Письмо Федеральной антимонопольной службы от 27 января 2017 г. N ИА/4683/17
В связи с поступающими вопросами о порядке применения положений части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 26 Закона о контрактной системе, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями.
Согласно части 1 статьи 40 Закона о контрактной системе заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляется заказчиком.
Таким образом, утверждение документации о закупке осуществляются заказчиком, либо уполномоченным органом, уполномоченным учреждением.
При этом, должностные лица заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения не вправе передавать полномочия по утверждению закупочной документации лицам не предусмотренным Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о контрактной системе, должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона о контрактной системе.
Кроме того, частью 4 статьи 40 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта и связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя), при осуществлении ею указанных в части 1 статьи 40 Закона о контрактной системе действий.
Из смысла приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что должностные лица заказчика, уполномоченного органа, либо уполномоченного учреждения, при поведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), несут персональную ответственность за утверждение документации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Между тем, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП за утверждение, в том числе, документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 статьи 7.30 КоАП, предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, исходя из вышеперечисленных норм, привлечению к административной ответственности в случае несоответствия документации требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок подлежит должностное лицо, утвердившее закупочную документацию.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, ответственными должностными лицами заказчика, либо уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, допустившими нарушения в документации о закупке требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, могут являться как непосредственно лица, утвердившие документацию о закупке, так и лица в чьи обязанности входит разработка указанной документации.
При рассмотрении вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях необходимо учитывать, что должностными лицами допустившими нарушения в документации о закупке требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, могут являться лица, на которых непосредственно в соответствии с внутренними локальными актами возложена обязанность по разработке закупочной документации, либо в ином порядке, предусмотренном заказчиком.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании вышеизложенного, при рассмотрении вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ и привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности, необходимо, в том числе, исходить из официального ответа заказчика о представлении сведений о лице, ответственном за разработку и утверждение соответствующей части закупочной документации, письменных и устных пояснений привлекаемых к административной ответственности лиц, защитников указанных лиц, полномочия которых удостоверены в установленном законом порядке.
При этом статьей 26.1 КоАП к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении отнесены, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения.
Таким образом, вопрос о наличии события, а также состава административного правонарушения устанавливается должностным лицом в каждом отдельном случае, исходя из фактических обстоятельств дела.
|
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 27 января 2017 г. N ИА/4683/17
Текст письма опубликован не был