Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 апреля 2019 г. N 59-КГ18-23
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 апреля 2019 г. гражданское дело по иску Юрьевой Елены Николаевны к Благовещенской таможне, Федеральной таможенной службе о взыскании единовременного пособия, компенсации морального вреда по кассационной жалобе Юрьевой Елены Николаевны на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 7 июля 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 сентября 2017 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., объяснения Юрьевой Е.Н., её представителя по доверенности Беликова П.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Благовещенской таможни, Федеральной таможенной службы по доверенности Лебедевой К.В., выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Юрьева Елена Николаевна 31 января 2017 г. обратилась в суд с иском к Благовещенской таможне, Федеральной таможенной службе (далее - ФТС России) и с учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просила взыскать единовременное пособие в размере 3000000 руб., предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и 500000 руб. в качестве компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Юрьева Е.Н. указала, что её супруг Юрьев Алексей Михайлович с 23 марта 1995 г. по 10 октября 2015 г. проходил службу в таможенных органах Российской Федерации, с 10 апреля 2013 г. - в должности начальника Нерюнгринского таможенного поста Благовещенской таможни, имел специальное звание полковника таможенной службы.
В соответствии с приказом ФТС России от 21 сентября 2015 г. (с учётом изменений, внесённых приказом ФТС России от 16 ноября 2015 г.) Юрьев А.М. был уволен с 10 октября 2015 г. со службы в таможенных органах Российской Федерации по подпункту 9 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах).
26 февраля 2016 г., то есть до истечения одного года после увольнения со службы, Юрьев А.М. умер вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации.
6 июня 2016 г. Юрьева Е.Н. обратилась с заявлением на имя начальника Благовещенской таможни о выплате ей в связи со смертью её супруга, наступившей в течение одного года после увольнения со службы вследствие исключавшего возможность дальнейшего прохождения службы заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременного пособия, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Начальником Благовещенской таможни было принято решение об удовлетворении заявления Юрьевой Е.Н. Указанное заявление и приложенные к нему документы были направлены в Главное управление тылового обеспечения ФТС России для их проверки на соответствие требованиям Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По результатам рассмотрения заявления Юрьевой Е.Н. и приложенных к нему документов заместителем начальника Главного управления тылового обеспечения ФТС России начальнику Благовещенской таможни направлено письмо от 9 сентября 2016 г. о том, что оснований для выплаты Юрьевой Е.Н. единовременного пособия не имеется из-за отсутствия документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 19 Правил выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей, утверждённых приказом ФТС России от 6 августа 2013 г. N 1452 (в редакции приказа ФТС России от 23 июня 2015 г. N 1228, действовавшей на момент обращения Юрьевой Е.Н. с заявлением о выплате единовременного пособия в Благовещенскую таможню), а именно копий соответствующих приговоров, решений, определений и постановлений судов, следственных органов и органов предварительного расследования.
На повторное обращение Юрьевой Е.Н. по вопросу выплаты ей единовременного пособия начальником Благовещенской таможни в письме от 21 ноября 2016 г. заявителю сообщено о том, что Благовещенская таможня не уполномочена пересматривать решения, принятые вышестоящим таможенным органом, а также указано, что необходимым условием для выплаты этого пособия является наличие причинно-следственной связи между полученным сотрудником заболеванием и выполнением им служебных обязанностей в таможенных органах.
По мнению Юрьевой Е.Н., отказ в выплате ей единовременного пособия является незаконным, так как необходимые условия для выплаты ей единовременного пособия, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", имеются. Смерть её супруга Юрьева А.М. наступила в течение одного года после увольнения со службы в таможенных органах Российской Федерации, причиной смерти явилось заболевание, полученное им в период прохождения службы и исключавшее возможность дальнейшего прохождения службы, вследствие чего у неё возникло право на получение единовременного пособия.
Юрьева Е.Н. также указывала, что необоснованным (неправомерным) отказом ответчиков в выплате единовременного пособия ей были причинены нравственные страдания, в связи с чем просила суд взыскать с ответчиков в качестве компенсации морального вреда 500000 руб.
