Настоящие методические рекомендации по созданию мест, в том числе рекомендации к обновлению материально-технической базы с целью реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого партнерства (далее - методические рекомендации) разработаны во исполнение контрольной точки 3.1.4 Плана мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) по созданию мест, в том числе рекомендации к обновлению материально-технической базы с целью реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, в том числе включающих: принципы, требования и задачи реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы с целью реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах; особенности реализации мероприятий в зависимости от территориальных особенностей; примерный инфраструктурный лист; описание принципов создания условий для реализации дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого партнерства; примерные методические комплексы для реализации образовательных программ на обновленной материально-технической базе; организационно-финансовые и управленческие принципы функционирования; базовый перечень показателей результативности; типовые локальные нормативные акты, в том числе план ("дорожную карту").
Методические рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования Центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в субъектах Российской Федерации (далее - Центры).
Применение настоящих методических рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).
I. Общие положения
1.1. Определение
Центры создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, расположенных в сельской местности и малых городах, и направлены на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по предметным областям "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности".
Совокупность образовательных организаций, на базе которых создаются Центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", составит федеральную сеть Центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".
1.2. Цель и задачи Центров
Целью создания Центров является обеспечение условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей, а также обновления содержания и совершенствования методов обучения предметных областей "Технология", "Информатика" и "Основы безопасности жизнедеятельности".
Задачами Центров являются стопроцентный охват контингента обучающихся образовательной организации, осваивающих основную общеобразовательную программу по предметным областям "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности" на обновленном учебном оборудовании с применением новых методик обучения и воспитания, а также не менее чем 70%-ый охват контингента обучающихся дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнерства.
Центр может выполнять функцию общественного пространства для развития общекультурных компетенций, цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.
II. Правовое обеспечение создания и функционирования Центров
2.1. Правовой акт органа управления образованием субъекта Российской Федерации о создании Центров на базе общеобразовательных организаций, утверждающий:
- реестр образовательных организаций, на базе которых будут созданы Центры;
- план первоочередных мероприятий (дорожную карту) по созданию и функционированию Центров по форме приложения 1 к настоящим методическим рекомендациям;
- медиаплан по информационному сопровождению создания Центров по форме приложения 3* к настоящим методическим рекомендациям;
- индикативные показатели по форме приложения 4 к настоящим методическим рекомендациям;
- должностное лицо органа управления образованием, на которое возложена функция регионального координатора создания и функционирования Центров в субъекте Российской Федерации;
- типовое положение о Центре по форме приложения 5 к настоящим методическим рекомендациям, отражающее:
а) цели и задачи Центра в субъекте Российской Федерации;
б) организационную структуру Центра;
в) основные направления деятельности Центра;
г) показатели эффективности деятельности Центра.
2.2. Создание Центра производится локальным актом образовательной организации, расположенной в сельской местности или малых городах.
2.3. На основании правового акта, указанного в п. 2.1 настоящего раздела, образовательная организация издает локальный акт о создании Центра, который утверждает:
- положение о деятельности Центра;
- кандидатуру руководителя Центра;
- порядок решения вопросов материально-технического и имущественного характера Центра;
- функции Центра по обеспечению реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей на территории муниципального района субъекта Российской Федерации в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование";
- план мероприятий по созданию и функционированию Центра;
- план учебно-воспитательных, внеурочных и социокультурных мероприятий в Центре.
III. Функции Центров
3.1. Обеспечение внедрения обновленного содержания преподавания основных общеобразовательных программ по предметным областям "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности" в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".
3.2. Реализация разноуровневых общеобразовательных программ дополнительного образования цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей.
3.3. Обеспечение создания, апробации и внедрения модели равного доступа к современным и вариативным общеобразовательным программам цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей детям иных населенных пунктов сельских территорий.
3.4. Внедрение сетевых форм реализации программ дополнительного образования.
3.5. Организация системы внеурочной деятельности в каникулярный период, разработка образовательных программ для пришкольных лагерей.
3.6. Содействие развитию шахматного образования.
3.7. Вовлечение обучающихся и педагогов в проектную деятельность.
3.8. Обеспечение реализации мер по непрерывному развитию педагогических и управленческих кадров, включая повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководителей и педагогов Центра, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы цифрового, естественно-научного, технического, гуманитарного и социокультурного профилей.
3.9. Реализация мероприятий по информированию и просвещению родителей в области цифровых и гуманитарных компетенций.
