В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (далее - Закон о страховании вкладов) государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) публикует обобщенные данные годового отчета и бухгалтерский баланс за 2018 год. Полный текст годового отчета размещен на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.asv.org.ru (далее - сайт).
Характерной особенностью 2018 года стало более чем двукратное по сравнению с предыдущим годом снижение объема выплат страхового возмещения по наступившим страховым случаям. На протяжении всего года сохранялась высокая интенсивность работы по ликвидации финансовых организаций. Продолжилась реализация начатых в предыдущие годы процедур по предупреждению банкротства банков.
В отчетном году действие системы страхования вкладов (далее - ССВ) было распространено на новые виды счетов в банках: с 1 июля 2018 года - на счета эскроу физических лиц для расчетов по договорам участия в долевом строительстве объектов недвижимости в размере 100% суммы, находящейся на таком счете на момент наступления страхового случая (максимальный размер страхового возмещения - 10 млн руб.), а с 1 января 2019 года - на средства юридических лиц - субъектов малого предпринимательства (максимальный размер страхового возмещения - 1,4 млн руб.).
В отчетном периоде Агентство продолжило работу по расширению доступности своих услуг в электронной форме (созданию "Электронного АСВ"). Важным этапом реализации этого проекта стало создание в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" платежного портала www.payasv.ru, позволяющего заемщикам банков с отозванной лицензией быстро, удобно и надежно осуществлять оплату кредитов в удаленном режиме с использованием банковских карт или электронных кошельков.
В 2018 году успешно продолжена реализация Стратегии развития Агентства на период до 2020 года (далее - Стратегия), утвержденной Советом директоров Агентства.
По своему содержанию Стратегия нацелена на развитие новых и совершенствование имеющихся функций Агентства, на дальнейшее повышение надежности и удобства услуг Агентства для потребителей.
1. Обеспечение функционирования системы страхования вкладов
Основные показатели ССВ
На начало 2018 года в ССВ был зарегистрирован 781 банк-участник. В течение года в составе участников ССВ произошли следующие изменения.
Включены в реестр 2 банка. Исключено из реестра 26 банков, из них 9 - по причине прекращения деятельности в связи с реорганизацией в форме присоединения к другим банкам - участникам ССВ и 17 - в связи с завершением ликвидации.
Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2018 года в ССВ было зарегистрировано 757 банков, в том числе 400 действующих банков, имеющих лицензию на работу с физическими лицами (268 банков с универсальной лицензией, включая 11 системно значимых, и 132 банка с базовой лицензией); 7 кредитных организаций, формально остающихся участниками ССВ, но утративших право на открытие новых счетов и прием во вклады средств физических лиц; 350 банков, находящихся в процессе конкурсного производства (ликвидации).
В отчетном периоде максимальный размер страхового возмещения составлял 1,4 млн руб. на одного вкладчика в одном банке (10 млн руб. - по счетам эскроу, открытым для расчетов по сделкам купли-продажи недвижимости).
При исчислении страховых взносов, поступивших в отчетном периоде, применялись следующие дифференцированные ставки страховых взносов: по расчетам за IV квартал 2017 года - 0,12% расчетной базы за квартал (базовая ставка), дополнительная ставка - 50% базовой ставки; повышенная дополнительная ставка - 500% базовой ставки.
В расчетные периоды начиная с I квартала 2018 года действовала базовая ставка страховых взносов в размере 0,15% расчетной базы за квартал. Дополнительная и повышенная дополнительная ставки страховых взносов в отчетном периоде находились на прежнем уровне.
К концу отчетного года совокупный объем застрахованных вкладов достиг 28,9 трлн руб., увеличившись за 2018 год на 2,8 трлн рублей.
Размер страховой ответственности Агентства (совокупный объем потенциальных выплат) на конец года составил 19,6 трлн руб. (годом ранее - 18,0 трлн руб.). В относительном выражении (к совокупному объему застрахованных вкладов) он снизился и составил 68,0% (в конце 2017 года - 69,2%).
Выплата страхового возмещения
В 2018 году в отношении банков - участников ССВ произошло 57 страховых случаев (включая 2 в связи с введением Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов) с общим объемом страховой ответственности Агентства в размере 175,6 млрд руб. перед 853,7 тыс. вкладчиков.
В течение 2018 года Агентством обеспечена возможность получения страхового возмещения вкладчикам 364 банков, в том числе тех, страховые случаи в которых наступили в предыдущие годы. За отчетный период страховое возмещение на общую сумму 188,3 млрд руб. получили 356,8 тыс. вкладчиков 278 банков. При этом объем выплат по счетам 13,5 тыс. индивидуальных предпринимателей составил 2,2 млрд рублей.
Важными направлениями деятельности Агентства в 2018 году являлись противодействие попыткам страхового мошенничества и защита прав вкладчиков, пострадавших от неправомерных действий банков.
В 2018 году Агентством по заявлениям 2 098 вкладчиков (в том числе тех банков, страховые случаи в которых наступили в предыдущие годы) восстановлены в учете и включены в реестры забалансовые обязательства перед ними на общую сумму более 2,3 млрд руб. (в абсолютном большинстве случаев указанное восстановление прав вкладчиков происходило в досудебном порядке).
Фонд обязательного страхования вкладов
В соответствии с Законом о страховании вкладов финансовой основой ССВ является фонд обязательного страхования вкладов (далее - Фонд, ФОСВ).
В целях поддержания финансовой устойчивости ФОСВ с 2015 года действует договор с Банком России о предоставлении Агентству кредита без обеспечения на срок до 5 лет. По состоянию на конец 2018 года Агентством получено (за вычетом возвращенных средств) 797 млрд руб. при одобренном лимите в 1030 млрд рублей.
Для выплаты возмещения по страховым случаям в 2018 году средства кредита Банка России не привлекались.
