Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 14 мая 2019 г. N 137/9
по проекту федерального закона N 681472-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части решения приоритетных задач в сфере долевого строительства) внесен депутатами Государственной Думы Н.П. Николаевым, А.Г. Аксаковым, М.В. Кузьминым, Н.В. Говориным, П.М. Федяевым, С.В. Чижовым, А.В. Якубовским, А.В. Жарковым, А.В. Маграмовым, Г.К. Сафаралиевым, В.В. Субботом, Е.Б. Шулеповым, И.М. Гусевой, В.И. Афонским, М.С. Гаджиевым, А.А. Максимовым, А.В. Канаевым, Г.А. Карловым, А.А. Гетта, А.Н. Ищенко, Б.М. Гладких, Н.В. Маловым, Г.И. Данчиковой, М.П. Беспаловой и членом Совета Федерации О.В. Мельниченко
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 681472-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в ряд законодательных актов изменения, направленные на расширение полномочий публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее также - Фонд).
Предполагается создание унитарной некоммерческой организации в организационно правовой форме фонда (далее - Фонд субъекта Российской Федерации) (пункт 1 статьи 1 законопроекта). Для этого Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) дополняется новой статьей 21.1, в соответствии с которой Фонд субъекта Российской Федерации создается субъектом Российской Федерации на основании соответствующего акта субъекта Российской Федерации. Фонд субъекта Российской Федерации будет финансировать и осуществлять мероприятия по урегулированию обязательств застройщика перед участниками долевого строительства, в том числе достраивать объекты незавершенного строительства, включая объекты инфраструктуры. Указанные мероприятия будут осуществляться Фондом субъекта Российской Федерации за счет своего имущества, а также за счет денежных средств, предоставляемых некоммерческой организацией, указанной в части 1 статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Поскольку в части 1 статьи 23.2 Федерального закона N 214-ФЗ говорится о публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" без указания на её организационно-правовую форму, необходимо уточнить, что именно эта организация является той некоммерческой организацией, которая будет предоставлять денежные средства.
Кроме того, законопроектом предлагается создать акционерное общество "уполномоченный банк в сфере жилищного строительства", все акции которого будут в собственности единого института развития в жилищной сфере (проектируемая статья 2.1 в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 225-ФЗ); пункт 3 статьи 7 законопроекта).
Уполномоченный банк в сфере жилищного строительства будет работать посредством механизмов проектного финансирования, ипотечного кредитования, а также будет осуществлять банковское сопровождение финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства и объектов инфраструктуры, которое осуществляет некоммерческая организация Фонда, созданная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) (проектируемые статьи 9.2 - 9.4.4 федерального закона N 218-ФЗ; пункт 6 статьи 9 законопроекта), в том числе осуществлять любые расчеты по операциям, осуществляемым некоммерческой организацией Фонда и лицами, входящими в кооперацию некоммерческой организации Фонда.
В соответствии с частью 4 проектируемой статьи 2.1 Федерального закона N 225-ФЗ (пункт 3 статьи 7 законопроекта) уполномоченному банку в сфере жилищного строительства для решения задач и осуществления функций должна предоставляться государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Также в части 4 проектируемой статьи 13.2 Федерального закона N 218-ФЗ (пункт 11 статьи 9 законопроекта) устанавливается, что Фонд может выдавать поручительства при условии, что размер обязательств Фонда по таким поручительствам, определенный по результатам актуарного оценивания, не превышает размер имущества Фонда, сформированного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет субсидий из федерального бюджета в целях выдачи таких поручительств.
Кроме того, в соответствии с частью 5 проектируемой статьи 13.2 Федерального закона N 218-ФЗ (пункт 11 статьи 9 законопроекта) Фонд будет открывать лицевые счета в Федеральном казначействе в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что вышеперечисленные предлагаемые нормы затрагивают бюджетное законодательство, необходимо учитывать требования статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что в принимаемом нормативном акте должны быть указаны источник и порядок финансирования новых видов расходных обязательств участников бюджетных правоотношений.
