе, должны разжигаться после тщательной их вентиляции в соответствии с инструкцией по эксплуатации, применение легковоспламеняющихся жидкостей для розжига плит (бензин, керосин и др.) не допускается;
- посуду с кипящим жиром или маслом необходимо закрывать крышками, предохраняющими от выплескивания и возгорания;
- скапливание в помещении камбуза мучной пыли на стенах, выступах, деталях и оборудовании, сушка одежды, полотенец и салфеток, хранение легковоспламеняющихся жидкостей, окисляющих веществ, промасленной ветоши не допускается;
- применение открытого огня во всех случаях, когда имеется опасность концентрации горючих и взрывоопасных газов, не допускается.
При грузовых операциях с опасными грузами, мойке и дегазации танков камбузные двери и иллюминаторы должны быть закрыты.
101. Работающее оборудование сауны не должно оставаться без присмотра. При обнаружении неисправности электрокамин сауны должен быть отключен с последующим докладом вахтенному помощнику капитана.
102. В помещениях гладилен не допускается:
- пользоваться электроутюгами с неисправными терморегуляторами;
- работать без специальных подставок для горячих утюгов;
- использовать при глажении бумагу;
- чистить одежду бензином, ацетоном и другими легковоспламеняющимися жидкостями.
103. В помещениях сушилен не допускается:
- укладка одежды и обуви непосредственно на защитные кожухи обогревательных приборов;
- сушка промасленной одежды навалом;
- оставление спичек, зажигалок, других легковоспламеняющихся предметов в одежде;
- сушка одежды после ее чистки растворителями.
104. В малярных и фонарных кладовых:
- легковоспламеняющиеся жидкости и покрасочные материалы должны храниться в герметически закрываемых емкостях, установленных на стеллажах в специальных гнездах. Выдача этих жидкостей и окисляющих материалов (гипохлорида кальция, хлорной извести и др.) должна производиться при достаточной освещенности, с разрешения старшего помощника капитана и уведомлением вахтенного помощника капитана, в количестве, не превышающем необходимой сменной нормы расхода;
- по окончании работ должна быть проверена плотность закрытия тары с легковоспламеняющимися жидкостями, убраны в поддонах и пролитые на палубу горючие жидкости и краска, иллюминаторы закрыты, вентиляция приведена в состояние, предусмотренное инструкцией по эксплуатации, освещение выключено, электроприборы обесточены и помещение закрыто;
- хранить вещества и материалы, которые могут опасно взаимодействовать друг с другом, загружать помещение излишним количеством материалов, загромождать подступы к средствам тушения пожара не допускается.
105. В шкиперских кладовых:
- все материалы должны храниться по сортности. Подверженные самовозгоранию, должны проверяться на увлажнение, попадание масла и жира с принятием соответствующих мер по просушиванию или изъятию;
- хранение легковоспламеняющихся жидкостей, масел и красок не допускается.
106. В прочих кладовых:
- не допускается хранение легковоспламеняющихся материалов и веществ, а также горючих материалов, для которых они не предназначены и должным образом не оборудованы.
107. В каютах экипажа и пассажиров не допускается:
- хранение взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ и материалов;
- протирка мебели и оборудования каюты бензином и другими легковоспламеняющимися жидкостями, не предназначенными для этой цели;
- просушивание одежды и других предметов на электрогрелках, батареях отопления;
- обертывание электроламп бумагой, салфетками и другими горючими материалами, использование светильников без плафонов;
- установка нештатных электровентиляторов без защитных сеток вблизи занавесок и других предметов;
- использование бытовых электронагревательных приборов;
- установка вешалок для одежды вблизи приборов отопления;
- курение в постели;
- оставление ключа в замочной скважине с внутренней стороны каюты при закрытой двери на ключ.
108. В общественных помещениях:
- после собраний экипажа заведующим помещением должен проводиться осмотр на отсутствие нарушений противопожарного режима с докладом вахтенному помощнику капитана;
- не допускается загромождать выходы и проходы дополнительной мебелью и другими предметами.
109. В медицинских помещениях:
- рентгеновская пленка должна храниться в специальном металлическом ящике или шкафу;
- легкогорючие медикаменты и материалы (вата, бинты) должны храниться отдельно от горючих жидкостей (эфир, спирт и др.) и вдали от отопительных приборов;
- электронагревательные и электрифицированные медицинские приборы должны устанавливаться на специальных подставках из несгораемых материалов и подключаться в соответствии с инструкциями по их эксплуатации;
- наличие кислородных подушек допускается только на время проведения лечебных процедур и в количествах, необходимых для этих целей. Хранение кислорода не допускается;
- курение не допускается.