Представитель ответчиков Благовещенской таможни и ФТС России в суде исковые требования не признал.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 7 июля 2017 г. в удовлетворении исковых требований Юрьевой Е.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 сентября 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. от 22 ноября 2018 г. Юрьевой Е.Н. восстановлен срок для подачи кассационной жалобы на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 7 июля 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 сентября 2017 г.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Юрьевой Е.Н. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Благовещенского городского суда Амурской области от 7 июля 2017 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 сентября 2017 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы Юрьевой Е.Н. 22 ноября 2018 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 11 марта 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на неё начальника Благовещенской таможни Сорокина М.В. и представителя ФТС России по доверенности Голомутько М.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что супруг Юрьевой Е.Н. - Юрьев А.М. с 23 марта 1995 г. по 10 октября 2015 г. проходил службу в таможенных органах Российской Федерации, последняя занимаемая должность - начальник Нерюнгринского таможенного поста Благовещенской таможни. Юрьев А.М. имел специальное звание полковника таможенной службы.
Приказом ФТС России от 21 сентября 2015 г. полковник таможенной службы Юрьев А.М. уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации с 10 октября 2015 г. на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом).
В порядке реализации данного приказа и.о. начальника Благовещенской таможни был издан приказ от 7 октября 2015 г. об увольнении Юрьева А.М. со службы в таможенных органах Российской Федерации по подпункту 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" с 10 октября 2015 г.
29 сентября 2015 г. Юрьев А.М. был направлен на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией в Центральный клинический госпиталь ФТС России.
Заключением военно-врачебной комиссии Центрального клинического госпиталя ФТС России от 14 октября 2015 г. Юрьеву А.М. определена категория годности к службе "Д - не годен к службе в таможенных органах", а также установлено, что заболевание получено им в период службы.
Приказом ФТС России от 16 ноября 2015 г. в приказ ФТС России от 21 сентября 2015 г. внесены изменения, согласно которым Юрьев А.М. уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации с 10 октября 2015 г. по подпункту 9 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах).
Приказом начальника Благовещенской таможни от 19 ноября 2015 г. были внесены аналогичные изменения в приказ Благовещенской таможни от 7 октября 2015 г.
22 декабря 2015 г. бюро медико-социальной экспертизы N 14 федерального казённого учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)" Юрьеву А.М. установлена I группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период службы.
26 февраля 2016 г. Юрьев А.М. умер вследствие заболевания, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией медицинского свидетельства о смерти от 27 февраля 2016 г.
6 июня 2016 г. Юрьева Е.Н. направила на имя начальника Благовещенской таможни письменное заявление о выплате ей единовременного пособия, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По результатам рассмотрения заявления Юрьевой Е.Н. начальником Благовещенской таможни принято решение удовлетворить заявление и направить представленные документы в Главное управление тылового обеспечения ФТС России для проверки их на соответствие требованиям Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Письмом заместителя начальника Главного управления тылового обеспечения ФТС России от 9 сентября 2016 г. доведено до сведения начальника Благовещенской таможни, что оснований для выплаты Юрьевой Е.Н. единовременного пособия не имеется из-за отсутствия документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 19 Правил выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей, утверждённых приказом ФТС России от 6 августа 2013 г. N 1452 (в редакции приказа ФТС России от 23 июня 2015 г. N 1228, действовавшей на момент обращения Юрьевой Е.Н. с заявлением о выплате единовременного пособия в Благовещенскую таможню), а именно копий соответствующих приговоров, решений, определений и постановлений судов, следственных органов и органов предварительного расследования.
На повторное обращение Юрьевой Е.Н. по вопросу выплаты ей единовременного пособия начальником Благовещенской таможни в письме от 21 ноября 2016 г. заявителю дан ответ о том, что Благовещенская таможня не уполномочена пересматривать решения, принятые вышестоящим таможенным органом, и указано на то, что необходимым условием для выплаты единовременного пособия является наличие причинно-следственной связи между полученным сотрудником заболеванием и выполнением им служебных обязанностей в таможенных органах.
