Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2019 г. N 45-КА19-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Быкова Владимира Евгеньевича, Быковой Аллы Юрьевны, Скрипки Ирины Владимировны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Скрипки Матвея Евгеньевича, на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 8 декабря 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 25 апреля 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Быкова В.Е., Быковой А.Ю., Скрипки И.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Скрипки М.Е., о признании решения федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") от 13 июля 2017 года N 42 незаконным и возложении обязанности по включению в реестр участников подпрограммы.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
административные истцы проживают и зарегистрированы на территории закрытого военного городка по адресу: ... в жилом помещении, состоящем из одной комнаты площадью 19,4 кв.м, находящемся в общежитии, предоставленном Быкову В.Е. и членам его семьи на основании решения работодателя от 22 августа 1986 года на период действия трудовых отношений, указанном предметом договора временного найма специализированного (в общежитии) жилого помещения от 19 декабря 2005 года, заключённого между ним и Министерством обороны Российской Федерации, войсковой частью в лице командира.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии от 18 октября 1999 года N 11 Быков В.Е., принятый 13 августа 1986 года техником в войсковую часть, и члены его семьи (супруга и дочь) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на соответствующий учёт.
15 января 1999 года Быков В.Е. уволен по сокращению численности и штата работников, 13 июля 2001 года принят дворником в указанную войсковую часть, переименованную с 1 октября 2006 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2003 года N 929-р в федеральное государственное учреждение "48 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГУ "48 ЦНИИ Минобороны России"), 11 января 2011 года уволен по сокращению численности и штата работников.
28 сентября 2011 года Быков В.Е. (с составом семьи: супруга и дочь) признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации по категории, предусмотренной подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее - Правила) - "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков".
ФГКУ "Центррегионжилье" уведомлением от 13 июля 2017 года N 42 сообщило Быкову В.Е. (с составом семьи: супруга, дочь и внук) об исключении из реестра граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" (далее - Подпрограмма) по Министерству обороны Российской Федерации ввиду несоответствия требованиям, указанным пунктом 5 названной подпрограммы, поскольку не относится к категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков (далее - Решение уполномоченного органа).
Считая Решение уполномоченного органа незаконным, Быков В.Е. и члены его семьи обратились в суд с требованием о его отмене и обязании включить в Подпрограмму и предоставить государственный жилищный сертификат.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 8 декабря 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 25 апреля 2018 года, административный иск оставлен без удовлетворения.
Определением судьи Свердловского областного суда от 27 августа 2018 года административным истцам отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 26 февраля 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации Быковым В.Е., Быковой А.Ю., Скрипкой И.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Скрипки М.Е., ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что судами первой и апелляционной инстанций такие нарушения норм материального права допущены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что в отношении Быкова В.Е. не было принято решение о реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и посёлков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, вопрос о выселении административных истцов из занимаемого ими служебного помещения не ставится; административные истцы не состояли на учёте и не были признаны нуждающимися в жилых помещениях в жилищных органах Министерства обороны Российской Федерации; государство не имеет обязательств по переселению административных истцов из закрытого военного городка с предоставлением другого жилого помещения; проживание граждан в закрытых военных городках не является самостоятельным основанием для включения заявителей в состав участников подпрограммы и предоставления государственного жилищного сертификата.
Между тем при рассмотрении настоящего административного дела не учтено следующее.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р город Киров входит в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.
Как следует из содержания Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, а также названной подпрограммы Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого Решения уполномоченного органа, проблема обеспечения жильём категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильём в соответствии с законодательством Российской Федерации, является одной из наиболее острых социальных проблем, к таким гражданам наряду с военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненными к ним лицам, относятся граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и посёлков учреждений с особыми условиями хозяйствования.
Основной задачей названной программы является финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе путём предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета, включая граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, которые признаются участниками подпрограммы. Названной категории граждан предоставление социальной выплаты осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся закрытые военные городки или посёлки учреждений с особыми условиями хозяйствования.
Так согласно разделу IV названой выше подпрограммы, содержащему нормы о ресурсном обеспечении подпрограммы, общий объём финансирования подпрограммы за счёт средств федерального бюджета в 2015-2020 годах в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, включая граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков и посёлков учреждений с особыми условиями хозяйствования составлял 19024,99 млн. рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 в редакции, действующей на момент принятия Решения уполномоченного органа, "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1), а также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" (пункт 2, далее - Правила), который в пункте 5 устанавливают категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
Так, согласно подпункту "б" пункта 5 Правил (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) такое право имеют в том числе граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в подпрограмме намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (посёлка), перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 19 Правил названная выше категория граждан для участия в подпрограмме не обязана предоставлять выписку из решения органа по учёту и распределению жилых помещений о постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, к заявлению в уполномоченный орган должны быть приложены наряду с другими документами справка о проживании на территории закрытого военного городка (абзацы пятый и шестой).