В течение 2018 года на счета ФОСВ поступило 224,2 млрд руб., в том числе: 159,0 млрд руб. страховых взносов банков - участников ССВ; 65,0 млрд руб. средств из конкурсной массы ликвидируемых банков в погашение требований по ранее выплаченному страховому возмещению; 0,2 млрд руб. прочих поступлений (поступления средств в рамках передачи имущества и обязательств и др.).
Общая сумма доходов от инвестирования средств Фонда за 2018 год с учетом переоценки ценных бумаг составила 1,8 млрд руб., доходность инвестированных средств - 6,1% годовых.
2. Функционирование системы гарантирования прав застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование
Система гарантирования прав застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (далее - СГПН), гарантирует права застрахованных лиц, формирующих пенсионные накопления и получающих выплаты за счет средств пенсионных накоплений в Пенсионном фонде Российской Федерации или в одном из негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ), осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию и являющихся участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц (далее - фонды-участники).
По состоянию на 31 декабря 2018 года участниками СГПН являлись 35 НПФ, внесенных Агентством в реестр фондов-участников, а также Пенсионный фонд Российской Федерации, являющийся участником СГПН по закону. В течение отчетного периода 3 НПФ исключены из реестра фондов-участников в связи с прекращением их деятельности вследствие присоединения к другим фондам-участникам.
Гарантийные случаи в отношении фондов-участников в течение 2018 года не наступали, выплата Агентством гарантийного возмещения не производилась.
Фонд гарантирования пенсионных накоплений
По состоянию на 31 декабря 2018 года размер фонда гарантирования пенсионных накоплений (далее - ФГПН) составил 2,16 млрд рублей. В отчетном периоде поступления в ФГПН составили 1,03 млрд рублей.
Общая сумма доходов от инвестирования средств ФГПН за 2018 год с учетом переоценки ценных бумаг составила 53,6 млн руб., доходность инвестированных средств с учетом переоценки ценных бумаг - 2,7% годовых.
3. Деятельность Агентства по предупреждению банкротства банков
Меры по предупреждению банкротства банков
На начало 2018 года меры по санации реализовывались в отношении 26 банков. В течение года Агентством приняты предложения Банка России об участии в предупреждении банкротства 2 банков и в урегулировании обязательств 1 банка, при этом впоследствии в отношении 2 банков (ПАО "ОФК Банк" и Банк МБСП (АО) Банком России приняты решения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций. Данное обстоятельство обусловлено установленным временной администрацией Агентства низким качеством активов указанных кредитных организаций и, как следствие, невозможностью дальнейшей реализации мер по предупреждению их банкротства.
Кроме того, в отчетном периоде с участием Агентства завершены меры по предупреждению банкротства 6 банков. По 4 из завершенных проектов (АО Банк "Советский", Банк "ТРАСТ" (ПАО), АО "РОСТ БАНК" и АО Банк АВБ) мероприятия по предупреждению банкротства продолжены Банком России.
Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2018 года Агентство участвовало в мерах по предупреждению банкротства 22 банков.
Среди важных событий 2018 года следует отметить применение в отношении АО Банк "Советский" механизма урегулирования обязательств банка, предусматривающего передачу части обязательств и имущества на эквивалентную сумму из проблемного банка в финансово устойчивую кредитную организацию.
В июле 2018 года приказом Банка России у АО Банк "Советский" была отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Одновременно с этим решением Банком России был утвержден план участия Агентства в урегулировании обязательств банка, предусматривающий передачу обязательств перед кредиторами первой очереди (вкладчики - физические лица), а также имущества АО Банк "Советский" на равноценную сумму в финансово устойчивый банк. Совокупный размер переданных обязательств составил 37,17 млрд рублей.
Агентство провело закрытый конкурс по отбору приобретателя имущества и обязательств АО Банк "Советский", победителем которого признано ПАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК".
По итогам проведенных мер по урегулированию обязательств АО Банк "Советский" обеспечена полная защита прав и интересов вкладчиков банка - физических лиц.
Крупнейшим проектом по финансовому оздоровлению за весь период санаций с участием Агентства продолжает оставаться АО "БМ-Банк" (прежнее наименование - ОАО "Банк Москвы"), меры по предупреждению банкротства которого Агентство осуществляет совместно с инвестором (Банк ВТБ (ПАО) начиная с 2011 года.
В 2018 году Агентство выполняло функции временных администраций по управлению 5 банками. Данная мера позволила в кратчайшие сроки получить контроль над деятельностью указанных банков, организовать их работу с учетом имеющихся финансовых возможностей, сохранив тем самым доверие кредиторов и вкладчиков к банковской системе Российской Федерации.
Управление активами, приобретенными в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства банков
В отчетном году Агентство в рамках осуществления мер по предупреждению банкротства АО "Банк ДОМ.РФ" (прежнее наименование - АКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" (АО) приобрело его активы на общую сумму 2,68 млрд рублей.
В отчетном периоде Агентством проведено 10 процедур реализации недолговых активов, приобретенных Агентством в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства банков. Поступления от их реализации составили 0,42 млрд рублей. В результате мер, проводимых Агентством в целях возврата средств, затраченных на приобретение прав требования, за 2018 год должниками возвращено 2,10 млрд рублей. Всего же в 2018 году в результате работы с активами, приобретенными Агентством в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства банков, поступило 2,52 млрд рублей.
Финансирование мероприятий по предупреждению банкротства банков
Размер средств, фактически израсходованных Агентством на финансирование мер по предупреждению банкротства банков, по состоянию на 31 декабря 2018 года составил 1 162,03 млрд руб., из которых средства имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства составили 76,00 млрд руб., средства имущественного взноса Банка России в имущество Агентства - 2,59 млрд руб. и доходы от активов, приобретенных Агентством в ходе реализации мер по предупреждению банкротства банков, - 0,55 млрд рублей.