3.10. Информационное сопровождение учебно-воспитательной деятельности Центра, системы внеурочных мероприятий с участием детей, педагогов, родительской общественности, в том числе на сайте образовательной организации и иных информационных ресурсах.
3.11. Содействие созданию и развитию общественного движения школьников, направленного на личностное развитие, социальную активность через проектную деятельность, различные программы дополнительного образования детей.
IV. Требования к инфраструктуре Центра
4.1. Требования к помещениям и брендированию Центра
Зонирование помещений в Центре осуществляется с учетом действующих нормативных документов в части требований, предъявляемых к помещениям, в которых осуществляется образовательная деятельность. Центр должен быть расположен не менее чем в двух помещениях общеобразовательной организации площадью не менее 40 квадратных метров каждое и включать следующие функциональные зоны:
- кабинет формирования цифровых и гуманитарных компетенций, в том числе по предметным областям "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности";
- помещение для проектной деятельности - пространство, выполняющее роль центра общественной жизни образовательной организации. Помещение для проектной деятельности зонируется по принципу коворкинга, включающего шахматную гостиную, медиазону.
4.2. Оформление Центров должно выполняться с использованием утвержденного фирменного стиля Центра "Точка роста" (брэнд-бука) - приложение 7 к настоящим методическим рекомендациям. Требование к площадке, дизайн-проекту и зонированию содержится в приложении 8 к методическим рекомендациям.
4.3. Требования к учебному оборудованию
Примерный перечень учебного оборудования и средств обучения для оснащения Центров в рамках мероприятия "Обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков" паспорта национального проекта "Образование" определяется типовым (примерным) инфраструктурным листом по форме приложения 2 и обновляется ежегодно.
Субъект Российской Федерации согласовывает перечень, количество и технические характеристики оборудования для оснащения Центров с ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование".
V. Требования к кадровому составу и штатной численности Центра
5.1. Требования к определению штатной численности Центра
Определение штатной численности и формирование штатного расписания для обеспечения функционирования Центра осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, касающимися нормирования и оплаты труда в образовательных организациях:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (далее - ТК РФ);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре";
- постановление Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 "Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих";
- постановление Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры";
- приказ Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2008 г. N 678 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи";
- приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования",
а также в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность Центра.
Должности, введенные в штатное расписание образовательной организации, как по категориям должностей, так и по количеству штатных единиц, должны обеспечивать реализацию целей и задач Центра.
5.2. Штатный состав Центра
Перечень должностей, необходимых для реализации цели и задач Центра, приведен в приложении 6 к настоящим методическим рекомендациям. Численность штатных единиц для обеспечения функционирования Центра должна быть не менее четырех. На должность руководителя Центра может быть назначен работник как из числа управленческого, так и педагогического состава образовательной организации по усмотрению ее учредителя.
В случае заключения трудовых договоров с основным персоналом образовательной организации допускается совмещение не более двух должностей.
К каждой должности из числа работников Центра разрабатывается и утверждается должностная инструкция. Должностные инструкции разрабатываются в соответствии с профессиональными стандартами из национального реестра профессиональных стандартов в соответствии со статьей 195.3. Трудового кодекса Российской Федерации и статьями 11, 46 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
VI. Финансирование операционных расходов Центра
Финансирование операционных расходов Центра осуществляется в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным учреждением) (приказ Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1040). К числу основных операционных расходов следует относить: оплату труда работников Центра, аренду помещения, коммунальные расходы, расходные материалы, командировочные расходы, дополнительное профессиональное образование сотрудников Центра, участие детей в соревнованиях и федеральных мероприятиях.
VII. Требования к образовательным программам Центров
Примерные методические комплексы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ по предметным областям "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности" на обновленной материально-технической базе доводятся до субъектов Российской Федерации отдельным письмом Министерства просвещения Российской Федерации.
VIII. Реализации мероприятий в зависимости от территориальных особенностей
Центр создается в общеобразовательной организации сельской местности или малого города и призван обеспечить освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей с использованием современных информационных технологий, высокоскоростного интернета, федеральных информационных платформ, что послужит повышению качества и доступности образования вне зависимости от местонахождения образовательной организации.
Центр может выполнять функцию общественного пространства для развития общекультурных компетенций, цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.
______________________________
* Приложения 2-4, 7 и 8 при данной публикации не приводятся. См. на нашем сайте в сети "Интернет" по адресу www.ovd.com.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по созданию мест, в том числе рекомендации к обновлению материально-технической базы с целью реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого партнерства (утв. распоряжением Министерства просвещения РФ от 1 марта 2019 г. N Р-20)
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Администратор образования", май 2019 г., N 10