Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 октября 2018 г. N 03-05-06-02/71279
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение об увеличении земельного налога, и сообщает следующее.
В соответствии со статьями 12 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) земельный налог относится к местным налогам, устанавливается главой 31 Налогового кодекса и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Земельный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступает.
Статьей 396 Налогового кодекса установлено, что земельный налог для физических лиц исчисляется налоговыми органами как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Таким образом, величина земельного налога зависит от двух показателей: налоговой базы и налоговой ставки.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Определение кадастровой стоимости, в том числе ее пересмотр, регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Обращаем внимание, что последняя кадастровая оценка земельных участков в Тульской области была проведена в 2016 году, в связи с пересмотром кадастровой стоимости земельных участков сумма земельного налога значительно выросла в 2018 году при исчислении налога за 2017 год. Сумма земельного налога, исчисленного за 2016 год, увеличилась по сравнению с суммой налога исчисленного за 2015 год по причине того, что земельный налог за 2015 год исчислялся за неполный год, так как право собственности на два из трех, принадлежащих налогоплательщику участка, было оформлено только в апреле 2015 года.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ).
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, а также осуществляющим регулирование оценочной деятельности, является Минэкономразвития России.
Таким образом, вопросы, связанные с определением размера кадастровой стоимости объектов недвижимости, находятся в компетенции Минэкономразвития России.
Согласно пункту 1 статьи 394 Налогового кодекса налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
0,3 процента - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.
Таким образом, установленные на федеральном уровне налоговые ставки по земельному налогу являются максимальными. Конкретные размеры налоговых ставок, включая их дифференциацию, устанавливаются представительными органами муниципальных образований.
В целях снижения налоговой нагрузки на граждан, являющихся, в частности, пенсионерами, на федеральном уровне предусмотрено уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров площади одного земельного участка. Представительные органы муниципальных образований вправе увеличивать установленный на федеральном уровне размер налогового вычета.
Учитывая изложенное, по вопросам снижения налоговых ставок по земельному налогу, а также увеличения размера налогового вычета следует обращаться в органы местного самоуправления.
Заместитель директора |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.