Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 октября 2018 г. N 03-06-07-01/73466
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В действующей таможенно-тарифной системе поддержка отечественной нефтепереработки в форме "таможенной субсидии", представляющей собой разницу между ставками вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, неэффективна и не стимулирует хозяйствующих субъектов осуществлять инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов.
Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2015 года в нефтяной отрасли введен в действие "большой налоговый маневр", предусматривающий перенос фискальной нагрузки с экспорта нефти на ее добычу за счет поэтапного снижения размера ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат.
Федеральными законами от 03.08.2018 N 301-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налоговый кодекса Российской Федерации" и от 03.08.2018 N 305-ФЗ "О внесении изменений в статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" предусматривается завершение "налогового маневра" в нефтяной отрасли.
Завершение "налогового маневра" позволит осуществить постепенный переход к исключительно рентному налогообложению, стимулировать модернизацию нефтеперерабатывающего сектора, обеспечить внутренний рынок высококачественными нефтепродуктами, а также устранить скрытое субсидирование государств, входящих в Евразийский экономический союз, за счет федерального бюджета Российской Федерации.
В целях недопущения резкого роста цен на моторные топлива на внутреннем рынке Российской Федерации параметры завершения "налогового маневра" в нефтяной отрасли предусматривают условия предоставления мер адресной государственной поддержки нефтеперерабатывающим заводам, осуществляющим модернизацию производственных мощностей, в форме "отрицательного (возвратного) акциза".
В механизме "отрицательного (возвратного) акциза" также предусмотрена демпфирующая надбавка, позволяющая регулировать уровень налоговой нагрузки при реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке с целью сглаживания колебаний цен на внутреннем рынке при резком изменении цены на нефть.
Таким образом, механизм "возвратного (отрицательного) акциза" фактически представляет собой субсидию нефтеперерабатывающим заводам в форме возврата из бюджета налога с повышающим коэффициентом, направленную на частичную компенсацию отрицательной разницы между ценами внутреннего рынка Российской Федерации и экспортными ценами.
Кроме того, Федеральный закон от 03.08.2018 N 305-ФЗ "О внесении изменений в статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" предоставляет Правительству Российской Федерации право устанавливать ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты в размере 60 процентов от текущей ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую сроком на 6 месяцев в случае роста цены на нефть более чем на 15 процентов в течение трех месяцев, что также позволит не допустить стремительного роста цен на моторное топливо.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.