В 2018 году Агентство за счет возврата денежных средств заемщиками погасило кредиты Банка России на сумму 180,28 млрд рублей. По состоянию на 31 декабря 2018 года задолженность Агентства перед Банком России составляла 1 082,89 млрд рублей.
4. Деятельность Агентства по управлению конкурсным производством (ликвидацией) в кредитных организациях
Управление ликвидационными процедурами
По состоянию на 31 декабря 2018 года Агентство осуществляло функции конкурсного управляющего (ликвидатора) в 353 кредитных организациях. В 330 кредитных организациях проводилось конкурсное производство, в 23 - принудительная ликвидация.
В отчетном году Агентство было назначено конкурсным управляющим (ликвидатором) 49 кредитными организациями.
В 2018 году Агентством завершены ликвидационные процедуры в 19 кредитных организациях, в 11 из них осуществлялось конкурсное производство, в 8 - принудительная ликвидация.
Средний срок проведения ликвидационных процедур составил 3 года 2 месяца (конкурсного производства - 4 года 4 месяца, принудительной ликвидации - 1 год 6 месяцев).
Формирование конкурсной (имущественной) массы для расчетов с кредиторами
С целью формирования в максимально возможном объеме конкурсной массы, являющейся источником для расчетов с кредиторами ликвидируемых банков, проводились мероприятия, включающие поиск, инвентаризацию, оценку и продажу имущества, взыскание задолженности с должников ликвидируемых банков.
За отчетный год в конкурсную массу ликвидируемых кредитных организаций поступило 127,9 млрд руб. (за 2017 год - 118,3 млрд руб.), в том числе средства в кассе и на корреспондентских счетах в Банке России составили 27,1 млрд руб.; обязательные резервы, перечисленные Банком России, - 7,2 млрд руб.; средства от реализации и возврата активов - 93,6 млрд руб. (62 млрд руб. поступило в результате погашения и взыскания ссудной задолженности; 9,4 млрд руб. составили остатки средств на корреспондентских счетах банков и в расчетных палатах; 6,8 млрд руб. - ценные бумаги; 4,1 млрд руб.- основные средства, 11,3 млрд руб. - прочие активы).
По сравнению с 2017 годом поступления средств по результатам работы с активами возросли с 89,7 млрд до 93,6 млрд рублей.
В отчетном периоде основным источником формирования конкурсной массы являлись средства, поступившие от погашения задолженности в досудебном порядке, - 72,5 млрд рублей.
С целью взыскания активов ликвидируемых кредитных организаций в арбитражные суды и суды общей юрисдикции в 2018 году было направлено 191 тыс. исковых заявлений на общую сумму 2 339 млрд рублей.
Удовлетворено 94 тыс. исков на общую сумму 1 240 млрд руб., отказано в удовлетворении 9 тыс. исков на 189 млрд рублей.
Всего (нарастающим итогом с учетом предшествующих лет) по состоянию на 31 декабря 2018 года предъявлено 440 тыс. исков на 6 802 млрд рублей. Возбуждено 239 тыс. исполнительных производств на общую сумму 2 415 млрд руб., из них 90 тыс. (на сумму 534 млрд руб.) - в отчетном году.
В отчетном году в результате судебной работы и взыскания по исполнительному производству объем поступлений в конкурсную массу с должников кредитных организаций составил 10,1 млрд рублей. Более 2,5 тыс. исполнительных производств на общую сумму 25,7 млрд руб. прекращено в связи с невозможностью взыскания.
Выявление и оспаривание сомнительных сделок, привлечение к ответственности виновных лиц
В отчетном периоде проведены проверки по выявлению сомнительных сделок в 42 кредитных организациях. В 36 кредитных организациях выявлены сделки, целесообразные для оспаривания.
В производстве судов общей юрисдикции и арбитражных судов в отчетном периоде находилось 4 259 дел об оспаривании сомнительных сделок ликвидируемых кредитных организаций, из них 1 587 по искам, поданным в 2018 году. В течение прошедшего года удовлетворены требования Агентства по 1 329 искам. В результате оспаривания Агентством сомнительных сделок в конкурсную массу ликвидируемых кредитных организаций за отчетный период поступило 5,1 млрд руб., что более чем на 80% превышает аналогичный показатель 2017 года (2,8 млрд руб.).
Проведены проверки обстоятельств банкротства 75 кредитных организаций. В 61 из них выявлены признаки преднамеренного банкротства.
В суды направлено 80 заявлений Агентства о привлечении к имущественной ответственности бывших руководителей банков на общую сумму 786,8 млрд руб., 10 млн долл. США и 5 млн евро (в 2017 году - 58 заявлений на сумму 216,7 млрд руб.). Требования Агентства о взыскании убытков полностью удовлетворены в отношении руководителей и работников следующих банков: ОАО "Липецкоблбанк" - на сумму 751 млн руб., ОАО Банк "Западный" - на сумму 9 009 млн руб., ПАО "Геленджик-Банк" - на сумму 189 млн руб., АКБ "АЗИМУТ" (ПАО) - на сумму 550 млн руб., КБ "Витязь" (ООО) - на сумму 50 млн руб., ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ" - на сумму 9 311 млн руб. (соответствующее судебное решение не вступило в законную силу на конец отчетного периода), КБ "Арт-Банк" (ООО) - на сумму 527 млн руб. (соответствующее судебное решение не вступило в законную силу на конец отчетного периода), ЗАО "М БАНК" - на сумму 1 020 млн руб., ОАО "БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ" - на сумму 33 295 млн руб. (соответствующее судебное решение не вступило в законную силу на конец отчетного периода). Частично удовлетворены требования Агентства о взыскании убытков в отношении руководителей еще ряда банков: ОАО "Мобилбанк" - на сумму 19 млн руб., АКБ НМБ ОАО - на сумму 3 310 млн руб., ОАО АКБ "Универсальный кредит" - на сумму 1 011 млн руб., КБ "УНИВЕРСАЛТРАСТ" (ООО) - на сумму 54 млн руб. (не вступило в силу на конец отчетного периода).