110. На судне должна быть разработана и утверждена капитаном инструкция по проведению бункеровочных операций и технологическая карта приема топлива.
При бункеровке судна должны быть предприняты и реализованы следующие меры:
- объявлено дважды по судовой трансляции о приеме топлива с указанием борта (правого, левого) и о правилах пожарной безопасности, подлежащих обязательному исполнению при бункеровочных операциях;
- произведен инструктаж членов экипажа, участвующих в бункеровочных операциях;
- закрыты все наружные закрытия, включая иллюминаторы со стороны борта, с которого принимается бункер, и лобовой переборки надстройки судна;
- приведены в готовность к немедленному действию противопожарные средства;
- у места шланговки организован пожарный пост с первичными средствами пожаротушения (2 пенных, а в условиях отрицательных температур - 2 порошковых огнетушителя, покрывало для тушения пламени, ящик с песком, совковая лопата, поддон) и проложены две рукавные линии с пенными стволами наибольшей производительности;
- место приема топлива ограждено и обозначено знаками безопасности: "Запрещается пользоваться открытым огнем", "Запрещается курение", "Проход воспрещен";
- при наличии на борту пассажиров у места приема топлива должен быть выставлен специально проинструктированный вахтенный;
- при приеме бункера с берега в районе трапа вывешен щит с предупреждающей надписью "Внимание! Идет прием бункера";
- на мачте должен быть вывешен сигнал опасности (днем флаг "Б", ночью - красный огонь);
- при приеме и перекачке топлива в судовые танки (цистерны) должны быть приняты меры к исключению его выбрасывания через измерительные и воздушные трубы. Пролитое топливо должно немедленно удаляться с протиркой насухо мест его попадания, протирочный материал уничтожен или удален с судна. После удаления пролитого топлива в помещении оно должно быть тщательно провентилировано.
111. В процессе бункеровки не допускается проведение работ с применением открытого огня и вывод из готовности хотя бы одной из стационарных систем пожаротушения.
112. Проведение бункеровочных операций не допускается:
- во время грозы;
- при проведении погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами соответствующих классов, установленных нормативными документами на перевозку опасных грузов.
113. Об окончании бункеровки должно быть объявлено по судовой трансляции.
114. Снабжение судна маслами и другими горюче-смазочными материалами должно осуществляться в таре с применением средств подвоза и грузоподъемных механизмов, приспособленных для работы с горючими жидкостями в указанной таре.
115. Поставка на судно легковоспламеняющихся жидкостей должна осуществляться в металлических герметически закрывающихся емкостях вместимостью не более 20 л. Емкости не должны иметь повреждений, следов подтекания и загрязнений.
Поставленные на судно емкости должны быть немедленно разнесены и установлены в местах их постоянного хранения.
116. В период плавания экипажу судна или рабочей бригаде огневые работы разрешается выполнять в специальных помещениях, оборудованных согласно правилам Регистра и стандартам судостроения, или (кроме недегазированных наливных и комбинированных судов) на выносных сварочных постах, устроенных на открытой палубе и оборудованных по технической документации, согласованной инспекцией Регистра.
Аварийные огневые работы в судовых помещениях могут выполняться только в случаях крайней необходимости по получении специального разрешения капитана судна и после соответствующей подготовки места их производства.
117. На недегазированных наливных и комбинированных судах огневые работы разрешается проводить только в помещениях для электрогазосварочных работ.
118. К производству огневых работ допускаются лица, получившие разрешение капитана судна и имеющие квалификационное удостоверение на право их выполнения.
Форма разрешения на производство огневых работ приведена в Приложении.
119. Руководство огневыми работами возлагается на старшего механика судна.
