Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 февраля 2019 г. N 03-11-11/8158
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение, и в рамках своей компетенции, сообщает следующее.
Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" (далее - Закон N 422-ФЗ), проект которого был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, принят во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
В соответствии с Законом N 422-ФЗ проведение эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - НПД) предусматривается на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года только в четырех субъектах Российской Федерации: в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан.
На основе анализа практики применения НПД в указанных субъектах Российской Федерации может быть принято решение о возможности введения данного специального налогового режима в других субъектах Российской Федерации.
Одновременно в отношении предложения о введении прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) отмечаем следующее.
С 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов. Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и применения прогрессивной шкалы налоговых ставок независимо от их величины и тем самым способствовали переходу к единой налоговой ставке.
Введение с 1 января 2001 года ставки НДФЛ в размере 13 процентов для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления НДФЛ в бюджетную систему Российской Федерации. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
При этом главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога, в том числе установлены стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Существующая на сегодняшний день система обложения НДФЛ позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
При этом благодарим за инициативу и внимание к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и сообщаем, что все предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан, внимательно рассматриваются в Департаменте в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 февраля 2019 г. N 03-11-11/8158
Текст письма опубликован не был