Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 октября 2018 г. N 03-07-03/75658
В связи с письмом по вопросам установления ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 10 процентов в отношении операций по реализации цветов, предоставления производителям цветов отсрочки вступления в силу положений Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), касающихся признания плательщиков, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - ЕСХН), плательщиками НДС, а также государственной поддержки данных производителей сообщаем следующее.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в настоящее время при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации налогообложение НДС производится по ставкам в размере 10 и 18 процентов. Пониженная ставка НДС в размере 10 процентов применяется в отношении социально значимых товаров: ряда продовольственных товаров, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
В случае установления пониженной ставки НДС в размере 10 процентов в отношении цветов может возникнуть отрицательная разница между суммами НДС, исчисленными при их реализации, и суммами этого налога, предъявленными продавцам цветов, которая подлежит возмещению из федерального бюджета. Данное возмещение, по существу, будет являться субсидированием организаций, реализующих указанные товары, из федерального бюджета, что приведет к потерям доходов федерального бюджета. При этом принятие указанного решения создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов в отношении других товаров, облагаемых в настоящее время по ставке НДС в размере 18 процентов, что, в конечном итоге, приведет к дополнительным потерям доходов федерального бюджета.
Кроме того, следует отметить, что на основании пункта 5 статьи 164 Кодекса при ввозе товаров в Российскую Федерацию применяются те же размеры ставок НДС, что и при реализации товаров на территории Российской Федерации. В связи с этим установление в отношении цветов пониженной ставки НДС приведет к налогообложению по этой ставке цветов, ввозимых на территорию Российской Федерации, что не окажет положительного влияния на конкурентоспособность цветов отечественного производства.
Учитывая изложенное, предложение об установлении ставки НДС в размере 10 процентов в отношении операций по реализации цветов не поддерживается.
В части вопроса о предоставлении производителям цветов отсрочки вступления в силу положений Федерального закона, касающихся признания плательщиков, применяющих ЕСХН, плательщиками НДС, сообщаем следующее.
Статьей 2 Федерального закона предусмотрено право лиц, применяющих ЕСХН, на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за предшествующий налоговый период по ЕСХН сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ЕСХН, без учета НДС не превысит определенного размера. При этом в целях освобождения от исполнения указанных обязанностей размер доходов в 2018 году установлен как 100 млн рублей, в 2019 году - 90 млн рублей, в 2020 году - 80 млн рублей, в 2021 году - 70 млн рублей, в 2022 году - 60 млн рублей.
Пунктом 5 статьи 9 Федерального закона предусмотрена отсрочка вступления в силу его положений в части признания лиц, применяющих ЕСХН, налогоплательщиками НДС до 1 января 2019 года.
Предоставление дополнительной отсрочки вступления в силу положений Федерального закона для производителей цветов создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов иными налогоплательщиками, применяющими ЕСХН, что приведет к потерям доходов федерального бюджета. В связи с этим данное предложение не поддерживается.
Что касается распространения мер государственной поддержки, предоставляемой Минсельхозом России, на производителей цветочной продукции, то приказом Минсельхоза России от 24 января 2017 г. N 24 утверждены Перечни направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов.
Расширение указанных Перечней приведет к увеличению числа получателей государственной поддержки и, как следствие, расходных обязательств Российской Федерации, либо к сокращению размеров государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках действующих расходных обязательств Российской Федерации, что может негативно повлиять на обеспечение выполнения показателей Доктрины производственной# безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120.
С уважением,
Директор Департамента налоговой и таможенной политики |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.