Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2019 г. N 25-АПА19-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Ахтубинск-Водоканал" о признании недействующим постановления министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 20 июня 2018 г. N 29 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования "Город Ахтубинск" по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия "Ахтубинск-Водоканал" на решение Астраханского областного суда от 20 декабря 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее также - Министерство) от 20 июня 2018 г. N 29 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования "Город Ахтубинск" (далее - Постановление N 29) утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования "Город Ахтубинск", определенные с применением расчетного метода.
Муниципальное унитарное предприятие "Ахтубинск-Водоканал" (далее - МУП "Ахтубинск-Водоканал", Предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Постановления N 29 недействующим, как противоречащего пункту 14 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306), согласно которому срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме составляет не менее 3 лет. В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят до истечения трех лет с даты утверждения Предприятию распоряжением Министерства от 1 декабря 2016 г. N 368-р "Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного (питьевого, технического) водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых МУП "Ахтубинск-водоканал" на 2017-2019 годы" (далее - Распоряжение N 368-р) показателя удельного количества тепловой энергии, расходуемого на подогрев горячей воды.
Решением Астраханского областного суда от 20 декабря 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе МУП "Ахтубинск-Водоканал", ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении предъявленных требований. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Не соглашается с выводом суда о том, что утвержденный Распоряжением N 368-р показатель удельного количества тепловой энергии, расходуемого на подогрев горячей воды, не является нормативом потребления, не подлежащим изменению в течение трех лет.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами N 306.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования "Город Ахтубинск", определенные с применением расчетного метода, утверждены постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 20 июня 2018 г. N 29.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, указанные нормативы утверждены уполномоченным органом в установленной форме (пункты 1.1, 2.1.2 Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 31 октября 2016 г. N 381-П) и официально опубликованы.
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
Обоснованность применения Министерством при определении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в связи с невозможностью применения метода аналогов, а также правильность их расчета с использованием формул, предусмотренных разделом II приложения N 1 к Правилам N 306, Предприятием не оспаривается.
В обоснование требований о признании Постановления N 29 недействующим, административный истец указал на его противоречие пункту 14 Правил N 306, поскольку соответствующие нормативы были установлены Предприятию Распоряжением N 368-р, то есть менее чем за три года до издания оспариваемого нормативного правового акта.
Суд первой инстанции, установив, что нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, Постановлением N 29 на территории муниципального образования "Город Ахтубинск" были установлены впервые, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
В силу пункта 14 Правил N 306 срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме составляет не менее 3 лет. Указанные нормативы в течение этого периода пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными правилами.
Согласно пунктам 2 и 9 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги представляет собой количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, который может быть установлен по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.
Норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды используется при расчете платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" и включает расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления названной услуги в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 24 Правил N 306).
Утвержденный для Предприятия Распоряжением N 368-р показатель удельного количества тепловой энергии, расходуемого на подогрев горячей воды, является одним из показателей эффективности использования ресурсов, относящихся к показателям надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения.
Указанный показатель является плановым, для обеспечения достижения в том числе этого показателя определяется необходимая валовая выручка организаций, осуществляющих горячее водоснабжение.
Таким образом, утвержденный Распоряжением N 368-р в целях тарифного регулирования показатель удельного количества тепловой энергии, расходуемого на подогрев горячей воды, не может быть расценен в качестве норматива, подлежащего утверждению согласно Правилам N 306.
В этой связи оснований для выводов об издании Постановления N 29 с нарушением пункта 14 Правил N 306 у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.
Судебная коллегия полагает, что судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Астраханского областного суда от 20 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ахтубинск-Водоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2019 г. N 25-АПА19-2
Текст определения опубликован не был