Кроме того, в 2018 году удовлетворены гражданские иски о взыскании вреда, причиненного преступлением, в отношении руководителей ООО КБ "Инстройбанк" - на сумму 68 млн руб., ООО "БАНК ФИНИНВЕСТ" - на сумму 1 404 млн руб. (соответствующее судебное решение не вступило в законную силу на конец отчетного периода) и ОАО "ПРБ" - на сумму 580 млн руб. (соответствующее судебное решение не вступило в законную силу на конец отчетного периода).
Также удовлетворены требования Агентства о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей ОАО АКБ "Русский земельный банк" на сумму 3 107 млн руб., КБ СССБ (ООО) - на сумму 871 млн руб., ОАО "ИНКАСБАНК" - на сумму 11 366 млн руб., Коммерческого Банка "Аскания Траст" (ООО) - на сумму 273 млн руб. (соответствующее судебное решение не вступило в законную силу на конец отчетного периода), ПАО АКБ "Балтика" - на сумму 11 082 млн руб. (соответствующее судебное решение не вступило в законную силу на конец отчетного периода). Частично удовлетворены требования Агентства о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей ООО "Трастовый Республиканский Банк" на сумму 283 млн руб. (не вступило в законную силу на конец отчетного периода), ЗАО "ТЮМЕНЬАГРОПРОМ БАНК" - на сумму 22 млн руб. (соответствующее судебное решение не вступило в законную силу на конец отчетного периода).
В правоохранительные органы направлено 168 обращений по выявленным в ликвидируемых кредитных организациях признакам различных преступлений.
Возбуждено 169 уголовных дел (в том числе по заявлениям, направленным в правоохранительные органы ранее отчетного периода).
По 31 уголовному делу вынесены обвинительные приговоры.
Управление текущими расходами ликвидируемых банков
За отчетный год текущие расходы на проведение конкурсного производства (ликвидации) составили 24,4 млрд рублей.
В целях бесперебойного проведения ликвидационных процедур и оперативной организации работы Агентством за отчетный период авансировано расходов на сумму 1 367,5 млн руб., возвращено (с учетом ранее предоставленных средств) 933,2 млн рублей.
Рассмотрение и удовлетворение требований кредиторов, работа органов управления ликвидируемых банков
По состоянию на 31 декабря 2018 года установлены требования 463,6 тыс. кредиторов ликвидируемых кредитных организаций на общую сумму 3 100,5 млрд руб., из которых 1 982,7 млрд руб. составляют требования государственных органов, организаций и иных юридических лиц с участием государства, в том числе требования ФНС России и Агентства. За отчетный год количество кредиторов и объем установленных требований увеличились на 16 и 18% соответственно.
В 2018 году на выплаты кредиторам было направлено 87,4 млрд рублей.
Средний процент удовлетворения требований кредиторов в банках, в которых ликвидационные процедуры завершены за весь период деятельности Агентства, составил 41,5%*. Требования кредиторов первой очереди в среднем удовлетворены на 64,6%*, второй - на 36,3%, третьей - на 22,4%.
В отчетном периоде созвано 118 собраний кредиторов ликвидируемых кредитных организаций, в том числе 47 - первых.
5. Деятельность Агентства по управлению ликвидационными процедурами в негосударственных пенсионных фондах
Управление ликвидационными процедурами
По состоянию на 31 декабря 2018 года Агентством проводились ликвидационные процедуры в 33 НПФ, ранее осуществлявших деятельность по обязательному пенсионному страхованию и не поставленных на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц, в 24 из них была введена процедура конкурсного производства, в 9 - принудительной ликвидации.
Формирование средств для расчетов с кредиторами
Совокупная балансовая стоимость активов ликвидируемых НПФ на дату начала ликвидационных процедур составляла 112,6 млрд руб., основная доля которых (78%) приходилась на пенсионные накопления.
Поступление денежных средств от осуществляемых Агентством мероприятий по реализации (истребованию) имущества НПФ в ходе конкурсного производства (ликвидации) за весь период ликвидационных процедур составило 33 млрд руб., в том числе в отчетном периоде обеспечено поступление 4,1 млрд руб. на счета НПФ, открытые в Агентстве.
В целях осуществления взыскания активов НПФ в принудительном порядке в арбитражные суды и суды общей юрисдикции Агентством за весь период проведения соответствующих ликвидационных процедур поданы исковые заявления на общую сумму 37,3 млрд рублей.
Судебными органами удовлетворены исковые заявления Агентства на общую сумму 35 млрд руб., отказано в удовлетворении заявлений Агентства на сумму 1 млрд руб.; на рассмотрении арбитражных судов и судов общей юрисдикции находятся иски о взыскании задолженности в размере 1,3 млрд рублей.
В 2018 году расходы на проведение ликвидационных процедур в НПФ составили 48,3 млн руб., из них основной объем (24,4 млн руб., или около 50%) приходился на выплату заработной платы и компенсаций бывшим работникам НПФ, 10% составили налоговые платежи/отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, 9% - расходы на проведение независимой оценки имущества, 7% - судебные издержки. Всего в целях бесперебойного проведения ликвидационных процедур и оперативной организации работы Агентством в отчетном периоде авансировано расходов на сумму 50,2 млн руб., возвращены средства в размере 15 млн рублей.
Выявление и оспаривание сомнительных сделок, привлечение к ответственности виновных лиц
По состоянию на 31 декабря 2018 года в производстве арбитражных судов находилось 21 дело об оспаривании сомнительных сделок ликвидируемых НПФ, из них 1 - по заявлению, поданному в 2018 году. В отчетном периоде требования Агентства по 4 заявлениям были удовлетворены, отказано в удовлетворении требований по 3 заявлениям.
