Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 26-КГ19-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Горшкова В.В.,
судей Гетман Е.С. и Романовского С.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Арсагова Амура Костановича к государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" о взыскании денежных средств по кассационной жалобе представителя государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" Гришиной А.А. на решение Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 28 ноября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 29 марта 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С., объяснения представителей государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" Дранковой Л.А. и Гришиной А.А., представляющей также интересы АКБ "Крыловский" АО, по доверенностям, поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Арсагов А.К. обратился в суд с иском (с учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) к московскому филиалу АКБ "Крыловский" АО (далее - Банк) о взыскании денежных средств в размере 1900000 рублей путём внесения указанной суммы в конкурсную массу денежных обязательств Банка перед кредиторами в конкурсном производстве, открытом в отношении Банка по решению Арбитражного суда Краснодарского края от 28 сентября 2017 г.
Решением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 28 ноября 2017 г. исковые требования Арсагова А.К. к конкурсному управляющему - государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) удовлетворены частично. С Агентства взысканы 1866000 рублей путём внесения указанной суммы в конкурсную массу денежных обязательств Банка перед кредиторами в конкурсном производстве, открытом в отношении Банка по решению Арбитражного суда Краснодарского края от 28 сентября 2017 г. по делу N А32-33874/2017. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 29 марта 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене указанных выше судебных постановлений, как незаконных.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С. от 20 марта 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 22 июля 2016 г. между Арсаговым А.К. и Банком заключён договор банковского вклада N 4 "До востребования", согласно которому Банк принял поступившие от вкладчика денежные средства (вклад), а также обязался возвратить сумму вклада и выплатить проценты на условиях и в порядке, которые предусмотрены данным договором.
Для учёта денежных средств, поступивших на условиях, предусмотренных данным договором, и проведения других операций с денежными средствами вкладчика Банк открыл вкладчику счёт N ...
Арсагов А.К. перевёл на указанный выше счёт вклада денежные средства в общей сумме 1866000 рублей платёжным поручением от 13 января 2017 г. N ..., платёжным поручением от 28 января 2017 г. N ... и платёжным поручением от 2 февраля 2017 г. N ...
В соответствии с пунктом 5.1 договора банковского вклада Банк возвращает вклад, а также причитающиеся проценты по первому требованию вкладчика.
14 марта 2017 г. Арсагов А.К. подал в Банк заявление о возврате суммы вклада в размере 1900000 рублей и закрытии счёта вклада.
15 марта 2017 г. Банк направил Арсагову А.К. письмо о том, что денежные средства со счёта вклада списаны во исполнение вступившего в законную силу решения Советского районного суда г. Владикавказа от 19 января 2016 г., которым удовлетворены исковые требования Габуева Э.Г. к Арсагову А.К. о взыскании суммы займа в размере 2900000 рублей и расходов на оплату государственной пошлины в размере 22700 рублей. По состоянию на 15 марта 2017 г. остаток денежных средств на счёте - 0,00 рубля, в силу чего Банк не имеет возможности выдать указанную в заявлении денежную сумму. Списание денежных средств осуществлено Банком на основании заявления взыскателя Габуева Э.Г. от 25 января 2017 г. и выданного судом исполнительного листа.
Определением Советского районного суда г. Владикавказа от 1 августа 2016 г. приостановлено исполнение решения Советского районного суда г. Владикавказа от 19 января 2016 г. о взыскании денежных средств с Арсагова А.К. до рассмотрения заявления должника о разъяснении и отсрочке исполнения решения.
Приказом Банка России от 2 августа 2017 г. N ОД-2190 у Банка отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28 сентября 2017 г. по делу N А32-33874/2017 Банк признан несостоятельным (банкротом) и в отношении его открыто конкурсное производство. Функции конкурсного управляющего возложены на Агентство.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив, что денежные средства со счёта вклада истца списаны Банком во исполнение решения Советского районного суда г. Владикавказа от 19 января 2016 г., которое было приостановлено, а сведений о том, что исполнение решения впоследствии было возобновлено, не имеется, пришёл к выводу о том, что действия Банка являются незаконными, а исковые требования в части взыскания денежных средств в размере 1866000 рублей подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
С вынесенными судебными постановлениями согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 437 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе приостановить исполнительное производство полностью или частично только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве").