Разрешая спор, суд первой инстанции со ссылкой на положения пункта 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полагал, что право членов семьи сотрудника таможенных органов, умершего в течение года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах и исключившего возможность дальнейшего прохождения службы, на получение единовременного пособия возникает только при наличии причинно-следственной связи такого заболевания с выполнением им служебных обязанностей в таможенных органах. Ввиду отсутствия доказательств того, что заболевание Юрьева А.М., приведшее к его смерти, связано с исполнением им служебных обязанностей в таможенных органах, а также учитывая, что Юрьева Е.Н. не обжаловала решения Благовещенской таможни и ФТС России об отказе ей в выплате единовременного пособия и не заявляла требования об оспаривании их действий (бездействия), суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что исковые требования Юрьевой Е.Н. о взыскании с ответчиков единовременного пособия, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции также отказал в удовлетворении требования Юрьевой Е.Н. о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда, признав его производным от основного искового требования о взыскании единовременного пособия.
Суд апелляционной инстанции согласился с приведёнными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Прохождение службы в таможенных органах регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный выше федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (статьи 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).
В статье 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ предусмотрены основания увольнения со службы в таможенных органах.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Статьёй 12 указанного федерального закона установлены страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причинённого в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе выплата единовременного пособия.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трёх миллионов рублей в равных долях в случае смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах.
Членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, считаются: 1) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти); 2) родители погибшего (умершего); несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; 3) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что правила выплаты единовременных пособий, указанных в том числе в части 2 названной статьи определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом руководителя ФТС России от 6 августа 2013 г. N 1452 в соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и в целях обеспечения социальных гарантий сотрудникам таможенных органов Российской Федерации утверждены Правила выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названных правил членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трёх миллионов рублей в равных долях в случае смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в таможенных органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах.
В пункте 3 Правил приведён перечень лиц, имеющих право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 2 статьёй 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, аналогичный установленному в части 3 статьи 12 этого же федерального закона.
В силу пункта 9 Правил сотрудник (члены семьи и иждивенцы) для решения вопроса о выплате единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации или сумм возмещения имущественного ущерба подаёт(ют) письменное заявление на имя начальника таможенного органа, где сотрудник проходит службу (замещал последнюю должность).
Решение о выплате единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации, сумм возмещения имущественного ущерба принимается начальником таможенного органа по месту службы потерпевшего (пункт 10 Правил в редакции приказа ФТС России от 26 июля 2016 г. N 1454, действовавшей на момент принятия решения об отказе в выплате Юрьевой Е.Н. единовременного пособия).
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что письмо таможенного органа с указанием объёма финансирования расходов на выплату пособий, ежемесячной денежной компенсации и сумм возмещения имущественного ущерба и документами, указанными в пунктах 18-21 и 23 этих правил, направляется в Главное управление тылового обеспечения ФТС России.
Перечень документов, которые необходимо представить членам семьи гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в таможенных органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, содержится в пункте 19 Правил.
К таким документам, в частности, относятся: заявление о выплате единовременного пособия от каждого члена семьи умершего гражданина Российской Федерации и его иждивенца, при этом несовершеннолетние дети включаются в заявление супруги(а); копия акта служебного расследования; копии соответствующих приговоров, решений, определений и постановлений судов, следственных органов и органов предварительного расследования; копия приказа об увольнении из таможенных органов: по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности сотрудника к службе в таможенных органах или по болезни на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности сотрудника к службе в таможенных органах; копия заключения военно-врачебной комиссии, на основании которого принято решение об увольнении сотрудника, о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья либо заболевания, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах и приведших к смерти гражданина, вынесенного в формулировке "военная травма" либо "заболевание получено в период военной службы"; справка кадрового подразделения о составе семьи умершего гражданина Российской Федерации с указанием степени их родства и иждивенцев; копия свидетельства о смерти гражданина Российской Федерации; копия свидетельства о рождении умершего гражданина Российской Федерации; копия свидетельства о браке (подпункты "а-и" пункта 19 Правил в редакции приказа ФТС России от 23 июня 2015 г. N 1228, действовавшей на момент обращения Юрьевой Е.Н. с заявлением о выплате единовременного пособия в Благовещенскую таможню).
