Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2019 г. N 9-АПА19-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части Генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области, утвержденного решением Решетихинского поселкового Совета Володарского района Нижегородской области от 25 декабря 2013 г. N 203, по апелляционной жалобе Решетихинского поселкового Совета Володарского района Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 22 ноября 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя администрации городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области Курятникова М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Решетихинского поселкового Совета Володарского района Нижегородской области от 25 декабря 2013 г. N 203 (далее также - Решение N 203) утвержден Генеральный план городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области (далее также - Генеральный план).
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании Генерального плана не действующим с момента принятия в части включения в границы рабочего поселка Решетиха лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: в выделах 1-3, 13, 14 квартала 115; в выделах 1, 6-10, 17-19, 23, 24 квартала 116; в выделе 2 квартала 121; в выделе 1 квартала 125 Ильинского участкового лесничества Балахнинского лесничества Нижегородской области.
Требования мотивированы тем, что Решением N 203 находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы указанного населенного пункта с нарушением процедуры согласования проекта генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), Порядком согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований (далее - Порядок согласования), утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) от 27 февраля 2012 г. N 69.
Оспариваемым актом в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
Решением Нижегородского областного суда от 22 ноября 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено: оспариваемые положения Генерального плана признаны не действующими со дня вступления судебного акта в законную силу.
В апелляционной жалобе Решетихинский поселковый Совет Володарского района Нижегородской области просит решение суда первой инстанции отменить, как необоснованное и постановленное с нарушением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование ссылается на неподтвержденность факта наложения границ населенного пункта на спорные лесные участки.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и Рослесхозом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакциях, действовавших на дату принятия Решения N 203, утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относилось к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Решение N 203 принято уполномоченным органом в надлежащей форме, официально опубликовано в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается.
Утвержденным названным решением Генеральным планом установлены границы населенного пункта рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 52:22:0000000:20 (в состав которого входят, в том числе выделы 1-3, 13, 14 квартала 115; выделы 1, 6-10, 17-19, 23, 24 квартала 116; выдел 2 квартала 121; выдел 1 квартала 125) из категории земель лесного фонда, общей площадью 91755006 кв.м, расположенный по адресу: Нижегородская обл., Володарский р-н, Балахнинское межрайонное лесничество, Ильинское участковое лесничество, находится в федеральной собственности (регистрационная запись Единого государственного реестра недвижимости от 16 июля 2013 г.).
В ходе мероприятий, осуществленных Рослесхозом и ФГБУ "Рослесинфорг", установлено частичное наложение границ рабочего поселка Решетиха Володарского района Нижегородской области и границ находящихся в федеральной собственности земельных участков из состава земель лесного фонда Ильинского участкового лесничества Балахнинского лесничества.
Согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 ЛК РФ также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
В период подготовки Генерального плана муниципального образования действовал Порядок согласования, утвержденный приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 г. N 69.
Пунктом 2.1 названного порядка предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ.
Из Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (здесь и далее в редакции, действовавшей в период подготовки проекта Генерального плана), следует, что Рослесхоз был уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов на дату утверждения оспариваемого нормативного правового акта.
Рослесхоз осуществляет: рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий (подпункт 5.4.2); рассмотрение проектов генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (подпункт 5.4.3).
В соответствии с частью 7 статьи 9 ГрК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования не менее чем за три месяца до их утверждения.
В части 8 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 ГрК РФ об обеспечении доступа к проектам территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
Вопреки доводам административного ответчика об отсутствии необходимости согласования с Рослесхозом проекта Генерального плана, в материалах по обоснованию этого проекта указывается, что часть территорий, включаемых в проектные границы населенного пункта, относится к землям лесхоза, и имеет статус защитных лесов.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства направления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования, материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России, а также направления ходатайств в Рослесхоз о согласовании проекта Генерального плана, переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую; лицами, участвующими в деле, данные обстоятельства не оспариваются.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, установив, что при подготовке проекта Генерального плана названного муниципального образования не соблюдена предусмотренная статьей 25 ГрК РФ процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ населенного пункта и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания Решения N 203 не действующим в оспариваемой части.
Доводы апелляционной жалобы воспроизводят позицию представителя административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что не имеется подтверждения включения в границы населенного пункта спорных лесных участков, опровергаются материалами дела.
В силу части 2 статьи 69 ЛК РФ (в редакции, применяемой к спорным отношениям) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Согласно действующим на момент рассмотрения данного административного дела положениям статьи 7 ЛК РФ, части 3 статьи 70.1 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 г. осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Выводы суда о частичном наложении границ населенного пункта на земли лесного фонда сделаны на основании оценки и анализа представленных сторонами в материалы дела документов, в частности сведений из государственного лесного реестра, материалов лесоустройства, карт-схем графического совмещения границ населенного пункта на материалы лесоустройства Ильинского участкового лесничества Балахнинского лесничества Нижегородской области.
Указанным доказательствам по настоящему административному делу суд первой инстанции дал надлежащую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, оснований не согласиться с которой у Судебной коллегии не имеется.
Не могут быть приняты во внимание доводы о том, что спорные земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда, были ранее (до утверждения Генерального плана) включены в границы рабочего поселка Решетиха Володарского района Нижегородской области на основании распоряжения администрации Володарского района Нижегородской области от 19 июня 2001 г. N 851-р "Об утверждении кадастровых кварталов на территории Володарского района" (далее - Распоряжение N 851-р), поскольку административные требования заявлены Рослесхозом в отношении Генерального плана, утвержденного Решением N 203, которым утверждены границы населенного пункта, и тем самым оформлены результаты перевода земель лесного фонда в земли поселений. Названным выше распоряжением, изданным в 2001 г., вопрос перевода лесных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов не решался.
Как указывалось выше, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности. Это опровергает доводы административного ответчика о возможности изъятия лесных участков из земель лесного фонда и их передачи в состав населенного пункта на основании Распоряжения N 851-р.
Кроме того, поскольку рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области как муниципальное образование в составе Володарского муниципального района Нижегородской области был образован в соответствии с Законом Нижегородской области от 24 октября 2005 г. N 158-З "Об утверждении границ, состава территории Володарского муниципального района, границ и состава территорий муниципальных образований, входящих в состав Володарского муниципального района", указанное Распоряжение N 851-р относительно рассматриваемого административного дела правового значения не имеет.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Судебная коллегия находит несостоятельными, они аналогичны возражениям на административное исковое заявление, являлись предметом проверки и оценки судом первой инстанции, должным образом мотивированы в решении суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 22 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Решетихинского поселкового Совета Володарского района Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2019 г. N 9-АПА19-5
Текст определения опубликован не был