Представление Счетной палаты РФ от 5 ноября 2015 г. N ПР 10-207/10-03
В соответствии с пунктом 2.6.1.26 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта "Приобретение тягового подвижного состава" в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги".
По результатам контрольного мероприятия выявлено следующее.
1. По состоянию на 1 октября 2015 года на реализацию инфраструктурного проекта "Приобретение тягового подвижного состава", паспорт которого утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 2744-р, ОАО "РЖД" получено из средств Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ) 45,0 млрд. рублей из 60,2 млрд. рублей, предусмотренных паспортом проекта.
Согласно условиям заключенных договоров поставки локомотивов и дополнительных соглашений к ним в 2015 году предусмотрены расходы на сумму 59,8 млрд. рублей на приобретение 497 локомотивов исключительно за счет средств ФНБ.
Перечислено средств поставщикам на 1 октября 2015 года - 38 491,6 млн. рублей (в том числе: авансы - 7 900,9 млн. рублей; оплата поставки - 30 590,7 млн. рублей), что составляет 85,5% от полученных средств ФНБ.
2. Паспорт инвестиционного проекта "Приобретение тягового подвижного состава" не содержит расчета бюджетной эффективности инвестиционного проекта, а также не соответствует Детальному плану мероприятий в части увеличения количества закупаемых локомотивов с 467 до 497 единиц.
Кроме того, в Паспорте инвестиционного проекта не нашла отражения актуализация макроэкономических показателей инфраструктурного проекта: дисконтированный срок окупаемости проекта увеличился на 1 год - с 24 до 25 лет (или на 4,2%), внутренняя норма доходности снизилась с 11,4% до 11,1% (или на 0,3%).
С учетном изложенного в Паспорт инвестиционного проекта необходимо внести соответствующие изменения в части включения сведений по увеличению количества закупаемых локомотивов, расчета бюджетной эффективности проекта и изменения показателей финансовой эффективности инвестиционного проекта, которые с учетом положений пункта 38 Правил проведения оценки подлежат направлению Минтрансом России, как уполномоченным органом по реализации инвестиционного проекта, в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
3. Паспорт инвестиционного проекта не содержит "Детального плана мероприятий реализации цели инвестиционного проекта", предусмотренного пунктом 7 приложения N 3 Правил проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 991.
Вместо "Детального плана мероприятий реализации цели инвестиционного проекта" ОАО "РЖД" письмом от 22 июля 2015 г. N исх-11260 в Правительство Российской Федерации был представлен "Детальный перечень закупок тягового подвижного состава ОАО "РЖД" в 2015 году" (далее - Детальный перечень закупок), который не предусматривает проведения иных мероприятий кроме закупки локомотивов и не содержит мероприятий и показателей, характеризующих реализацию установленной паспортом проекта цели инвестиционного проекта по обеспечению безопасности движения поездов.
4. Включение в Детальный перечень закупок удельных показателей работы локомотивов, используемых ОАО "РЖД" серий в целом по сети, не характеризует результат, который будет достигнут приобретаемыми в 2015 году локомотивами. Изменение (увеличение либо уменьшение) количества поставляемых локомотивов не влечет изменения целевых показателей работы локомотивов в Детальном перечне закупок.
Например, при увеличении количества приобретаемых локомотивов серии ТЭМ18ДМ (с электронным впрыском топлива) на 24 единицы (или на 50%) по сравнению с предшествующей редакцией Детального перечня закупок показатели работы локомотивов на 2015 и 2016 годы не изменялись. Аналогично при сокращении закупки электровозов серии 2ЭС5 на 5 единиц до 0 единиц (т.е. на 100% плана) не изменялись показатели работы этой серии локомотивов на 2015 и 2016 годы.
По электровозам серии 2ЭС5 при сокращении количества приобретаемых в 2015 году локомотивов с 5 единиц до 0 единиц (т.е. на 100% плана) ожидаемый эффект для перевозчика сохранен в Детальном перечне закупок на прежнем уровне, что не имеет экономического смысла ввиду отсутствия приобретения локомотивов указанной серии.
5. Размещение заказов на поставку локомотивов с единственными поставщиками по решению отдельных руководящих лиц ОАО "РЖД" не соответствует целям Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка), стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Вместе с тем применение конкурентных способов осуществления закупки, установленных Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ, могло бы привести к развитию конкуренции, к экономической эффективности расходования денежных средств и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, а также способствовать снижению стоимости инфраструктурных проектов, реализуемых ОАО "РЖД".
6. По состоянию на 1 октября 2015 года ОАО "РЖД" не выполнены показатели Детального перечня закупок:
по финансированию (оплате договоров) за 9 месяцев 2015 года: при плане 40 601,6 млн. рублей перечислено средств поставщикам 38 491,6 млн. рублей.