Старший механик судна обязан:
- осмотреть место выполнения работ и определить меры обеспечения пожаробезопасности;
- проверить первичные противопожарные средства и инвентарь, привести в готовность к немедленному действию противопожарные системы и оборудование;
- обеспечить удаление всех пожароопасных материалов, расположенных у места производства работ и на прилегающих к нему участках;
- проверить возможность немедленной, в случае необходимости, герметизации помещения;
- проверить исправность оборудования, оснастки, спецодежды и средств индивидуальной защиты исполнителей работ;
- выставить у места выполнения работ наблюдающего за безопасностью и самочувствием исполнителя, а при необходимости - наблюдателей и в смежных помещениях;
- провести инструктаж исполнителей работ по правилам безопасности труда и пожаробезопасности с регистрацией и подписью инструктированных в журнале инструктажей;
- доложить капитану судна о готовности к огневым работам, получить у него письменные разрешения о допуске исполнителей к производству работ (Приложение) и известить вахтенную службу о начале работ.
120. Огневые работы разрешается одновременно проводить только на одном рабочем месте.
121. По окончании огневых работ помещение, где они производились и, при необходимости, смежные с ним должны быть тщательно осмотрены с извещением вахтенного помощника капитана судна и находиться под наблюдением не менее 5 часов.
122. Окрасочные работы во взрывопожароопасных закрытых помещениях судна, требующие осуществления комплекса противопожарных мер и постоянного контроля концентрации взрывоопасных паров и пылей, а также применения исполнителями работ средств индивидуальной защиты органов дыхания, должны производиться специализированными подразделениями береговых предприятий. Окрасочные работы на судне, выполняемые экипажем, производятся по согласованию с капитаном судна. Руководителями окрасочных работ назначаются старший помощник капитана или старший механик в зависимости от места их проведения (согласно расписанию по заведованиям). О начале и окончании работ должен извещаться вахтенный помощник капитана.
123. При подготовке к окрасочным работам необходимо:
- проверить вентиляцию помещения, наличие и исправность оборудования, инструмента и оснастки, необходимость временного электроосвещения;
- обеспечить место проведения окрасочных работ временным пожарным постом с пенным огнетушителем и покрывалом для тушения пламени, а при производстве работ в специальном помещении - проверить готовность к действию первичных средств пожаротушения, размещенных в нем;
- провести инструктаж исполнителей работ о мерах пожарной безопасности.
124. Приготовление и разбавление всех видов рабочих составов для выполнения окрасочных работ должно производиться в малярной кладовой или на открытой палубе. Количество указанных материалов в месте выполнения работ не должно превышать сменной потребности.
125. При выполнении работ по подготовке поверхностей к окрашиванию и окрашивании не допускается:
- удалять старую краску выжиганием;
- производить обработку горячих поверхностей и их окраску с применением пожаровзрывоопасных материалов;
- производить окраску электрооборудования под напряжением;
- осуществлять сушку поверхностей открытыми электронагревательными приборами.
126. По окончании работ очищенная оснастка, инструмент, порожняя тара должны быть сданы для хранения в специальную кладовую, помещение тщательно осмотрено и убрано, отходы удалены и обезврежены.
V. Противопожарная подготовка судна к ремонту, докованию и отстою
127. Для подготовки к заводскому ремонту на судне должны быть выполнены следующие работы:
- очищены трюмы, палубы, льяла от остатков пожароопасного груза, мусора, нефтесодержащих вод;
- сдано топливо (кроме запаса, необходимого для обеспечения живучести судна и по согласованию с судоремонтным предприятием, топлива, в районе размещения которого не планируется проведения огневых работ);
- зачищены и дегазированы грузовые танки, грузовые и зачистные трубопроводы, каффердамы, насосные и другие помещения, связанные с обращением груза;
- зачищены и дегазированы топливные, топливобалластные и масляные цистерны, внутри которых планируется проведение ремонтных работ, другие топливные и масляные цистерны с их трубопроводами заполнены инертными газами или водой;
- освобождены от взрывоопасных холодильных агентов трубопроводы и системы холодильной установки, резервуары, если в местах их размещения планируется проведение огневых работ;
- удалены с судна пиротехнические средства;
- проверена готовность систем и средств обнаружения, локализации и тушения пожара;
- переданы администрации судоремонтного предприятия: план пожаротушения, план расположения судовых помещений и выходов из них с указанием мест аварийных вырезов и откорректированных путей эвакуации, карта размещения горючих и смазочных материалов, приказ по судну о мерах по обеспечению пожарной безопасности, стояночное расписание по борьбе с пожаром;
- места аварийных вырезов отмечены отличительной краской с надписью "Аварийный вырез".
