Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки А.Н. Проскуряковой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка А.Н. Проскурякова оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах":
подпункта 1 статьи 4, относящего к инвалидам Великой Отечественной войны военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившихся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизан, членов подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочих и служащих, работавших в районах боевых действий, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;
пункта 2 статьи 15, согласно которому участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
Как следует из представленных материалов, заявительница является вдовой участника Великой Отечественной войны, который был признан инвалидом II группы вследствие общего заболевания и получал пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей". Полагая, что пенсионное обеспечение ее супруга должно было осуществляться по правилам, установленным для инвалидов Великой Отечественной войны, А.Н. Проскурякова обратилась в суд с требованиями о взыскании в ее пользу недоплаченных умершему сумм, а также о перерасчете ее пенсии по случаю потери кормильца, предоставлении права на одновременное получение страховой пенсии по старости и установлении ей дополнительного ежемесячного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне". Суды общей юрисдикции оставили данные требования без удовлетворения, сославшись в том числе на оспариваемые нормы.
По мнению заявительницы, оспариваемые положения вступают в противоречие со статьями 19 (часть 1) и 39 Конституции Российской Федерации, поскольку исключают возможность предоставления участникам Великой Отечественной войны, являющимся инвалидами вследствие общего заболевания, пенсионного обеспечения на условиях, предусмотренных для инвалидов Великой Отечественной войны, и тем самым препятствуют выплате неполученных ими сумм пережившим супругам, которые при этом лишаются возможности признания за ними статуса вдов инвалидов Великой Отечественной войны.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "О ветеранах" исходя из конституционных предписаний, предопределяющих обязанности государства по отношению к своим гражданам, исполнившим долг и обязанность по защите Отечества, и в целях признания особых заслуг перед обществом закрепляет правовые гарантии их социальной защиты и условия, соблюдение которых необходимо для наделения гражданина определенным статусом, а следовательно, приобретения им права на соответствующие меры социальной поддержки.
Так, подпункт 1 статьи 4 Федерального закона "О ветеранах" обусловливает возможность признания гражданина инвалидом Великой Отечественной войны принадлежностью к категории лиц, которые прямо поименованы в данной норме, и установлением им инвалидности вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и тем самым обеспечивает предоставление указанного статуса лицам, получившим повреждение здоровья при исполнении долга по защите Отечества, с целью гарантировать им повышенную социальную защиту.
Что касается пункта 2 статьи 15 названного Федерального закона, то он распространяет меры социальной поддержки инвалидов войны на участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие других причин (в том числе общего заболевания), и, следовательно, направлен на создание для них наиболее благоприятных условий реализации конкретных прав и доступа к отдельным социально значимым благам и услугам.
Таким образом, оспариваемые А.Н. Проскуряковой положения не регулируют отношения, связанные с пенсионным обеспечением участников Великой Отечественной войны, являющихся инвалидами вследствие общего заболевания, и членов их семей, а потому не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо права заявительницы в указанном в жалобе аспекте.
Разрешение же вопроса о распространении на вдов участников Великой Отечественной войны из числа инвалидов вследствие общего заболевания условий пенсионного обеспечения, установленных для вдов инвалидов Великой Отечественной войны, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Проскуряковой Анастасии Никитичны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2019 г. N 1106-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Проскуряковой Анастасии Никитичны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 4 и 15 Федерального закона "О ветеранах"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)