по поставке локомотивов за 9 месяцев 2015 года: при плане 371 локомотива фактически поставлено 352 локомотива.
Отклонение по оплате договоров от значений, предусмотренных Детальным перечнем закупок, за 9 месяцев 2015 года составило ("минус") 2 110 млн. рублей, недопоставлено за 9 месяцев 2015 года - 19 локомотивов.
7. Цена поставки локомотива определяется решением Комиссии ОАО "РЖД" по ценам на основании плановой калькуляции поставщика по стоимости локомотива. Калькуляция фактических расходов завода-изготовителя на изготовление конкретного локомотива в ОАО "РЖД" отсутствует, что допускает возможность отклонения фактических затрат от плановых и роста цены локомотива из-за отсутствия прозрачности в ее формировании.
Комиссией ОАО "РЖД" по ценам на тепловоз 2ТЭ116УР согласно протокола от 1 июля 2015 г. N 10 установлена цена в размере 183 818,8 тыс. рублей. За счет включения в цену поставки затрат по сертификационным испытаниям утвержденная лимитная (предельная) цена превышена на 26 188,8 тыс. рублей (183 818,8 - 157 630,0) или на 16,6%.
8. В нарушение подпункта 6 пункта 2 Правил подготовки, представления и оформления материалов для рассмотрения Комиссией ОАО "РЖД" по ценам, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 14 ноября 2012 г. N 2305р, при обосновании цены опытного образца тепловоза 2ТЭ116УР отсутствовали основные финансово-экономические показатели работы предприятия-производителя ПАО "Лугансктепловоз" на 2015 год (плановый период).
9. Поручение Правительственной комиссии по транспорту (протокол от 14 мая 2015 г. N 3) о согласовании программы приобретения тягового подвижного состава на 2016 - 2017 годы, включая детальный план мероприятий, целевые показатели, источники финансирования Минтрансом России, Минэкономразвития России, Минпромторгом России, Минфином России совместно с ОАО "РЖД", производителями тягового подвижного состава и Советом потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД" не выполнено в установленный срок до 1 июля 2015 года.
По состоянию на момент окончания проверки согласование проектов документов не завершено.
10. По запросу Минфина России (письмо от 3 августа 2015 г. N 20-08-03/51087) о направлении в Минфин России копий платежных документов, подтверждающих осуществление ОАО "РЖД" затрат на реализацию проекта, соответствующие документы ОАО "РЖД" не были представлены.
Представленные ОАО "РЖД" в Минфин России письмом от 11 сентября 2015 г. N исх-13969 отчетные сведения оформлены без учета требований приказа Минфина России от 27 июля 2015 г. N 119н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 138н "Об утверждении формы соглашения о представлении отчетов и иной дополнительной информации о ходе реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта и об использовании средств Фонда национального благосостояния для его финансирования и форм отчетов о ходе реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта и об использовании средств Фонда национального благосостояния для его финансирования".
11. В Правила подготовки, предоставления и оформления материалов для рассмотрения на заседании ценовой комиссии локомотивного комплекса на базе Дирекции тяги и Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 4 февраля 2013 г. N 330р "О ценовой комиссии локомотивного комплекса на базе Дирекции тяги и Дирекции по ремонту тягового подвижного состава" не внесены изменения в связи с изданием распоряжения ОАО "РЖД" от 17 июля 2014 г. N 1663р "О порядке закупки товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД" в части регламентации действий ценовой комиссии при размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" предлагается следующее:
1. Принять меры к внесению в установленном порядке в паспорт инвестиционного проекта сведений по увеличению количества закупаемых локомотивов, расчету бюджетной эффективности, а также изменению показателей финансовой эффективности инвестиционного проекта, используемых в финансовой модели проекта.
2. Принять меры к приведению формы Детального плана мероприятий реализации проекта "Приобретение тягового подвижного состава" в соответствие требованиям пункта 7 приложения N 3 Правил проведения оценки, а также включению в него иных мероприятий (кроме закупки локомотивов) и показателей, характеризующих реализацию установленной паспортом проекта цели по обеспечению безопасности движения поездов.
3. Принять меры к устранению отклонений от Детального перечня закупок в части обеспечения выполнения предусмотренных показателей по финансированию и поставкам локомотивов.
4. Привести Правила подготовки, предоставления и оформления материалов для рассмотрения на заседании ценовой комиссии локомотивного комплекса на базе Дирекции тяги и Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 4 февраля 2013 г. N 330р, в соответствие с распоряжением ОАО "РЖД" от 17 июля 2014 г. N 1663р "О порядке закупки товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД" в части регламентации действий ценовой комиссии при размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 22 октября 2015 г. N 46К (1057).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в срок до 10 декабря 2015 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 5 ноября 2015 г. N ПР 10-207/10-03
Текст представления опубликован не был