Приведённые федеральные нормы судом первой инстанции не были приняты во внимание.
Признавая правомерным исключение Быкова В.Е. из реестра граждан-участников подпрограммы, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии у государства обязательства по переселению административного истца и членов его семьи из закрытого военного городка, указав, что они при прекращении трудовых отношений с Вооружёнными Силами Российской Федерации могут быть выселены из занимаемого общежития, находящегося на территории закрытого военного городка, без предоставления иного жилого помещения.
Такая позиция суда не соответствует нормам материального права.
На момент увольнения Быкова В.Е. с должности техника в 1999 году действовало положение статьи 94 Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК РСФСР), согласно которой не только офицеры, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы Вооружённых Сил СССР и приравненные к ним лица, уволенные с действительной военной службы в отставку или в запас, а также проживающие совместно с ними лица, но и другие лица, утратившие связь с Вооружёнными Силами СССР, могли быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.
С 1 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации, положения которого применяются к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (статья 5 названного федерального закона, далее - Вводный закон).
Статьёй 13 названного федерального закона предусмотрено, что граждане, проживающие в жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоящие в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеющие право состоять на данном учёте, не могут быть выселены из общежития без предоставления другого жилого помещения, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, если к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации у лица при наличии оснований, указанных в статьях 108 и 110 ЖК РСФСР, возникло право на льготы, предусмотренные этой нормой, то к спорным правоотношениям положения указанной статьи применимы и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в том случае, если право на льготу возникло у гражданина до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что Быков В.Е. на протяжении более десяти лет осуществлял трудовую деятельность в войсковой части N 23527, имеющей организационно-правовую форму учреждения, был уволен в связи с сокращением численности и штата работников, проживает с семьёй в общежитии, к данным правоотношениям подлежат применению нормы статьи 110 ЖК РСФСР, предусматривающие, что работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения исключительно в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 этого кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения.
На момент увольнения срок трудовой деятельности Быкова В.Е. в войсковой части N 23527 составлял более 10 лет, то есть в отношении него подлежали применению нормы пунктов 6 и 8 статьи 108 ЖК РСФСР (в редакциях от 22 августа 1995 года и 28 марта 1998 года соответственно), запрещающие выселение без предоставления другого жилого помещения гражданина, проработавшего на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет и (или) был уволен в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников.
Таким образом, Быков В.Е., уволенный с должности техника в 1999 году из войсковой части N 23527, не мог быть выселен из занимаемого в общежитии жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в силу предписаний статьи 13 Вводного закона, предусматривающей дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, указанные граждане, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учёте (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 43).
Поскольку Быков В.Е. проживает в общежитии с 1986 года, как следует из материалов дела и Решения уполномоченного органа, ни он, ни члены его семьи не имеют другого жилого помещения, согласно копии списка рабочих и служащих, не имеющих жилой площади и нуждающихся в улучшении жилищных условий, утверждённого начальником федерального государственного учреждения "48 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации" 20 ноября 2009 года, состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях, он имеет право на переселение из закрытого военного городка с предоставлением другого жилого помещения.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о законности оспариваемого Решения уполномоченного органа является неправильным.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов административных истцов, считает необходимым их отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований только в части отмены Решения уполномоченного органа, так как вопрос о выдаче жилищного сертификата не рассматривался и решение по этому вопросу не принималось.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 8 декабря 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 25 апреля 2018 года отменить и принять по делу новое решение.
Решение федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, принятое в форме уведомления от 13 июля 2017 года N 42 "Об исключении из реестра граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" по Министерству обороны Российской Федерации" признать незаконным.
Обязать федеральное государственное казённое учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации включить Быкова Владимира Евгеньевича, Быкову Аллу Юрьевну, Скрипка Ирину Владимировну, Скрипка Матвея Евгеньевича в реестр граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" по Министерству обороны Российской Федерации и рассмотреть вопрос о предоставлении государственного жилищного сертификата в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2019 г. N 45-КА19-3
Текст определения опубликован не был