В отчетном периоде Агентством продолжена работа по выявлению обстоятельств банкротства и обстоятельств ухудшения финансового положения ликвидируемых НПФ. По итогам проведенных в течение 2018 года проверок выявлены признаки преднамеренного банкротства в 9 НПФ.
В правоохранительные органы направлено 10 заявлений, возбуждено 1 уголовное дело по факту хищения имущества, по 1 уголовному делу вынесен обвинительный приговор.
Рассмотрение и удовлетворение требований кредиторов, работа органов управления ликвидируемых НПФ
В 2018 году определением арбитражного суда завершена процедура конкурсного производства в Некоммерческой организации "Подольский негосударственный пенсионный фонд", требования кредиторов которой в размере 51,8 млн руб. удовлетворены в полном объеме.
По состоянию на 31 декабря 2018 года установлено 2 235,5 тыс. требований кредиторов на общую сумму 86,22 млрд руб., в том числе требований кредиторов, подлежащих удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, - на сумму 74,39 млрд руб., за счет средств пенсионных резервов - на сумму 11,46 млрд руб., за счет конкурсной массы - на сумму 0,37 млрд рублей.
По состоянию на 31 декабря 2018 года завершены расчеты с кредиторами в размере более 29,2 млрд руб. (нарастающим итогом за все время деятельности Агентства), в том числе за счет средств пенсионных накоплений - на 27,1 млрд руб., за счет средств пенсионных резервов - на 2,1 млрд руб., за счет конкурсной массы - на 0,006 млрд рублей.
В отчетном году на расчеты с кредиторами направлено 7,9 млрд рублей. Из них за счет средств пенсионных накоплений - 7,18 млрд руб. (в том числе на расчеты с кредиторами первой очереди направлено 7,16 млрд руб., с кредиторами второй очереди - 0,017 млрд руб.).
В 2018 году созвано 15 собраний кредиторов, из которых 13 признаны состоявшимися (1 первое, 11 очередных, 1 повторно созванное очередное), 2 очередных собрания кредиторов признаны несостоявшимися в связи с отсутствием кворума.
6. Деятельность Агентства по управлению ликвидационными процедурами в страховых организациях
Управление ликвидационными процедурами
По состоянию на 31 декабря 2018 года Агентство осуществляло полномочия конкурсного управляющего в 19 страховых организациях.
В 2018 году работники Агентства участвовали в работе 16 временных администраций по управлению страховыми организациями, в 9 страховых организациях Агентство впоследствии было назначено конкурсным управляющим.
Формирование средств для расчетов с кредиторами
В 2018 году завершена инвентаризация имущества в 9 страховых организациях.
По итогам инвентаризации установлено, что стоимость фактически имеющегося в наличии имущества ликвидируемых страховых организаций составляет 20% (3,1 млрд руб.) совокупной балансовой стоимости их активов. Кроме того, в 9 страховых организациях зафиксированы факты отсутствия актуальных учетных данных на дату введения процедуры конкурсного производства, что существенно затруднило работу Агентства с их активами (в том числе выявление и оценку объемов недостач).
В отчетном периоде совокупный объем поступлений в конкурсную массу страховых организаций составил 365 млн руб., в том числе с расчетных счетов страховых организаций (в связи с их закрытием) - 252 млн руб.; от погашения дебиторской задолженности - 100 млн руб.; прочие поступления - 13 млн рублей.
По состоянию на 31 декабря 2018 года в арбитражные суды и суды общей юрисдикции подано 244 исковых заявления на общую сумму 814 млн рублей. Удовлетворены исковые заявления на сумму 381 млн руб., отказано в удовлетворении исков на сумму 177 млн руб., исковые заявления на сумму 256 млн руб. на конец отчетного периода находились на рассмотрении судами. К принудительному взысканию предъявлено 556 исполнительных листов на 42 млн рублей.
В отчетном году расходы на проведение ликвидационных мероприятий в страховых организациях составили 198 млн рублей. Всего авансировано расходов на сумму 114 млн руб., возвращено средств в размере 58 млн рублей.
Выявление и оспаривание сомнительных сделок, привлечение к ответственности виновных лиц
В отчетном периоде проведены проверки по выявлению сомнительных сделок в 11 страховых организациях. В 7 из них выявлены сомнительные сделки, подлежащие оспариванию.
По 6 заявлениям об оспаривании сомнительных сделок, поданным в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, требования Агентства были удовлетворены (на сумму 0,45 млрд руб.), отказано в удовлетворении требований по 10 заявлениям (на сумму 0,01 млрд руб.).
В правоохранительные органы направлено 11 заявлений.
Возбуждено 6 уголовных дел, в том числе 5 - по фактам злоупотребления полномочиями и хищения имущества страховых организаций, 1 - по факту самоуправства.
Рассмотрение и удовлетворение требований кредиторов, работа органов управления ликвидируемых страховых организаций
По состоянию на 31 декабря 2018 года заявлено 8 402 требования к страховым организациям на общую сумму 7,4 млрд руб., в том числе 1 470 требований на сумму 0,4 млрд руб., заявленных после даты закрытия реестров заявленных требований кредиторов. Установлено 4 033 требования кредиторов на общую сумму 2,5 млрд руб., в том числе 41 требование профобъединений на сумму около 1 млрд рублей. На основании определений арбитражных судов признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестры требований кредиторов, 723 требования на сумму 0,11 млрд рублей.
В отчетном периоде денежные средства на расчеты с кредиторами страховых организаций не направлялись.
В 2018 году проведено 10 собраний кредиторов ликвидируемых страховых организаций, из них 6 - первых.
7. Осуществление мер по повышению капитализации банков
Меры по повышению капитализации банков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" путем размещения облигаций федерального займа (далее - ОФЗ), внесенных Российской Федерацией в имущество Агентства, в субординированные обязательства и привилегированные акции банков.