128. Полнота и качество принятых мер и выполненных работ по противопожарной подготовке судна к ремонту контролируется судоремонтным предприятием с привлечением, в необходимых случаях, инспекции Регистра и удостоверяется оформлением соответствующего акта в составе договорной документации (контракта) на проведение ремонтных работ.
129. До постановки судна в док должны быть выполнены следующие работы:
- экипаж судна ознакомлен с требованиями пожарной безопасности при стоянке судов в доке;
- совместно с администрацией дока откорректировано судовое расписание по пожарной тревоге с учетом использования противопожарных сил и средств судоподъемного сооружения;
- зачищены и дегазированы грузовые танки, топливные и масляные цистерны с их трубопроводами по всему судну или отдельным районам, в которых будут проводиться ремонтные работы;
- сдано топливо (кроме необходимого для обеспечения живучести и нужд судна). Места расположения не освобожденных и не дегазированных топливных и масляных цистерн по палубе, по наружному борту (а после подъема судна - также по днищу) обозначены белой краской и надписями "Топливо!", "Не применять огонь!";
- удалены с судна все взрывоопасные и легковоспламеняющиеся грузы, предметы, вещества;
- проверена готовность судовых средств обнаружения, локализации и тушения пожара с записью в судовом журнале.
130. Полнота и качество принятых мер и выполненных работ по противопожарной подготовке судна к докованию контролируется судоремонтным предприятием-владельцем дока и удостоверяется оформлением соответствующего акта в составе контракта на выполнение доковых работ или общего контракта на выполнение всех ремонтных работ.
131. При подготовке судна к отстою необходимо:
- очистить трюмы, палубы, льяла от остатков пожароопасного груза, мусора, загрязненных нефтепродуктами вод;
- сдать топливо (кроме запаса, необходимого для обеспечения живучести и нужд судна в отстое, согласованного со службой капитана порта);
- зачистить и дегазировать грузовые танки, топливные и масляные цистерны с их трубопроводами, каффердамы, насосные и другие помещения, связанные с обращением наливных грузов;
- удалить с судна пиротехнические средства;
- провести контрольный замер сопротивления изоляции судовой электрической сети;
- проверить готовность к действию систем и средств обнаружения, локализации и тушения пожара;
- передать капитану порта (отстойного пункта) план расположения судовых помещений и выходов из них с указанием мест аварийных вырезов, карту размещения горючих и смазочных материалов;
- принять к руководству требования противопожарного режима при стоянке в порту, установленного капитаном порта, предоставившего место отстоя.
132. При наличии экипажа на судне, если он не снят на период отстоя, противопожарный режим должен быть обеспечен согласно правилам для судов, находящихся в эксплуатации.
По согласованию с капитаном порта (пункта отстоя) и информированием руководства местного гарнизона Государственной противопожарной службы на судне должно быть организовано и проведено учение по борьбе с пожаром при взаимодействии с привлеченными противопожарными силами и средствами пункта отстоя.
133. При передаче судна пункту отстоя при снятом с него экипаже полнота и качество принятых мер и выполненных работ по противопожарной подготовке судна к отстою контролируется с привлечением представителей капитана порта и органов государственного пожарного надзора и удостоверяется оформлением соответствующего акта в составе договорной документации (контракта) на отстой судна.
Приложение
РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВО ОГНЕВЫХ РАБОТ N ______
УТВЕРЖДАЮ
Капитан т/х __________________
______________________________
(подпись, расшифровка подписи)
"__"____________________20 г.
Выдано __________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, специальность, должность)
на производство _________________________________________________________
(указать конкретно каких огневых работ и место их проведения)
после выполнения следующих мероприятий, обеспечивающих безопасность: ____
Разрешение действительно с _______ часов "___"__________________20 г.
до _______ часов "___"__________________20 г.
Инструктаж о правилах безопасности труда и мерах пожарной безопасности
получил: ________________________________________________________________
(должность, подпись, расшифровка подписи лица, производящего работы)
Наблюдающий за безопасным проведением работ и самочувствием исполнителя:
_________________________________________________________________________
(должность, подпись, расшифровка подписи)
Согласовано: Электромеханик ______________________________
(подпись, расшифровка подписи)
Старший (главный) механик ______________________________
(подпись, расшифровка подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Министерства транспорта РФ от 31 октября 2003 г. N 10 "О правилах пожарной безопасности на морских судах"
Текст постановления опубликован не был