Основания, обусловливающие вынесение военно-врачебной комиссией заключения о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий) и заболеваний с прохождением военной службы, приведены в пункте 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565) (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).
Так, согласно подпункту "а" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", если увечье, заболевание получены освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
По смыслу подпункта "б" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции "заболевание получено в период военной службы" приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением освидетельствуемым обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует или если увечье, заболевание получено освидетельствованным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Военно-врачебная экспертиза проводится в том числе в таможенных органах Российской Федерации в целях определения годности сотрудников к службе, приравненной к военной службе (пункт 1 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Заключение о годности к службе гражданина, поступающего на приравненную службу, выносится по категориям, определяемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена приравненная служба (пункт 31 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Приказом ФТС России от 30 декабря 2013 г. N 2460 утверждены Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы по контракту, сотрудников таможенных органов и граждан, прошедших службу в таможенных органах Российской Федерации.
В пункте 2 названных требований предусмотрены следующие категории годности к службе в таможенных органах: "А - годен к службе в таможенных органах"; "Б - годен к службе в таможенных органах с незначительными ограничениями"; "В - ограниченно годен к службе в таможенных органах"; "Г - временно не годен к службе в таможенных органах"; "Д - не годен к службе в таможенных органах".
Из приведённых нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ установлена социальная гарантия для членов семьи бывшего сотрудника, в частности таможенных органов, умершего в течение одного года после увольнения со службы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы, в виде выплаты единовременного пособия в размере трёх миллионов рублей в равных долях (пункт 2 части 2 статьи 12 названного закона).
Обязательными условиями для приобретения членами семьи бывшего сотрудника таможенных органов права на выплату единовременного пособия в таком случае являются: 1) наступление смерти бывшего сотрудника таможенных органов в течение одного года после увольнения со службы; 2) наступление смерти бывшего сотрудника таможенных органов вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, или вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы; 3) повлекшие смерть бывшего сотрудника таможенных органов увечье или иное повреждение здоровья, полученные в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболевание, полученное в период прохождения службы, исключали возможность дальнейшего прохождения этим сотрудником службы в таможенных органах.
Невозможность дальнейшего прохождения сотрудником по состоянию здоровья службы в таможенных органах определяется военно-врачебной экспертизой путём установления такому сотруднику категории годности к службе в таможенных органах "Д - не годен к службе в таможенных органах".
Таким образом, право на получение членами семьи бывшего сотрудника таможенных органов единовременного пособия возникает в случае наступления смерти такого сотрудника в течение одного года после увольнения со службы как по причине увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, так и по причине заболевания, полученного в период прохождения службы, если эти увечье и заболевание исключали для названного сотрудника возможность дальнейшего прохождения службы.
При этом заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи заболевания в формулировке "заболевание получено в период военной службы" и категории годности к службе в таможенных органах "Д - не годен к службе в таможенных органах" является достаточным для решения вопроса о выплате единовременного пособия членам семьи умершего бывшего сотрудника таможенных органов. В таком случае определять наличие причинно-следственной связи заболевания, полученного сотрудником в период прохождения службы, с выполнением им служебных обязанностей в таможенных органах согласно нормативным правовым актам, регламентирующим условия и порядок выплаты названного единовременного пособия, не требуется.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Юрьевой Е.Н. к Благовещенской таможне, ФТС России о взыскании единовременного пособия, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, неправильно применили и истолковали нормативные положения, регулирующие порядок и условия выплаты спорного единовременного пособия членам семьи умершего бывшего сотрудника таможенных органов.
Делая вывод о том, что право членов семьи бывшего сотрудника таможенных органов, умершего в течение года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах и исключившего возможность дальнейшего прохождения службы, на получение единовременного пособия возникает только при наличии причинно-следственной связи такого заболевания с выполнением служебных обязанностей в таможенных органах, суд первой инстанции не учёл, что наступление смерти бывшего сотрудника таможенных органов в течение одного года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы и исключившего возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, является самостоятельным основанием для получения членами семьи такого сотрудника единовременного пособия и в отличие от случая наступления смерти бывшего сотрудника таможенных органов вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, не требует установления причинно-следственной связи заболевания, полученного сотрудником в период прохождения службы в таможенных органах, с выполнением им служебных обязанностей.