С начала осуществления мер по повышению капитализации банков Агентством заключены договоры субординированного займа и договоры о приобретении привилегированных акций с 34 банками на общую сумму 838 000 млн рублей. За этот период 9 банков прекратили участие в программе повышения капитализации в связи с передачей в казну Российской Федерации привилегированных акций банков, приобретенных Агентством путем оплаты этих акций полученными ОФЗ, по причине реорганизации банков путем присоединения к другим банкам, в отношении которых Агентством осуществлялись меры по повышению капитализации, и прекращения требований Агентства по договорам субординированного займа с такими банками по основаниям, предусмотренным статьей 25.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности", а также в связи с осуществлением мены требований Агентства по договорам субординированного займа на обыкновенные акции банков и последующим выкупом этих акций инвесторами.
По состоянию на 31 декабря 2018 года на осуществление мер по повышению капитализации банков направлено средств имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства по договорам субординированного займа и договорам о приобретении привилегированных акций с 25 банками в размере 634 900 млн рублей.
Банки, участвующие в осуществлении мер по повышению капитализации, приняли на себя обязательство по увеличению объемов кредитования приоритетных отраслей экономики не менее чем в среднем на 1% в месяц в течение 3 лет с момента получения ОФЗ от Агентства и иные обязательства.
Общий размер предоставленных банками, в отношении которых осуществляются меры по повышению капитализации, кредитов и вложений в облигации предприятий приоритетных отраслей экономики в период после получения ОФЗ вырос на 45% (3 039 млрд руб.).
В отношении банков, нарушивших обязательства, Советом директоров Агентства принимались решения о предъявлении им требований об уплате штрафов. В период с начала осуществления мер по повышению капитализации банков были предъявлены требования на сумму 1 225,5 млн руб., из них в 2018 году - на сумму 402,6 млн рублей. Поступившие от банков штрафы перечислены Агентством в федеральный бюджет Российской Федерации.
8. Обеспечение основных функций Агентства
Корпоративное управление
В 2018 году состоялось 9 заседаний Совета директоров, на которых рассмотрены в том числе следующие вопросы: о внесении изменений в Стратегию, об изменениях организационной структуры Агентства и персонального состава Правления Агентства, о достаточности средств ФОСВ, об инвестировании временно свободных средств Агентства, о кредитах Банка России (в том числе об их погашении), о мерах по предупреждению банкротства банков и об использовании средств имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства для реализации мер по предупреждению банкротства банков, о передаче Агентством полномочий учредителя АНО "ФЗВ" высшим исполнительным органам государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя, о ключевых показателях эффективности деятельности Агентства, а также вопросы, связанные с участием Агентства в реализации мер по повышению капитализации банков.
В 2018 году завершен ряд важнейших этапов реализации программы реинжиниринга бизнес-процессов Агентства, подведены ее промежуточные итоги. В частности, удалось сократить сроки осуществления множества бизнес-процессов и уменьшить соответствующие операционные расходы; устранить дублирование функций структурных подразделений Агентства; повысить качество внутренней аналитической информации в результате автоматизации бизнес-процессов, а также снизить сопутствующие издержки.
Практическая реализация решений Совета директоров осуществлялась Правлением Агентства на плановой основе. Проведены 148 заседаний Правления, на которых рассмотрен 941 вопрос по основной и операционной деятельности Агентства. Правлением Агентства в 2018 году утверждено 44 внутренних регулятивных документа (включая новые редакции), а также внесены изменения в 48 регулятивных документов.
Система управления рисками Агентства
Система управления рисками направлена на обеспечение разумной гарантии достижения целей и задач, утвержденных в рамках Стратегии.
В целях выявления ключевых рисков Агентства на ежегодной основе проводится процедура идентификации и оценки рисков в соответствии с утвержденной в Агентстве Методикой оценки рисков.
Для закрепления ответственности за управлением идентифицированными рисками в Агентстве определены владельцы рисков. По всем идентифицированным рискам выработаны стратегии по их управлению, а также разработаны мероприятия по предупреждению рисков и внедрены процедуры мониторинга статуса их выполнения.
В 2018 году внедрен непрерывный процесс сбора информации о реализовавшихся событиях, препятствующих достижению целей деятельности Агентства. Актуализирован перечень ключевых рисков Агентства, определены кросс-функциональные риски структурных подразделений (риски, управление которыми осуществляется в рамках нескольких процессов), разработаны меры по их предупреждению.
В 2018 году внедрена система управления рисками в дочерних и зависимых обществах (ДЗО) Агентства, разработаны соответствующие нормативные документы и реестры рисков.
Результат независимой оценки эффективности системы управления рисками показал, что действующая в Агентстве система управления рисками соответствует характеру и масштабам выполняемых Агентством функций и операций.
Внутренний и внешний аудит
Служба внутреннего аудита (далее также - Служба) является самостоятельным структурным подразделением Агентства, образованным для обеспечения функции контроля Советом директоров Агентства деятельности Агентства.
Службой в отчетном периоде проведены плановые проверочные мероприятия, основанные на риск-ориентированном подходе. Указанные мероприятия охватили все основные направления деятельности Агентства.
Управление персоналом
Структура Агентства на конец отчетного периода включала 19 департаментов, 2 управления в составе Административно-хозяйственного департамента, Службу и 4 представительства в федеральных округах.
Фактическая численность персонала Агентства по состоянию на 31 декабря 2018 года составила 1 148 человек.
Антикоррупционная политика Агентства
Во исполнение требований законодательства Российской Федерации и Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы в Агентстве образована и действует система профилактики и противодействия коррупции. Полномочия по предотвращению коррупционных и иных правонарушений возложены на Службу внутреннего аудита.
