Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2019 г. N 78-КА19-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Стигман Д.М. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2018 года, которым отказано в удовлетворении ее административного иска об оспаривании предписаний начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу об устранении выявленных нарушений валютного законодательства, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 мая 2018 года, которым отменено решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2018 года и указанное административное исковое заявление оставлено без рассмотрения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение адвоката Стигман Д.М. - Коваля Р.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, а также возражения против удовлетворения кассационной жалобы представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу Матвиенко А.А.и Николаевой А.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Стигман Д.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными предписаний начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу от 15 ноября 2017 года N 4 и N 5 об устранении выявленных нарушений валютного законодательства, которыми на нее возложены обязанности предоставить отчеты о движении денежных средств по счету в банке... в Финляндии за 2015 и 2016 годы, соответственно.
В обоснование своих требований заявитель ссылалась на то, что обязанность предоставлять отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации законом возложена на резидентов Российской Федерации, однако, она резидентом Российской Федерации не является, в связи с чем, такая обязанность возложена на нее оспариваемыми предписаниями неправомерно.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении административного иска Стигман Д.М., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный истец являлась резидентом для целей Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", поскольку она соответствовала критериям, указанным в данном федеральном законе, в том числе прерывала период нахождения за пределами территории Российской Федерации, въезжая на территорию Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 мая 2018 года решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2018 года отменено, административное исковое заявление оставлено без рассмотрения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и оставляя административное исковое заявление Стигман Д.М. без рассмотрения, исходил из того, что поскольку оспариваемые предписания в вышестоящий налоговый орган обжалованы не были, административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе Стигман Д.М. просит судебные акты отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2019 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Против удовлетворения кассационной жалобы Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие существенные нарушения норм процессуального права допущены судом апелляционной инстанции.
Как следует из содержания оспариваемых предписаний, они вынесены в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", которым предусмотрено право органов валютного контроля и их должностных лиц в пределах своей компетенции выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществлявшая функции органа валютного контроля, эти функции переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 (в редакции от 13 апреля 2016 года) Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" обжалование решений и действий (бездействия) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, налоговые органы, осуществляя функции органа валютного контроля, руководствуются в своей деятельности названным федеральным законом.
Порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц определен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, который, как и Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", не содержит требования об обязательном досудебном обжаловании акта органа валютного контроля в вышестоящий орган до обращения в суд, что не было учтено судебной коллегией по административным делам Санкт-Петербургского городского суда при вынесении обжалуемого апелляционного определения.
Оставление административного искового заявления Стигман Д.М. без рассмотрения в отсутствие предусмотренных законом оснований послужило препятствием для проверки законности решения Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2018 года в апелляционном порядке.
Таким образом, обжалуемый судебный акт суда апелляционной инстанции признать законным нельзя, в связи с чем, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает необходимым его отменить, а административное дело по административному иску Стигман Д.М. об оспаривании предписаний начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу об устранении выявленных нарушений валютного законодательства направить в Санкт-Петербургский городской суд для рассмотрения по существу судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь положениями части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 мая 2018 года отменить.
Административное дело по административному иску Стигман Д.М. об оспаривании предписаний начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу об устранении выявленных нарушений валютного законодательства направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в ином составе судей.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению заявителя, предписание начальника налоговой инспекции об устранении нарушений валютного законодательства может быть сразу обжаловано в суд, без досудебного оспаривания.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию заявителя обоснованной.
Налоговые органы, осуществляя функции органа валютного контроля, руководствуются не НК РФ, а Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле".
Ни данный Закон, ни Кодекс административного судопроизводства РФ не содержат требования об обязательном досудебном обжаловании акта органа валютного контроля в вышестоящий орган до обращения в суд.
В связи с этим ВС РФ направил дело на новое рассмотрение, отменив определение нижестоящего суда, которым заявление было оставлено без рассмотрения.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2019 г. N 78-КА19-2
Текст определения опубликован не был