В связи с неправильным применением норм права, регулирующих спорные отношения, судебные инстанции не дали надлежащей правовой оценки тому обстоятельству, что основанием для издания руководителем ФТС России приказа от 21 сентября 2015 г. (с учётом изменений, внесённых приказом ФТС России от 16 ноября 2015 г.) об увольнении Юрьева А.М. со службы в таможенных органах по подпункту 9 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах) явилось заключение военно-врачебной комиссии Центрального клинического госпиталя ФТС России от 14 октября 2015 г., которым имеющиеся у Юрьева А.М. заболевания были признаны полученными в период прохождения военной службы, а также определена категория годности его к службе в таможенных органах "Д - не годен к службе в таможенных органах".
Между тем, как указывала Юрьева Е.Н. в исковом заявлении и в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций, смерть её супруга Юрьева А.М. наступила в течение одного года после его увольнения со службы в таможенных органах (уволен 10 октября 2015 г., умер 26 февраля 2016 г.), причиной смерти явилось заболевание, полученное в период прохождения им службы в таможенных органах (онкологическое заболевание, выявленное в 2008 году в период прохождения службы), и это заболевание исключало для Юрьева А.М. возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах (заключением военно-врачебной комиссии он признан не годным к службе в таможенных органах, вследствие чего был уволен со службы в таможенных органах по болезни), то есть имелись все необходимые условия для возникновения у неё как члена семьи умершего бывшего сотрудника таможенных органов права на выплату единовременного пособия, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. Однако приведённые доводы Юрьевой Е.Н. не стали предметом исследования судебных инстанций с учётом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, соответствующей оценки в обжалуемых судебных постановлениях не получили.
Ввиду изложенного вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что исковые требования Юрьевой Е.Н. о взыскании единовременного пособия не подлежат удовлетворению со ссылкой на отсутствие доказательств, подтверждающих, что заболевание Юрьева А.М., приведшее к его смерти, связано с исполнением им служебных обязанностей в таможенных органах, нельзя признать правомерным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ошибочной и ссылку суда первой инстанции в обоснование вывода об отказе в удовлетворении искового требования Юрьевой Е.Н. о взыскании единовременного пособия на то, что она не обжаловала решения Благовещенской таможни и ФТС России об отказе ей в выплате единовременного пособия и не заявляла требования об оспаривании их действий (бездействия), поскольку в данном случае имеет место спор о праве члена семьи умершего бывшего сотрудника таможенных органов на получение единовременного пособия, подлежащий разрешению в порядке искового производства, в том числе и в части несогласия истца с решениями Благовещенской таможни и ФТС России об отказе в выплате единовременного пособия, и именно с такими исковыми требованиями к Благовещенской таможне и ФТС России Юрьева Е.Н. обратилась в суд, что не было учтено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм права не устранил.
Кроме того, судебными инстанциями не был рассмотрен исходя из приведенного выше правового регулирования спорных отношений вопрос о законности действий Благовещенской таможни и ФТС России.
В обжалуемых судебных актах не содержится суждений по поводу правомерности отказа Юрьевой Е.Н. в выплате единовременного пособия ФТС России по причине отсутствия документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 19 Правил (копий соответствующих приговоров, решений, определений и постановлений судов, следственных органов и органов предварительного расследования), а также отказа Благовещенской таможни в выплате единовременного пособия со ссылкой на то, что необходимым условием для его выплаты является наличие причинно-следственной связи между полученным сотрудником заболеванием и выполнением им служебных обязанностей в таможенных органах. Как следствие, не был разрешён иск Юрьевой Е.Н. в части требований о компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах решение Благовещенского городского суда Амурской области от 7 июля 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 сентября 2017 г. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 7 июля 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 сентября 2017 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Благовещенский городской суд Амурской области.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 апреля 2019 г. N 59-КГ18-23
Текст определения опубликован не был