Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Восход" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта" (далее - Уполномоченный орган), Министерства спорта Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Федеральное государственное бюджетное учреждение "Тренировочный центр спортивной подготовки сборных команд России "Крымский" Федеральный спортивно-тренировочный центр" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0573100031519000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
Уполномоченным органом, Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку:
1) в локальных сметных расчетах отсутствуют объемы работ;
2) в документации об Аукционе отсутствует указание о допустимости использования товаров, эквивалентных по своим характеристикам, указанным в проектной документации, что ограничивает количество участников закупки;
3) в проектной документации содержатся противоречивые сведения в отношении функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик объекта закупки.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 05.04.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 051 444 870,14 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 77711031369999998414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.05.2019;
6) на основании части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку:
1) в локальных сметных расчетах отсутствуют объемы работ;
2) в документации об Аукционе отсутствует указание о допустимости использования товаров, эквивалентных по своим характеристикам, указанным в проектной документации, что ограничивает количество участников закупки;
3) в проектной документации содержатся противоречивые сведения в отношении функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пояснениям представителей Заявителя на заседании Комиссии, в локальных сметных расчетах отсутствуют объемы работ, а также в проектной документации содержатся противоречивые сведения в отношении функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик объекта закупки.
Также представители Заявителя пояснили, что в документации об Аукционе отсутствует указание о допустимости использования товаров, эквивалентных по своим характеристикам, указанным в проектной документации, что ограничивает количество участников закупки. Например, локальный сметный расчет, являющийся неотъемлемой частью проектной документации, размещенной в ЕИС, содержит сведения, в том числе, о товарах "Профильные радиаторы "Kermi Profil", "Воздуховоды типа SONODUCT" и другие.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что проектная документации, включающая в себя, в том числе сметную документацию, размещена в ЕИС в полном объеме, разработана в соответствии с требованиями градостроительного законодательства Российской Федерации, а также, что в отношении указанной документации получено положительное заключения государственной экспертизы.
Кроме того, согласно документации об Аукционе в случае каких-либо указаний в техническом задании на марки, товарные знаки данные указания не применяются.
При этом, пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе установлено требование о предоставлении в первой части заявки на участие в Аукционе исключительно согласия участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет).
В соответствии с пунктом 24 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2018 года N 656 (далее - Постановление 656), оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки заключают соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе. Взаимодействие между оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки и банком осуществляется в электронной форме.
Таким образом, в закупках, извещения о которых опубликованы после 01.01.2019, обеспечения заявок вносится на открытый участником закупки специальный счет, открытый в банке, включенном в установленный Правительством Российской Федерации перечень.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, в том числе указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
Согласно сведениям ЕИС извещение о проведении Аукциона опубликовано 05.04.2019.
При этом пунктом 13 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Средства обеспечения заявок перечисляются по банковским реквизитам оператора электронной площадки в соответствии с инструкцией, размещенной на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащим образом указанное положение о внесении участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, не соответствуют пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Восход" необоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 15.05.2019 N 19/44/105/1248 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 мая 2019 г. N 18/44/105/1248 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был