В 2018 году осуществлялись профилактические, организационные, разъяснительные и иные меры, проводились контрольные мероприятия, в том числе связанные с исполнением требований законодательства Российской Федерации в отношении урегулирования (предотвращения) конфликта интересов, соблюдения запрета на получение подарков в связи с исполнением трудовых обязанностей, проведения проверок в целях противодействия коррупции, ведения раздела "Противодействие коррупции" на сайте Агентства, обеспечения работы телефона доверия.
Информационные технологии
В 2018 году осуществлена модернизация программных комплексов, обеспечившая технологическую готовность Агентства к исполнению с 1 января 2019 года функции страхования средств малых предприятий.
Организовано информационно-техническое обеспечение деятельности временных администраций, обеспечено размещение в инфраструктуре Агентства автоматизированных банковских систем 45 ликвидируемых кредитных организаций, а также сопровождение ликвидационных процедур в ликвидируемых Агентством НПФ и страховых организациях.
Информационная политика и международное сотрудничество
Базовыми принципами информационной политики Агентства являются прозрачность, открытость и оперативность. В числе ее ключевых задач - укрепление доверия граждан к финансовой системе, минимизация социальной напряженности, в том числе через проведение системной работы по повышению уровня финансовой грамотности населения, информированности о созданных государством механизмах защиты интересов потребителей финансовых услуг.
В отчетном году подготовлено и разослано в СМИ 262 пресс-релиза и информационных сообщения. Представителями Агентства даны 597 комментариев, а также интервью электронным и печатным СМИ. Вышло 68 174 публикации, освещающие деятельность Агентства, включая 3 285 обязательных.
Руководство Агентства регулярно выступало на радио и телевидении, освещая наиболее актуальные вопросы деятельности Агентства, в том числе связанные с поиском, возвратом и реализацией зарубежных активов ликвидируемых финансовых организаций, а также с привлечением к ответственности их бывших собственников и руководителей, возвратом кредитов заемщиками ликвидируемых банков, ходом и обобщенными результатами ликвидационных и санационных проектов и др.
Проект "Финотека", реализованный Агентством с целью повышения финансовой грамотности населения, стал обладателем вручаемой Ассоциацией директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) премии Digital Communications AWARD - 2018 (в нескольких номинациях).
В 2018 году Агентство впервые выступило партнером Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), на котором были представлены новые подходы к реализации имущества ликвидируемых финансовых организаций.
Проведено 3 заседания действующего при Агентстве Общественного совета по взаимодействию с кредиторами финансовых организаций, в ходе которых были обсуждены вопросы выявления и оспаривания сомнительных сделок, уголовного преследования лиц, виновных в причинении ущерба ликвидируемым финансовым организациям и их кредиторам, привлечения контролирующих финансовые организации лиц к имущественной ответственности.
Для расширения доступа общественности к информации о деятельности Агентства большое внимание уделялось совершенствованию официального сайта Агентства. В отчетный период осуществлено 25 531 обновление официального сайта Агентства. Продолжилась реализация комплекса мероприятий, связанных с повышением удобства пользования официальным сайтом Агентства для посетителей различных категорий. Создан раздел "Информация о погашении кредита для заемщиков" и дополнительный подраздел "Погашение кредита. Реквизиты".
В 2018 году количество обращений вкладчиков (кредиторов) по телефону горячей линии Агентства осталось на высоком уровне - в отчетном периоде на горячую линию поступило около полумиллиона звонков (более 37,2 тыс. звонков ежемесячно).
Агентство продолжило активно сотрудничать с зарубежными страховщиками депозитов - как на двусторонней основе, так и в рамках участия в профильных международных организациях.
В отчетном году вступила в активную фазу работа по определению ключевых направлений и параметров гармонизации систем страхования вкладов в странах - членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В мае 2018 года в Москве состоялась встреча руководителей организаций - страховщиков вкладов из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России. На встрече достигнута договоренность о создании рабочей группы для проведения анализа основных параметров национальных систем страхования вкладов стран - членов ЕАЭС и оценки направлений их гармонизации. В сентябре 2018 года данная рабочая группа приступила к работе.
Закупочная деятельность Агентства
Закупочная деятельность Агентства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и разработанным в соответствии с ним Положением о закупке товаров, работ, услуг государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов", утвержденным решением Совета директоров Агентства от 28 июня 2018 года (протокол N 7).
В 2018 году широко использовались конкурентные способы закупок, проводимые в том числе в электронной форме с использованием электронных площадок. Проведено 10 конкурсов, 24 аукциона, 12 запросов котировок и 12 запросов предложений.
По итогам 9 конкурсов заключено 9 договоров на сумму 267,75 млн руб., по итогам 8 аукционов (в том числе 2 многолотовых) - 12 договоров на общую сумму 10 770,06 тыс. долл. США (рублевый эквивалент на дату заключения договоров - 689,41 млн руб.), по итогам 15 аукционов (в том числе 3 многолотовых) - 26 договоров на общую сумму 88,59 млн руб., по итогам 2 запросов котировок - 2 договора на общую сумму 588,64 тыс. долл. США (рублевый эквивалент на дату заключения договоров - 39,48 млн руб.), по итогам 9 запросов котировок - 9 договоров на общую сумму 13,14 млн руб., по итогам 11 запросов предложений - 11 договоров на сумму 793,11 млн рублей.
Экономия средств от проведения закупок с использованием конкурентных процедур оценивается в 281,06 млн руб. (13% от начальной (максимальной) цены договоров).
Всего осуществлена 3 371 закупка, которая привела к заключению договоров на сумму 3 039,93 млн рублей.
В отчетном периоде при проведении закупок Агентство активно сотрудничало с организациями - субъектами малого и среднего предпринимательства. Стоимость закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства - 1 893,10 млн руб., что составляет 62% совокупной стоимости всех закупок за год. По итогам закупок, к проведению которых допускались только субъекты малого и среднего предпринимательства, заключены договоры на сумму 482,76 млн руб., а объем таких закупок составил 16% совокупной стоимости всех закупок за год.
