Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 октября 2018 г. N 03-05-06-01/75696
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение по вопросу о налогообложении и сообщается следующее.
С 1 января 2015 года введена в действие глава 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц выступают здания, строения, сооружения, помещения, за исключением имущества, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома.
Иных исключений из состава объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц Налоговым кодексом не предусмотрено.
Что касается применения статьи 374 Налогового кодекса, то следует отметить, что указанная статья определяет состав объектов налогообложения по налогу на имущество организаций и исключения из состава объектов налогообложения по этому налогу. Поскольку налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц являются самостоятельными налогами, правовое регулирование которых различно, положения пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса не применяются в отношении налога на имущество физических лиц.
Порядок налогообложения имущества физических лиц различается в зависимости от применяемой на территории субъекта Российской Федерации налоговой базы по данному налогу.
Статьей 402 Налогового кодекса субъекту Российской Федерации предоставлено право до 2020 года устанавливать порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц: исходя из кадастровой стоимости объекта или его инвентаризационной стоимости (т.е. сохранение ранее действовавшего порядка).
На территории Пермского края решение о переходе к исчислению налога на имущество физических лиц no кадастровой стоимости принято с 2018 года, налог за который будет исчислен в 2019 году.
В связи с этим с 2018 года налогообложение всех объектов недвижимости, расположенных на территории Пермского края, осуществляется по кадастровой стоимости.
До 2018 года налоговой базой по налогу на имущество физических лиц выступала инвентаризационная стоимость в отношении всех объектов недвижимости, за исключением объектов, включенных в перечень объектов административно-делового, торгового и бытового назначения, определяемый на основании статьи 378.2 Налогового кодекса, налогообложение которых осуществляется по кадастровой стоимости с 1 января 2015 года.
Таким образом, если объект недвижимости, используемый в предпринимательской деятельности, включен в указанный выше перечень, его налогообложение осуществляется по кадастровой стоимости с 1 января 2015 года.
Если используемый в предпринимательской деятельности объект недвижимости не включен в перечень объектов административно-делового, торгового и бытового назначения, его налогообложение до 2018 года осуществлялось по инвентаризационной стоимости, а с 1 января 2018 года - по кадастровой стоимости.
При этом отмечается, что для индивидуальных предпринимателей, использующих принадлежащее им имущество в предпринимательской деятельности и применяющих специальные налоговые режимы, предусмотрены налоговые преференции. В частности, применение специальных налоговых режимов предусматривает освобождение индивидуального предпринимателя от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности (за исключением объектов налогообложения, включенных в перечень административно-делового, торгового и бытового назначения).
В отношении налогообложения земельного участка, на котором расположен используемый в предпринимательской деятельности объект культурного наследия народов Российской Федерации, сообщается, что на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса объектом налогообложения по земельному налогу не признаются земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации.
Таким образом, земельные участки, находящиеся в частной собственности, не являются ограниченными в обороте и, следовательно, к ним не применяются положения подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 октября 2018 г. N 03-05-06-01/75696
Текст письма опубликован не был