Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 октября 2018 г. N 03-04-05/74626
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросам уплаты налога на доходы физических лиц и оплаты труда депутатов, чиновников и сообщает следующее.
1. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что физические лица производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
На основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 Кодекса освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В соответствии с пунктом 4 статьи 217.1 Кодекса минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 Кодекса.
При этом, на основании пункта 6 статьи 217.1 Кодекса законом субъекта Российской Федерации минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, установленный пунктом 4 статьи 217.1 Кодекса, для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества может быть уменьшен вплоть до нуля.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса, предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 220 Кодекса при реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их долям либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).
Таким образом, при продаже квартиры, находившейся в долевой собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения, доход, полученный от ее продажи, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. При этом налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса.
Возможность получения плательщиком индивидуальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц Кодексом не предусмотрена.
2. В силу своей специфики труд каждого работника обладает определенными особенностями с учетом выполняемых работником функций, условий и режима труда, уровня требуемой квалификации.
Следует отметить, что для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов Конституцией Российской Федерации, федеральными законами устанавливаются государственные должности Российской Федерации.
Уровень материального обеспечения лиц, замещающих указанные должности, обусловлен наделяемой компетенцией и характером принимаемых ими решений с учетом объема должностных обязанностей, уровня сложности и важности исполняемых полномочий в части выработки и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, при условии установленного законодательством ограничения на осуществление иных оплачиваемых видов деятельности, ряда специальных обязательств и запретов.
Статус, основные правовые и социальные гарантии депутатов Государственной Думы при осуществлении ими своих полномочий, а также их права, обязанности и ответственность определены Федеральным законом от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ).
При этом на основании статьи 27 Федерального закона N 3-ФЗ по оплате труда депутаты приравнены к федеральному министру - государственной должности Российской Федерации.
Одновременно отмечаем, что в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета и оптимизации его расходов Президентом Российской Федерации приняты отдельные решения о десятипроцентном сокращении размеров оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, приравненных к ним по оплате труда (в том числе депутатов), подлежащих выплате в период 2015-2018 гг.
В ходе формирования федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов подготовлены предложения о пролонгации указанных решений на 2019 год.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.