Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Н.П. Терентьева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Н.П. Терентьев оспаривает конституционность пункта 4 статьи 7 и статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которым, соответственно, порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" и меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, заявителю было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", поскольку он, являясь получателем пенсии, назначенной по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", не достиг шестидесятилетнего возраста.
Правильность такого отказа была подтверждена судами общей юрисдикции со ссылкой в том числе на оспариваемые положения, которые, по мнению заявителя, не соответствуют статьям 19 и 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой исключают возможность предоставления пенсионерам Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые признаны ветеранами труда, мер социальной поддержки с момента получения удостоверения, независимо от возраста и региона проживания.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и относя социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
С 1 января 2005 года порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" и меры социальной поддержки ветеранов труда в соответствии с пунктом 4 статьи 7 и статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, законодатель Алтайского края в статье 3 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" установил меры социальной поддержки для ветеранов труда, а в части 3 статьи 1 (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона Алтайского края от 5 октября 2018 года N 67-ЗС) связал возможность их предоставления гражданам, получающим не страховые пенсии по старости, а пенсии иных видов либо ежемесячное пожизненное содержание, с достижением ими возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и тем самым сохранил предусматривавшиеся в пункте 4 статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 8 августа 2001 года N 124-ФЗ) условия предоставления мер социальной поддержки военным пенсионерам - ветеранам труда.
Следовательно, оспариваемые Н.П. Терентьевым положения Федерального закона "О ветеранах", будучи элементами правового регулирования, которое обеспечивает повышение социальной защищенности и равенство всех ветеранов труда независимо от вида получаемой ими пенсии, не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права указанных граждан, в том числе получателей пенсии за выслугу лет по Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Терентьева Никиты Петровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2019 г. N 1108-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Терентьева Никиты Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 7 и статьей 22 Федерального закона "О ветеранах"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)