Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 октября 2018 г. N 03-05-06-04/74380
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение, сообщает следующее.
О налоге на недвижимое имущество физических лиц.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В развитие конституционной нормы в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество физических лиц и земельный налог входят в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования имущества.
Учитывая изложенное, физические лица, признаваемые налогоплательщиками земельного налога и налога на имущество физических лиц, обязаны платить законно установленные налоги в отношении этого имущества.
Статьей 15 Кодекса установлено, что земельный налог и налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц являются одними из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступают. Средства от уплаты данных налогов зачисляются в доходы местных бюджетов и органами местного самоуправления направляются на решение социально-экономических вопросов на территории муниципальных образований.
На основании статей 387 и 399 Кодекса земельный налог и налог на имущество физических лиц соответственно устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 390 Кодекса установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В соответствии с положением статьи 402 Кодекса налоговая база для исчисления налога на имущество физических лиц до 1 января 2020 года по решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется исходя либо из кадастровой стоимости, либо инвентаризационной стоимости объекта налогообложения.
На основании статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ).
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, а также осуществляющим регулирование оценочной деятельности, является Минэкономразвития России.
Таким образом, вопросы, связанные с определением размера кадастровой стоимости объектов недвижимости, находятся в компетенции Минэкономразвития России.
При установлении земельного налога и налога на имущество физических лиц представительными органами муниципальных образований определяются налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 394 Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Пунктом 5 статьи 406 Кодекса определено, что для исчисления налога на имущество физических лиц допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от: кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)); вида объекта налогообложения; места нахождения объекта налогообложения; видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 387 Кодекса представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, вопросы, касающиеся установления конкретных налоговых ставок и налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которых установлены эти налоги.
О транспортном налоге и акцизах.
В соответствии со статьей 13 Кодекса акцизы относятся к федеральным налогам.
Согласно статье 179 Кодекса налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 182 Кодекса установлено, что объектом налогообложения акцизами признается реализация на территории Российской Федерации лицами произведённых ими подакцизных товаров. К подакцизным товарам в частности относятся автомобильный бензин, дизельное топливо, моторное масло для карбюраторных, дизельных и инжекторных двигателей, прямогонный бензин.
Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по налоговым ставкам, установленным статьей 193 Кодекса.
Согласно статье 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.
Транспортный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования данного имущества.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (статья 357 Кодекса).
Статьей 358 Кодекса установлено, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговой базой для исчисления транспортного налога в отношении транспортных средств, имеющих двигатели определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статистическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статистическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы; в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 данного пункта, - как единица транспортного средства (статья 359 Кодекса).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1"
Согласно статье 356 Кодекса законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку по транспортному налогу в пределах, установленных главой 28 "Транспортный налог" Кодекса.
Таким образом, акцизы и транспортный налог являются самостоятельными налогами, которые имеют различные объекты налогообложения и налоговые базы.
Одновременно сообщается, что налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.