Вместе с тем, финансово-экономическое обоснование не содержат требуемых обоснований.
Кроме того, частью 2 статьи 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что федеральные законы, предусматривающие внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны содержать положения о вступлении в силу указанных федеральных законов не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом. Представленный законопроект предлагает считать датой вступления в силу дату его официального опубликования.
Законопроектом предлагается изложить часть 6 статьи 4 Федерального закона N 218-ФЗ (пункт 3 статьи 9 законопроекта) в новой редакции, исключив понятие "предельного процента" доходов, получаемых от инвестирования средств компенсационного фонда, которые могут направляться на финансирование расходов, связанных с осуществлением функций и полномочий Фонда.
Следует учесть, что указанный "предельный процент" установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2017 года N 1221. Перечень нормативных правовых актов, подлежащих утратившими силу в связи с принятием законопроекта, не содержит указание на отмену данного Постановления Правительства Российской Федерации.
Законопроект касается вопросов регулирования счетов эскроу, а также затрагивает вопросы контроля за уполномоченным банком в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) (проектируемая статья 9.2 в Федеральный закон N 218-ФЗ; пункт 6 статьи 9 законопроекта).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 86-ФЗ проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.
Необходимо обратить внимание на предлагаемые изменения в статьи 23 и 23.1 Федерального закона N 214-ФЗ (пункты 14-15 статьи 1 законопроекта), касающиеся "реестра граждан, чьи права нарушены", "единого реестра застройщиков" и "единого реестра проблемных объектов". В части 4 статьи 23 "реестр граждан" заменяется на "реестр проблемных объектов", но "реестр граждан" оставлен в части 7 этой же статьи действующей редакции.
Требует обоснования подпункт "а" пункта 1 статьи 3 законопроекта. Исключая "юридических лиц" из участников строительства, имеющих к застройщику требование о передаче жилого помещения или денежное требование (подпункт 2 пункта 1 статьи 201.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") приводит к исключению из этого перечня жилищных накопительных кооперативов. Вместе с тем, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" указанные кооперативы вправе участвовать в строительстве жилых помещений в качестве застройщика или участника долевого строительства.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку также обращает внимание на необходимость дополнительной доработки норм Федерального закона N 214-ФЗ в части совершенствования механизма использования счетов эскроу. Действующая редакция закона предусматривает, что в случае расторжения договора участия в долевом строительстве денежные средства со счета эскроу подлежат возврату банком участнику долевого строительства, в том числе на счет по указанию участника долевого строительства. При этом уполномоченные банки (эскроу-агенты) могут не обладать информацией о наличии на счете эскроу кредитных средств, предоставленных сторонней кредитной организацией. Таким образом, необходимо предусмотреть меры, направленные на устранение неопределенности в случае возврата средств участнику долевого строительства на иной, указанный им счет, при расторжении договора участия в долевом строительстве.
Законопроект нуждается в юридико-технической правке (например, подпункт "а" пункта 4 статьи 3 законопроекта; часть 5 проектируемой статьи 9.2 (пункт 6 статьи 9 законопроекта), часть 7 проектируемой статьи 9.4 (пункт 6 статьи 9 законопроекта), абзац 4 пункта 9 статьи 9 законопроекта).
Указанные замечания не являются концептуальными и могут быть учтены в работе над законопроектом ко второму чтению.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 681472-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Н.П. Николаевым, А.Г. Аксаковым, М.В. Кузьминым, Н.В. Говориным, П.М. Федяевым, С.В. Чижовым, А.В. Якубовским, А.В. Жарковым, А.В. Маграмовым, Г.К. Сафаралиевым, В.В. Субботом, Е.Б. Шулеповым, И.М. Гусевой, В.И. Афонским, М.С. Гаджиевым, А.А. Максимовым, А.В. Канаевым, Г.А. Карловым, А.А. Гетта, А.Н. Ищенко, Б.М. Гладких, Н.В. Маловым, Г.И. Данчиковой, М.П. Беспаловой и членом Совета Федерации О.В. Мельниченко.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.