Из материалов дела следует, что Арсагов А.К. обратился в суд с заявлением о разъяснении, отсрочке исполнения и приостановлении исполнения решения Советского районного суда г. Владикавказа от 19 января 2016 г.
Приостанавливая исполнение указанного решения, суд сослался на положение пункта 5 части 2 статьи 39 ФЗ "Об исполнительном производстве".
На основании пункта 5 части 2 статьи 39 ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе приостановить исполнительное производство в случае обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
Как следует из содержания указанной нормы, суд вправе приостановить не исполнение решения, а исполнительное производство для разъяснения, в частности, положений исполнительного документа.
Таким образом, обращение Арсагова А.К. в Советский районный суд г. Владикавказа с заявлением о разъяснении вступившего в законную силу решения суда и отсрочке его исполнения не относилось к числу предусмотренных ФЗ "Об исполнительном производстве" случаев, предоставляющих суду право приостановить исполнительное производство.
Кроме того, из определения Советского районного суда г. Владикавказа от 1 августа 2016 г. следует, что исполнение решения Советского районного суда г. Владикавказа от 19 января 2016 г. было приостановлено на определённый срок - до наступления указанного в нём события, а именно - рассмотрения заявления о разъяснении и отсрочке исполнения решения суда.
Определением Советского районного суда г. Владикавказа от 10 августа 2016 г., вступившим в законную силу 25 августа 2016 г., отказано в удовлетворении заявления Арсагова А.К. о разъяснении и отсрочке исполнения решения Советского районного суда г. Владикавказа от 19 января 2016 г.
Таким образом, указанное в определении суда от 1 августа 2016 г. событие наступило, а причина, послужившая поводом для приостановления исполнения судебного решения, отпала 25 августа 2016 г.
По сообщению Агентства операции по исполнению требований исполнительного документа осуществлялись Банком после 25 января 2017 г., то есть не в период, на который было приостановлено исполнение судебного решения (т. 1 л.д. 80).
Это судом учтено не было.
Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым обратить внимание на следующее.
На момент возбуждения дела Банк признан несостоятельным (банкротом), функции конкурсного управляющего возложены на Агентство.
Определением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 13 ноября 2017 г. произведена замена ненадлежащего ответчика Банка на Агентство, это определение сторонами оспорено не было.
Агентство является государственной корпорацией, осуществляющей свою деятельность на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации". Целью деятельности Агентства является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. Агентство осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций (статьи 14, 15 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации").
В силу статьи 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
Следовательно, в деле о банкротстве кредитной организации при рассмотрении требований кредиторов конкурсный управляющий выступает исключительно в интересах кредиторов должника и самого должника.
Агентство не является правопреемником кредитной организации, в отношении которой оно выполняет функции временной администрации или конкурсного управляющего.
В силу статьи 189.78 Закона о банкротстве конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя кредитной организации и иных органов управления кредитной организации в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 189.78 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно с учетом прав и законных интересов кредиторов, кредитной организации, общества и государства.
Поскольку спорные правоотношения возникли у Арсагова А.К. с кредитной организацией - АКБ "Крыловский", на конкурсного управляющего кредитной организацией - Агентство - как на самостоятельное юридическое лицо не может быть возложена гражданско-правовая ответственность в связи с теми или иными действиями самой кредитной организации.
Кроме того, как следует из материалов дела, Арсагов А.К. не являлся кредитором Банка.
Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть чётко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204-207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чём отказано.
Решением суда первой инстанции с ответчика взысканы 1866000 рублей путём внесения этой суммы в конкурсную массу денежных обязательств АКБ "Крыловский" перед кредиторами в конкурсном производстве, открытом в отношении названного банка по решению Арбитражного суда Краснодарского края от 28 сентября 2017 г. по делу N А32-33874/2017.
Однако из указанного решения не следует, каким образом должно быть произведено взыскание присуждённой денежной суммы и какое право признано за Арсаговым А.К., то есть по существу решение суда является неисполнимым.
Допущенные судами нарушения норм права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что в силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении норм материального права, для исправления которых после отмены судебных постановлений не требуется установления новых обстоятельств дела, в силу положений пункта 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить обжалуемые судебные постановления и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска Арсагова А.К. к Агентству.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 28 ноября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 29 марта 2018 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Арсагова А.К. к государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" отказать.
Председательствующий |
Горшков В.В. |
Судьи |
Гетман Е.С. |
|
Романовский С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 26-КГ19-2
Текст определения опубликован не был