Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 февраля 2019 г. N 03-15-06/6483
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел представленный письмом проект федерального закона "О внесении изменений в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), разработанный в целях стимулирования работодателей по сохранению занятости работников предпенсионного возраста, и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается установить пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10% с выплат, производимых работодателем в пользу работников предпенсионного возраста.
Главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для основной категории плательщиков - работодателей тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в размере 22% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование + 10% свыше этой установленной предельной величины, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 2,9% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования, на обязательное медицинское страхование - в размере 5,1%.
Согласно пункту 3 статьи 8 Кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (пенсий, пособий).
При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Такой подход основан на страховых принципах, присущих системе обязательного социального страхования, и обеспечивает эквивалентность доходов и расходов этой системы.
Так, размер выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В связи с этим вопрос об уменьшении установленных Кодексом тарифов страховых взносов в отношении обложения страховыми взносами выплат в пользу определенных категорий застрахованных лиц (лиц предпенсионного возраста) может рассматриваться лишь в увязке с соблюдением прав таких застрахованных лиц на получение соответствующего страхового обеспечения и источниками финансирования выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Учитывая положения статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов, дополнительное увеличение нагрузки на федеральный бюджет в случае установления упомянутого пониженного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат работникам предпенсионного возраста представляется крайне обременительным.
На основании изложенного, установление пониженных тарифов страховых взносов с выплат, производимых работодателем в пользу работников предпенсионного возраста, не поддерживается, и стимулирование найма работодателями лиц предпенсионного возраста, по мнению Департамента, не должно затрагивать систему обязательного социального страхования.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 февраля 2019 г. N 03-15-06/6483
Текст письма опубликован не был