Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2019 г. N 45-АПА19-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Козловских В.В. о признании не действующими Генерального плана Белоярского городского округа, утвержденного решением Думы Белоярского городского округа от 25 сентября 2013 г. N 70, Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа, утвержденных решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 г. N 44 в части отображения санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, объектов сельского хозяйства по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Полигон" на решение Свердловского областного суда от 03 декабря 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя Козловских В.В. Сажиной Н.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Козловских В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Генерального плана Белоярского городского округа, утвержденного решением Думы Белоярского городского округа от 25 сентября 2013 г. N 70, Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа, утвержденных решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 г. N 44 в части отнесения принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером: ..., расположенного по адресу: ..., к санитарно-защитной зоне.
Решением Свердловского областного суда от 03 декабря 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Суд исходил из того, что органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в компетенцию соответствующих органов государственной власти в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, самостоятельно устанавливать размеры санитарно-защитных зон в пределах границ земельного участка, принадлежащего административному истцу.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо общество с ограниченной ответственностью "Полигон" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом, Думой Белоярского городского округа, заинтересованными лицами Трапезниковым М.В., Софрыгиным И.В., Помазкиным А.В., Сибякиным, Соколовой Н.В., прокуратурой Свердловской области представлены отзывы и возражения.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц - Помазкина А.В., Сибякина А.В., Соколовой Н.В., Софрыгина И.В., Трапезникова М.В., представители Думы Белоярского городского округа, администрации Белоярского городского округа, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, ООО "Полигон", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решением Думы Белоярского городского округа от 25 сентября 2013 г. N 70 утвержден Генеральный план Белоярского городского округа. Решение опубликовано 26 сентября 2013 г. в газете "Новое знамя", текст генерального плана опубликован в названном печатном издании 28 мая 2015 г.
Решениями Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 г. N N 39-44 в Генеральный план внесены изменения, не связанные с отображением границ санитарно-защитных зон.
Решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 г. N 44 утверждены Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа, которое опубликовано в газете "Новое знамя" от 07 июля 2016 г., а также размещено в сети Интернет на официальном сайте городского округа.
Решением Думы Белоярского городского округа от 21 декабря 2017 г. N 92 в Правила землепользования и застройки внесены изменения, не связанные с отображением границ санитарно-защитных зон.
Согласно материалам административного дела Козловских В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером:.., площадью 831 м2, из категории земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ...
В целях получения разрешения на строительство Козловский В.В. обратился в администрацию Белоярского городского округа, которая 21 февраля 2017 г., отказала в выдаче разрешения, в виду того, что земельный участок находится в границах ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, установленной в отношении земельного участка с кадастровым номером: ..., арендатором которого на основании договора аренды от 9 июня 2006 г. является общество с ограниченной ответственностью "Полигон".
В соответствии с выданным администрацией градостроительным планом на земельном участке определена зона допустимого размещения объекта капитального строительства в виде жилой индивидуальной застройки, а также указано на нахождение земельного участка в санитарно-защитной зоне промышленных объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
На карте функциональных зон и зон с особыми условиями использования территории, входящих в состав Генерального плана, земельный участок с кадастровым номером ... отнесен к землям населенных пунктов и отображен в 1000 метровой санитарно - защитной зоне земельного участка с кадастровым номером: ...
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером ... отнесен к зоне жилой индивидуальной застройке (Ж-1), на нем отображена санитарно-защитная зона промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, объектов коммунального назначения, спорта, торговли и общественного питания, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Земельный участок с кадастровым номером: ... используется под полигон твердых бытовых отходов, эксплуатируемый обществом с ограниченной ответственностью "Полигон".
Обращаясь в суд, Козловских В.В. полагал, что оспариваемыми нормативными актами в пределах границ принадлежащего ему земельного участка незаконно установлена санитарно-защитная зона промышленных объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, что делает невозможным использование участка по целевому назначению.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа, в соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
Документами градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки в силу статьи 1 Градостроительного кодекса.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", статьям 42, 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны создаются в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения и охраны окружающей среды городских и сельских поселений, а также в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В силу статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке, в том числе, нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров и установлении их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 (далее - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Санитарных правил предусмотрено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Размер санитарно-защитной зоны для проектируемых и действующих промышленных объектов и производств может быть увеличен по сравнению с классификацией, полученной расчетным путем и/или по результатам натурных наблюдений и измерений, для предприятий I и II класса опасности Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации; для предприятий III, IV, V классов опасности по результатам натурных наблюдений и измерений - Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (пункт 4.6 Санитарных правил).
Вместе с тем санитарно-защитные зоны для эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: ... постановлениями и решениями должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в границах расположения земельного участка Козловских В.В. не устанавливались. Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров, как и соответствующее решение Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации об установлении санитарно-защитной зоны суду не представлены.
Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области не выдавались санитарно-эпидемиологические заключения на проекты санитарно-защитных зон, решения об установлении окончательных санитарно-защитных зон не выносились.
Санитарно-защитная зона в месте расположения земельного участка, принадлежащего Козловских В.В., установленная в отношении земельного участка с кадастровым номером: ... определена в нарушение требований действующего законодательства.
Таким образом, Дума Белоярского городского округа вышла за пределы своей компетенции, установив в генеральном плане Белоярского городского округа и правилах землепользования и застройки Белоярского городского округа санитарно-защитную зону эксплуатируемого обществом с ограниченной ответственность "Полигон" под полигон твердых бытовых отходов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку уполномоченные органы местного самоуправления имеют право устанавливать санитарно-защитные зоны на картах генерального плана и правил землепользования и застройки Белоярского городского округа исключительно на основании решения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя при наличии соответствующего проекта обоснования, с учетом результатов натурных исследований в соответствии с требованиями действующего законодательства, что в данном случае уполномоченными органами не проведено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Свердловского областного суда от 03 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Полигон" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2019 г. N 45-АПА19-6
Текст определения опубликован не был