Представление Счетной палаты РФ от 5 августа 2015 г. N ПР 10-185/10-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта "Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область)", по результатам которого установлены следующие нарушения и недостатки.
1. По причине невыполнения работ по строительству пусковых комплексов N 1 и N 5 Центральной кольцевой автомобильной дороги (далее - ЦКАД), а также отсутствия концессионных соглашений на строительство пусковых комплексов N 3 и N 4 ЦКАД средства в размере 21 727,4 млн. рублей, привлеченные ГК "Автодор" в целях строительства ЦКАД путем размещения облигационного займа, по состоянию на 30 июня 2015 года не использовались.
Так, строительство пускового комплекса N 1 в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения от 23 мая 2014 г. N ИД-2014-461 с ООО "Стройгазконсалтинг" на дату завершения проверки не начиналось. При этом согласно календарному графику стоимость выполненных работ по итогам 2014 года должна составить 11 328,1 млн. рублей, в 2015 году - 2 120,3 млн. рублей.
Строительство пускового комплекса N 5 в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения от 24 декабря 2014 г. N ИД-2014-1266 с ООО "Кольцевая магистраль" не начиналось. При этом Госкомпанией предоставлен аванс ООО "Кольцевая магистраль" в размере 11 197,6 млн. рублей. Сумма процентов, начисленных на средства аванса в пользу ООО "Кольцевая магистраль" в январе - мае 2015 года, составила 190,2 млн. рублей.
Заключение концессионных договоров по результатам конкурсов на строительство пусковых комплексов N 3 и N 4 запланировано на конец декабря 2015 года.
2. ГК "Автодор" не обеспечено привлечение средств инвесторов и концессионеров на реализацию проекта строительства ЦКАД (далее - Проект). В 2014 году и истекшем периоде 2015 года средства инвесторов и концессионеров на реализацию Проекта не привлекались. При этом согласно паспорту Проекта плановый объем средств инвесторов и концессионеров на строительство ЦКАД на 2014 год составляет 371,6 млн. рублей, на 2015 год - 8 108,6 млн. рублей.
3. Приказом Минстроя России от 16 июня 2014 г. N 294/пр в Методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденную постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1 (далее - Методика), были внесены изменения, в соответствии с которыми из перечня основных видов прочих затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства (приложение N 8 к Методике), исключены средства на покрытие затрат строительных организаций по добровольному страхованию работников и имущества, в том числе строительных рисков.
Вместе с тем в ведомость объемов работ по ДИС от 24 декабря 2014 г. N ИД-2014-1266 на строительство пускового комплекса N 5 с последующей эксплуатацией (приложение N 16 к ДИС) включены средства в размере 539 268,1 тыс. рублей на покрытие затрат исполнителя на страхование строительных рисков.
Кроме того, в состав базового эксплуатационного платежа с 2019 года включены затраты на страхование в размере 104 500,0 тыс. рублей. По условиям ДИС на строительство пускового комплекса N 5 Госкомпания возмещает ООО "Кольцевая магистраль" затраты по страхованию за счет средств государственного финансирования.
Сводный сметный расчет в составе конкурсной документации на право заключения ДИС на строительство и эксплуатацию пускового комплекса N 5 был утвержден решением правления ГК "Автодор" от 10 сентября 2014 г. N 151, то есть после издания приказа Минстроя России от 16 июня 2014 г. N 294/пр.
4. Проверкой установлено, что в проекте концессионного соглашения не учтены результаты технологического и ценового аудита проекта строительства пускового комплекса N 3, проведенного по договору от 18 июля 2014 г. N ЮД-2014-597 с ОАО "НЭО Центр" на сумму 47 800,0 тыс. рублей во исполнение утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации сетевого плана-графика мероприятий по реализации проекта строительства ЦКАД от 5 ноября 2013 г. N 6617п-П9.
Вместе с тем по итогам проведения аудита сформирован ряд рекомендаций, приводящих к снижению стоимости строительства, в том числе:
ликвидация задвоения объемов асфальтобетонной смеси - 600 млн. рублей;
техническая оптимизация отдельных проектных решений по искусственным сооружениям - 3 109,6 млн, рублей;
оптимизация решений по строительству локальных очистных сооружений - 294 млн. рублей.
5. Контроль целевого использования средств аванса, предоставленного ООО "Кольцевая магистраль" в рамках ДИС от 24 декабря 2014 г. N ИД-2014-1266 на строительство пускового комплекса N 5 ЦКАД, осуществляется Госкомпанией неэффективно.
Так, по условиям договора банковского сопровождения от 9 декабря 2014 г. N ДС-2014-1195, АО "Газпромбанк" приняло обязательства по оказанию ГК "Автодор" услуги по контролю целевого расходования денежных средств с обособленного банковского счета, открытого ООО "Кольцевая магистраль" для осуществления банковских операций в целях строительства пускового комплекса N 5, а именно по согласованию проведения платежей при предъявлении ООО "Кольцевая магистраль" соответствующих документов и проведению экспертизы представляемых ООО "Кольцевая магистраль" документов на предмет их соответствия условиям ДИС от 24 декабря 2014 г. N ИД-2014-1266 и ведомости объемов работ к нему.
Вместе с тем согласно выписке из лицевого счета ООО "Кольцевая магистраль" 14 января 2015 года оплатило комиссию за выдачу банковской гарантии на общую сумму 3 907 571,35 рубля, в том числе по договору от 22 декабря 2014 г. N 10337ГА/14-Р - на сумму 1 732 964,5 рубля, по договору от 25 декабря 2014 г. N 10361ГА/14-Р - на сумму 2 174 606,85 рубля. При этом сумма начисленных процентов на средства аванса в указанном периоде составила 3 094 027,4 рубля.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" предлагается:
1) рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в долгосрочное инвестиционное соглашение от 24 декабря 2014 г. N ИД-2014-1266 в части исключения затрат Госкомпании на компенсацию расходов ООО "Кольцевая магистраль" по страхованию строительных рисков в рамках строительства и эксплуатации пускового комплекса N 5 ЦКАД;
2) принять меры по обеспечению соблюдения сроков строительства пускового комплекса N 1 ЦКАД;
3) внести изменения в конкурсную документацию на право заключения концессионного соглашения на строительство пускового комплекса N 3 ЦКАД, учитывающие рекомендации по снижению стоимости строительства, разработанные по результатам технологического и ценового аудита;
4) в рамках исполнения договора банковского сопровождения от 9 декабря 2014 г. N ДС-2014-1195, заключенного с АО "Газпромбанк", принять меры по недопущению проведения платежей ООО "Кольцевая магистраль" из средств аванса по долгосрочному инвестиционному соглашению от 24 декабря 2014 г. N ИД-2014-1266, не включенных в ведомость объемов работ по строительству пускового комплекса N 5 ЦКАД.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 22 июля 2015 г. N 34К (1045).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации до 18 декабря 2015 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 5 августа 2015 г. N ПР 10-185/10-04
Текст представления опубликован не был