Определение Верховного Суда РФ от 13 мая 2019 г. N 301-ЭС19-5806
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К.,
изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Игротэк" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.01.2018, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.01.2019 по делу N А11-196/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Игротэк" (далее - заявитель, общество) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 30.09.2014 N 10-09-03/5 в части доначисления 36 299 833 рублей налога на прибыль, начисления 10 503 928 рублей 49 копеек пеней и 15 990 990 рублей штрафа; о снижении более чем в два раза размера штрафных санкций, начисленных в неоспариваемой части решения (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ходатайства о снижении штрафа), установил:
решением Арбитражного суда Владимирской области от 31.01.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.01.2019, заявленное требование удовлетворено частично, решение инспекции признано недействительным в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктами 1, 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в виде штрафа в размере 8 386 385 рублей 80 копеек, и привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса, в виде штрафа в размере 271 448 рублей. В удовлетворении требования в остальной части отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить судебные акты и удовлетворить требование.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как усматривается из судебных актов, основанием для принятия решения в оспоренной части послужил вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы в результате создания схемы дробления бизнеса между несколькими взаимозависимыми лицами, применяющими специальные режимы налогообложения, участие в которой позволило обществу минимизировать обязательства по уплате налога на прибыль с дохода, уменьшенного на завышенную стоимость расходов по субподрядным работам.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что в 2010-2011 годах общество занималось строительством объектов и привлекало в качестве субподрядчиков взаимозависимых лиц - ООО "Альфа-Строй", ООО "Гамма-Строй" и ООО "Монолит-Домострой", которые в проверяемом периоде применяли упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы" и уплачивали налог по ставке 6 процентов с дохода, исчисленного по кассовому методу.
Фактически общество являлось единственным заказчиком на выполнение работ (не считая взаимозависимого с ними ООО НХП "Владимирские узоры", которое являлось источником дохода контрагентов в незначительной части).
При этом у контрагентов отсутствовали трудовые и материальные ресурсы, необходимые для ведения самостоятельной строительной деятельности, в то время как общество имело спецтехнику и оборудование для выполнения спорных работ.
Кроме того, общество и взаимозависимые организации имели смежный кадровый состав, их работники выполняли трудовые функции для достижения общего результата труда, в то же время из актов выполненных работ следует, что имеющегося у контрагентов количества работников было недостаточно для выполнения объема работ, указанного в актах.
Вместе с тем оплата выполненных работ производилась обществом не в полном объеме, что позволяло взаимозависимым организациям не превышать лимит выручки, установленный пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса, и оставаться на упрощенной системе налогообложения. В связи с незначительными перечислениями в счет оплаты работ задолженность заявителя перед взаимозависимыми организациями составляла более 186 млн. рублей, однако контрагенты не предпринимали каких-либо действий по ее взысканию.
Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 20, 106, 110, 112, 114, 122, 247, 248 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" и от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", судебные инстанции пришли к выводу о доказанности инспекцией совокупности обстоятельств, свидетельствующих о том, что хозяйственные отношения общества с заявленными контрагентами существенно отличались от взаимоотношений с иными организациями, не являющимися взаимозависимыми, и именно взаимозависимость оказала влияние на финансовые результаты их деятельности, что привело к получению заявителем необоснованной налоговой выгоды в виде занижения налоговой базы по налогу на прибыль путем завышения расходов на стоимость субподрядных работ.
Одновременно с этим, установив наличие смягчающих ответственность обстоятельств, суды посчитали возможным снизить в два раза размер начисленных штрафных санкций.
Вопреки позиции заявителя, расчет налоговых обязательств был проверен судами и признан верным. Полномочиями по переоценке выводов судов в данной части суд, рассматривающий дело в порядке кассационного производства, не наделен.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о выходе суда апелляционной инстанции за пределы заявленных требований, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают их выводы и не подтверждают существенных нарушений норм материального и норм процессуального права, повлиявших на исход дела.
По существу доводы жалобы повторяют позицию учреждения по спору, направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств и установление иных фактических обстоятельств, что не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Игротэк" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.К. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 13 мая 2019 г. N 301-ЭС19-5806 по делу N А11-196/2015
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6526/18
25.09.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3945/17
31.01.2018 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-196/15
02.10.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4301/17
13.07.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3945/17