Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 октября 2018 г. N 03-04-05/72944
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
1. Налог на доходы физических лиц.
С 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов. Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и применения прогрессивной шкалы налоговых ставок независимо от их величины и, тем самым, способствовали переходу к единой налоговой ставке.
Введение с 1 января 2001 года ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
При этом главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога, в том числе установлены стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
2. Земельный налог и налог на имущество физических лиц.
В соответствии со статьями 12 и 15 Кодекса земельный налог и налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам, устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
На основании статей 394 и 406 Кодекса на федеральном уровне по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц установлены лишь предельные значения налоговых ставок. Конкретные налоговые ставки по указанным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Так, налоговые ставки по земельному налогу, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований, не могут превышать:
0,3 процента - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.
По налогу на имущество физических лиц предельные налоговые ставки составляют 0,3 процента кадастровой стоимости - в отношении объектов жилого назначения и гаражей, 2 процента - в отношении объектов административно-делового и торгового назначения, 0,5 процента - в отношении прочих объектов.
При установлении земельного налога и налога на имущество физических лиц представительным органам муниципальных образований предоставлено также право дифференцировать налоговые ставки по установленным Кодексом критериям.
Учитывая изложенное, вопросы, касающиеся снижения налоговых ставок по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, относятся к компетенции соответствующих органов местного самоуправления.
Одновременно сообщается, что по вопросам определения кадастровой стоимости объектов недвижимости следует обращаться в Минэкономразвития России.
3. Страховые взносы.
В части предложения об отмене уплаты страховых взносов по солидарному принципу и отчислении работниками страховых взносов на личный лицевой счет в банке сообщаем следующее.
Согласно пункту 3 статьи 8 Кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с главой 34 "Страховые взносы" Кодекса (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах") для основной категории плательщиков страховых взносов на бессрочный период установлен тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22 процентов с предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования и 10 процентов сверх предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно статье 33.1. Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) установленный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22 процентов с предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования распределяется на индивидуальную часть тарифа страховых взносов в размере 16 процентов и на солидарную часть тарифа страховых взносов в размере 6 процентов.
Исходя из положений Федерального закона N 167-ФЗ, индивидуальная часть тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете. Солидарная часть тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, не связанных с пенсионными накоплениями.
При этом солидарный принцип позволяет аккумулировать и распределить поступившие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в пользу граждан, потерявших кормильца или трудоспособность по причине возраста или инвалидности.
Кроме того, уплачиваемые работодателями с выплат работникам страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по солидарному принципу являются основным источником финансирования выплат страховых пенсий и фиксированных выплат к ним нынешним пенсионерам.
Исключение обязательности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по солидарному принципу, установив уплату страховых взносов только на личный лицевой счет в банке, приведет к разбалансировке системы обязательного пенсионного страхования и, как следствие, к проблемам с выплатой пенсий как нынешним, так и будущим пенсионерам.
Учитывая изложенное, данное предложение не поддерживается.
В части предложения о формировании источника пенсионного и медицинского обеспечения работников самими работниками сообщаем следующее.
В настоящее время, исходя из положений статьи 419 Кодекса, основными плательщиками страховых взносов в отношении выплат физическим лицам, в частности, по трудовым договорам с сумм заработной платы работников, признаются организации-работодатели. Таким образом, нагрузка по формированию доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов в основном лежит на работодателях.
Право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение пенсии обеспечивается уплатой работодателями (страхователями) с выплат в их пользу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Такие платежи, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения.
Такой подход в целом соответствует принципам формирования средств обязательного социального страхования в Российской Федерации и в международной правовой практике.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.