Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.С. Андреева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.С. Андреев оспаривает конституционность статьи 2 (пункты 1 и 2) и статьи 3 (пункты 1-3) Федерального закона от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", которыми внесены изменения соответственно в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Кроме того, заявитель оспаривает конституционность частей 2-8 (в жалобе ошибочно названных пунктами 2-8) статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", определяющих календарные даты, с которых на соответствующие категории граждан распространяется новое правовое регулирование (части 2-4);
закрепляющих порядок исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", и права на долю страховой части трудовой пенсии федеральными государственными служащими, государственными служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими (части 5-6);
устанавливающих источники финансирования страховой части трудовой пенсии по старости и доли страховой части трудовой пенсии (часть 7);
предусматривающих порядок выплаты членам семьи неполученной суммы страховой части трудовой пенсии по старости в случае смерти пенсионера, получавшего пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности (часть 8).
По мнению В.С. Андреева, оспариваемые законоположения вступают в противоречие со статьями 7, 15, 17, 35 (части 1-3), 39, 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, устанавливая военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению только страховую часть пенсии по старости, они не предусматривают правового механизма, гарантирующего военным пенсионерам выплату страховой пенсии по старости в полном объеме (с учетом фиксированной выплаты), и тем самым допускают нарушение конституционных прав указанной категории граждан.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. В соответствии со статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде; к жалобе должна быть приложена копия официального документа, подтверждающего применение оспариваемого закона в деле заявителя.
Между тем представленной заявителем копией судебного решения не подтверждается применение в его деле оспариваемых положений статьи 2 (пункт 2), статьи 3 (пункты 1-3) и статьи 4 (части 2-8) Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" в его конкретном деле.
Следовательно, согласно статье 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" жалоба В.С. Андреева в соответствующей части не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.
2.2. Оспариваемое положение пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" дополнило статью 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пунктом 6, согласно которому военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Данное законоположение (в действующей редакции) гарантирует военным пенсионерам, осуществляющим после увольнения с военной службы трудовую или иную аналогичную деятельность, помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению возможность при наличии установленных условий получать страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации. Следовательно, данная норма направлена на обеспечение реализации социальных прав указанной категории граждан и не может расцениваться как ущемляющая их конституционные права.
Разрешение же вопроса о предоставлении военным пенсионерам права на получение одновременно с пенсией за выслугу лет также страховой пенсии по старости в полном размере (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии) либо в размере не меньшем, чем социальная пенсия по старости, на чем настаивает заявитель в своей жалобе, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Андреева Виктора Сергеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2019 г. N 1087-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Андреева Виктора Сергеевича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)