Определение Верховного Суда РФ от 13 мая 2019 г. N 307-ЭС19-6099
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К.,
изучив кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Архангельск" (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.08.2018, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.02.2019 по делу N А05-3032/2018
по заявлению индивидуальных предпринимателей Глотовой Ольги Георгиевны и Немчени Владимира Леонидовича (далее - предприниматели) к муниципальному образованию "Город Архангельск" и Главе муниципального образования "Город Архангельск" Годзишу И.В. о признании незаконным постановления от 07.03.2018 N 283 "О введении режима повышенной готовности",
при участии в деле Прокуратуры Архангельской области, установил:
решением Арбитражного суда Архангельской области от 02.08.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.02.2019, заявленное требование удовлетворено частично, постановление от 07.03.2018 N 283 признано недействительным в части пункта 4 Плана мероприятий по функционированию Архангельского городского звена территориальной подсистемы РСЧС в режиме повышенной готовности. В удовлетворении остальной части требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, администрация, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как усматривается из судебных актов, 18.02.2018 в результате поджога произошло возгорание в здании, находящемся в общей долевой собственности предпринимателей.
В целях предупреждения внезапного обрушения указанного здания Главой муниципального образования "Город Архангельск" вынесено постановление от 07.03.2018 N 283 "О введении режима повышенной готовности". Данным постановлением введен режим повышенной готовности на основании решения Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации (далее - комиссия), оформленного протоколом от 06.03.2018 N 3, согласно которому признана необходимость полного демонтажа сгоревшего здания в связи с наличием угрозы для жизни и здоровья людей (пункт 4 Плана мероприятий по функционированию Архангельского городского звена территориальной подсистемы РСЧС в режиме повышенной готовности; далее - План мероприятий).
Считая постановление незаконным, предприниматели обратились с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя частично заявленное требование, суды, руководствуясь положениями статей 1, 4.1, 7, 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, исходили из того, что в отсутствие на момент включения в пункт 4 Плана мероприятий экспертного заключения, содержащего однозначный вывод о необходимости демонтажа здания в целом, а не его отдельных частей, пострадавших при пожаре и не подлежащих восстановлению, комиссия администрации вышла за рамки предоставленных ей полномочий и нарушила право собственности предпринимателей, лишив их возможности принять меры по восстановлению помещений на базе неразрушенных частей здания (в случае наличия таковых).
Вместе с тем судами отмечено, что нахождение здания в аварийном состоянии само по себе не является основанием для его демонтажа, при этом согласно представленному предпринимателями техническому отчету от 21.03.2018 N 121-Э требовалось разобрать здание лишь частично и принять меры для исключения доступа посторонним лицам в сохранившиеся помещения.
Доводы относительно доказательственной базы (о неправомерном принятии в качестве доказательства технического отчета от 21.03.2018 N 121-Э и необходимости учета протоколов осмотра места происшествия с фототаблицами) подлежат отклонению, поскольку вопрос относимости, допустимости и достоверности доказательств разрешается судами первой и апелляционной инстанций в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела, и входит в круг вопросов, рассмотрение которых не относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о наличии специальных познаний у сотрудников МКУ "ГЦГЗ", составивших акт осмотра аварийного здания, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам спора. Доводов, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, кассационная жалоба не содержит.
По существу доводы администрации не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать администрации муниципального образования "Город Архангельск" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.К. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 13 мая 2019 г. N 307-ЭС19-6099 по делу N А05-3032/2018
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17356/18
24.10.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8549/18
02.08.2018 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-3032/18
09.04.2018 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-3032/18