Финансирование деятельности Агентства
Общая сумма фактических затрат Агентства в 2018 году составила 4 770,6 млн руб., что соответствует 83,7% плановых расходов (5 700,2 млн руб.), в том числе административно-хозяйственные расходы составили 4 470,7 млн руб. (85,5% плана), капитальные вложения - 299,9 млн руб. (63,9% плана).
По результатам деятельности за 2018 год Агентством получена прибыль до уплаты налогов в сумме 2,5 млрд руб., налог на прибыль с учетом отложенных налоговых активов составил 0,1 млрд руб., чистая прибыль Агентства - 2,4 млрд рублей. Из них в соответствии с порядком распределения прибыли, утвержденным Советом директоров Агентства, 0,5 млрд руб. направлены в ФОСВ, 1,9 млрд руб. - на увеличение имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства, не входящего в состав ФОСВ и ФГПН.
______________________________
* С учетом передачи активов и обязательств по кредитной организации КБ "Московский Капитал" (ООО).
Бухгалтерский баланс
государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" за 2018 год
млн руб.
|
Актив |
на 31.12.2018 |
на 31.12.2017 |
на 31.12.2016 |
|
I. Активы |
|
|
|
1 |
Инвестиции средств Фонда обязательного страхования вкладов |
54 568 |
31 644 |
15 015 |
|
1.1 долгосрочные |
7 218 |
5 296 |
5 979 |
1.2 краткосрочные |
47 350 |
26 348 |
9 036 |
|
2 |
Инвестиции средств Фонда гарантирования пенсионных накоплений |
2 048 |
1 114 |
556 |
|
2.1 долгосрочные |
2 048 |
1 087 |
256 |
2.2 краткосрочные |
0 |
27 |
300 |
|
3 |
Инвестиции средств Агентства, не относящихся к фондам |
82 303 |
69 175 |
86 860 |
|
3.1 долгосрочные |
39 509 |
42 282 |
27 050 |
3.2 краткосрочные |
42 794 |
26 893 |
59 810 |
|
4 |
Финансирование мер по предупреждению банкротства финансовых организаций и урегулированию обязательств банков |
1 162 033 |
1 314 695 |
1 179 082 |
5 |
Финансирование мер по повышению капитализации банков |
634 900 |
749 837 |
838 000 |
6 |
Основные средства |
2 027 |
1 741 |
6 978 |
7 |
Денежные средства |
1 958 |
6 931 |
10 242 |
|
из них: |
|
|
|
7.1 денежные средства Фонда обязательного страхования вкладов |
78 |
411 |
247 |
|
7.2 денежные средства Фонда гарантирования пенсионных накоплений |
4 |
1 |
6 |
|
8 |
Прочие активы |
1 652 412 |
1 531 675 |
1 201 078 |
|
Итого по разделу I |
3 592 249 |
3 706 812 |
3 337 811 |
|
Баланс |
3 592 249 |
3 706 812 |
3 337 811 |
|
Пассив |
на 31.12.2018 |
на 31.12.2017 |
на 31.12.2016 |
|
ll. Собственные средства |
|
|
|
9 |
Средства Фонда обязательного страхования вкладов |
40 252 |
44 440 |
41 839 |
10 |
Средства Фонда гарантирования пенсионных накоплений |
2 158 |
1 129 |
575 |
11 |
Средства имущественного взноса Российской Федерации и Банка России |
735 261 |
848 785 |
991 715 |
из них: |
|
|
|
|
11.1 средства на реализацию мер по предупреждению банкротства и урегулированию обязательств банков |
92 878 |
91 806 |
146 836 |
|
11.2 средства на осуществление мер по повышению капитализации банков |
634 900 |
749 791 |
838 000 |
|
12 |
Фонды и резервы |
0 |
0 |
0 |
13 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
0 |
41 |
0 |
|
Итого по разделу ll |
777 671 |
894 395 |
1 034 129 |
|
III. Обязательства |
|
|
|
14 |
Займы и кредиты полученные, в том числе: |
1 879 889 |
2 050 519 |
1 616 834 |
14.1 долгосрочные |
1 694 599 |
2 021 539 |
1 588 334 |
|
14.2 краткосрочные |
185 290 |
28 980 |
28 500 |
|
15 |
Средства финансовых организаций в ходе конкурсного производства и ликвидации |
68 998 |
66 492 |
53 794 |
16 |
Прочие обязательства |
865 691 |
695 406 |
633 054 |
|
Итого по разделу III |
2 814 578 |
2 812 417 |
2 303 682 |
|
Баланс |
3 592 249 |
3 706 812 |
3 337 811 |
|
Справочно: Забалансовые ценности и обязательства |
|
|
|
17 |
Обеспечения обязательств и платежей полученные |
1 168 993 |
1 259 715 |
1 114 488 |
18 |
Обеспечения обязательств и платежей выданные |
0 |
0 |
5 000 |
19 |
Износ основных средств |
966 |
710 |
531 |
Генеральный директор |
Ю.О. Исаев |
Финансовый директор - Главный бухгалтер |
Н.Д. Молодцова |
12 февраля 2019 г.
Достоверность Бухгалтерского Баланса подтверждена аудиторской фирмой ООО "ФБК", являющейся членом саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация "Содружество" (CPO AAC), свидетельство о членстве N 7198, OPH3 - 11506030481.
Президент: С.М. Шапигузов (квалификационный аттестат аудитора 01-001230, OPHЗ 21606043397)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отчет Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 16 мая 2019 г. "Обобщенные данные отчета государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" за 2018 год"
Текст отчета опубликован в "Вестнике Банка России" от 16 мая 2019 г. N 32