Письмо Фонда социального страхования РФ от 23 октября 2018 г. N 02-08-01/17-04-11446л
Вопрос
Правила подсчета страхового стажа предусматривают, что исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы (п. 21 Правил, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила)).
ФСС РФ в своих письмах неоднократно разъяснял, что если календарный месяц или календарный год отработан работником полностью, то делить количество отработанных дней на 30 дней и соответственно 12 месяцев не нужно. Такой расчет применяется только для не полностью отработанных месяцев (см., например, Письма ФСС от 16.01.2018 N 02-09-14/17-04-31319, от 09.12.2016 N 02-09-14/15-02-24113, от 30.10.2012 N 15-03-09/12-3065П).
Однако в Письме ФСС РФ от 19.09.2018 N 02-08-01/1704-10681л приведен пример расчета страхового стажа, противоречащий этим разъяснениям. Так, стаж работника, который перед наступлением страхового случая работал в организации с 01.02.2018 по 31.03.2018, в Письме указан равным 1 месяцу и 29 дням (30 дней за период с 01.02.2018 по 02.03.2018 и 29 дней с 03.03.2018 по 31.03.2018).
В то же время период с 01.02.2018 по 31.03.2018 фактически составляет два полностью отработанных календарных месяца. И если руководствоваться прежними разъяснениями, то не возникает никаких оснований производить подсчеты, принимая полный месяц за 30 дней, а не за то количество дней, которое фактически приходится на этот месяц по календарю: 28 дней - на февраль 2018 г. и 31 день - на март.
Означают ли разъяснения, приведенные в Письме ФСС РФ от 19.09.2018 N 02-08-01/1704-10681л, что ведомство изменило свою позицию и теперь порядок, предусмотренный п. 21 Правил, нужно применять не только к не полностью отработанным месяцам и годам? Каков страховой стаж следующих работников?
1. Работник 1 перед наступлением страхового случая (01.08.2018) работал в организации с 02.02.2018 по 31.07.2018 и до трудоустройства в организацию стажа не имел. Его страховой стаж составляет:
а) 5 месяцев и 27 дней - так как март, апрель, май, июнь и июль - 5 полностью отработанных календарных месяцев, а в феврале отработано толь ко 27 календарных дней (со 2-го по 28-е число);
б) 6 месяцев - если принимать за полный месяц каждые 30 дней:
- с 02.02.2018 по 03.03.2018;
- с 04.03.2018 по 02.04.2018;
- с 03.04.2018 по 02.05.2018;
- с 03.05.2018 по 01.06.2018;
- с 02.06.2018 по 01.07.2018;
- с 02.07.2018 по 31.07.2018.
2. Работник 2 заболел 04.10.2018, в организации работает с 05.11.2014, а до этого работал в другой организации с 06.09.2009 по 22.09.2014. Его страховой стаж составляет:
а) 7 лет 11 месяцев 16 дней (3 года + 3 года +11 месяцев + 10 месяцев + 47 дней + 29 дней). Из них:
- в прежней организации - 3 полных года (2011, 2012 и 2013 гг.) 11 полных месяцев (октябрь - декабрь 2010 г., январь - август 2014 г.) 47 дней (с 3 по 30 сентября 2010 г., с 1 по 22 сентября 2014 г.);
- в нынешней организации - 3 полных года (2015, 2016 и 2017 гг.) 10 полных месяцев (декабрь 2014 г., январь - сентябрь 2018 г.) 29 дней (с 5 по 30 ноября 2014 г., с 1 по 3 октября 2018 г.);
б) 8 лет 27 дней. Из них в прежней организации - 1 478 дней, в нынешней организации - 1429 дней.
Ответ
Департамент организации обеспечения страховых выплат Фонда социального страхования Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу исчисления страхового стажа для определения размера пособия по временной нетрудоспособности и сообщает следующее.
Согласно пункту 21 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91, исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев).
При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
Учитывая информацию из обращения, для первого примера обращения общий страховой стаж сотрудника составляет б месяцев:
02.02.2018 - 03.03.2018 - 30 дней - 1 мес;
04.03.2018 - 02.04.2018 - 30 дней - 1 мес;
03.04.2018 - 02.05.2018 - 30 дней - 1 мес;
03.05.2018 - 01.06.2018 - 30 дней - 1 мес;
02.06.2018 - 01.07.2018 - 30 дней - 1 мес;
02.07.2018 - 31.07.2018 - 30 дней - 1 мес.
Для второго примера обращения общий страховой стаж сотрудника составляет 8 лет 11 месяцев 20 дней, в том числе:
- по первому месту работы - 5 лет 0 месяцев 17 дней:
06.09.2009 - 05.09.2010 - 12 месяцев - 1 год;
06.09.2010 - 05.09.2011 - 12 месяцев - 1 год;
06.09.2011 - 05.09.2012 - 12 месяцев - 1 год;
06.09.2012 - 05.09.2013 - 12 месяцев - 1 год;
06.09.2013 - 05.09.2014 - 12 месяцев - 1 год;
06.09.2014 - 22.09.2014 - 17 дней;
- по второму месту работы - 3 года 11 месяцев 3 дня:
05.11.2014 - 04.11.2015 - 12 месяцев - 1 год;
05.11.2015 - 04.11.2016 - 12 месяцев - 1 год;
05.11.2016 - 04.11.2017 - 12 месяцев - 1 год;
05.11.2017 - 04.12.2017 - 30 дней - 1 мес;
05.12.2017 - 03.01.2018 - 30 дней - 1 мес;
04.01.2018 - 02.02.2018 - 30 дней - 1 мес;
03.02.2018 - 04.03.2018 - 30 дней - 1 мес;
05.03.2018 - 03.04.2018 - 30 дней - 1 мес;
04.04.2018 - 03.05.2018 - 30 дней - 1 мес;
04.05.2018 - 02.06.2018 - 30 дней - 1 мес;
03.06.2018 - 02.07.2018 - 30 дней - 1 мес;
03.07.2018 - 01.08.2018 - 30 дней - 1 мес;
02.08.2017 - 31.08.2018 - 30 дней - 1 мес;
01.09.2018 - 30.09.2018 - 30 дней - 1 мес;
01.10.2018 - 03.10.2018 - 3 дня.
Обращаем внимание, что в силу пункта 10 части 2 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страховщик (Фонд социального страхования Российской Федерации) обязан бесплатно консультировать страхователей и застрахованных лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Давать официальные разъяснения по вопросам обязательного социального страхования Фонд социального страхования Российской Федерации не уполномочен.
В связи с этим обращение рассмотрено как обращение застрахованного лица либо представителя страхователя по вопросу применения законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в конкретных приведенных случаях, и подготовленный ответ не следует рассматривать как официальные разъяснения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Руководитель Департамента |
Т.В. Лотоцкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.