Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Лима" (далее - Заявитель) на действия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), Уполномоченным органом, ЭТП "Национальная электронная площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Общежитие на 450 мест ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" в г. Симферополе район ул. Ялтинская, 20" (Первый этап) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 1075100000119000006) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, действиями Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей химического и компонентного состава товара, а также результатов испытаний таких товаров, нарушены положения Закона о контрактной системе.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.04.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 96 805 900 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет. Код бюджетной классификации: 07507064520099998414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.05.2019.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей химического и компонентного состава товара, а также результатов испытаний таких товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 1.1 раздела II.III документации об Аукционе, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
На заседании Комиссии также установлено, что в приложении N 3 к техническому заданию документации об Аукционе в ряде пунктов установлены, в том числе, следующие требования к товарам:
- "Щебень, тип 1": "Содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не > 2% по массе", "Содержание глины в комках должно быть до 0,25* % по массе", "Группа щебня в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы требуется 1*...5";
- "Бетон тяжелый, тип 1": "Наибольшая крупность заполнителя должна быть 10...40 мм.";
- "Пленка полиэтиленовая, тип 1": "Предельное отклонение от номинальной толщины пленки должно быть не более %";
- "Раствор строительный, тип 1": "Наибольшая крупность зерен заполнителя требуется 2,5 мм".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, конкретные показатели характеристик, которых в соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе необходимо представить в составе первых частей заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства включается в том числе раздел: "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов".
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта "Общежитие на 450 мест ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" в г. Симферополе район ул. Ялтинская, 20" (Первый этап).
На заседании Комиссии установлено, что в разделе "Состав документации" пояснительной записки проектной документации поименованы разделы 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений", 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов", 10.1 "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых ресурсов. Общежития на 450 мест". При этом указанные тома не размещены Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в ЕИС размещена проектная документация в виде архива, разделенного на взаимодополняющие последовательные тома (18 файлов), при этом, при распаковке архива "Ялтинская д. 20 Общежитие 450 мест.zip" идет ссылка на файл "Ялтинская д. 20 Общежитие 450 мест.02", который отсутствует в ЕИС.
Таким образом Комиссия приходит к выводу, что проектная документация, не размещена в ЕИС надлежащим образом.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В приложении N 3 к техническому заданию документации об Аукционе содержится инструкция по заполнению заявки (далее - Инструкция).
Инструкцией установлено, в том числе, следующее: "Если Заказчиком не указаны единицы измерения температуры считать их в градусах Цельсия. Участник электронного аукциона в заявке в обязательном порядке указывает как конкретные значения параметров, так и единицы измерения", "В случае, если Заказчиком приведено несколько изображений товара и они являются взаимоисключающими, участник электронного аукциона должен указать в заявке, какому именно изображению товар будет соответствовать", "Одновременное использование символов ";" и "," означает, что данные требования применяются последовательно слева направо, например: а) при установлении требования вида: (А, Б; В, Г) - возможные варианты для указания: (А, Б, Г) или (А, В, Г); б) при установлении требования вида: (А; Б, В; Г) - возможные варианты для указания: (А, Г) или (Б, Г), или (А, В), или (Б, В); в) при установлении требования вида: (А, Б; В; Г) - возможные варианты для указания: (А, Б) или (А, В), или (А, Г); г) если установлено требование вида: (А; Б, В, Г), то возможные варианты для указания: (А, В, Г) или (Б, В, Г). Возможны также иные сочетания союзов (знаков препинания) и последовательности допустимых (требуемых) значений показателей, которые применяются последовательно слева направо".
Вместе с тем, Комиссии, изучив положения Инструкции, не представляется возможным прийти к однозначному выводу, что Инструкция позволяет определить порядок заполнения первых частей заявок на участие в Аукционе и не вводит участников закупки в заблуждение.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные положения Инструкции, установленные Заказчиком, Уполномоченным органом нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Кроме того, извещение, размещенное в ЕИС содержит, в том, числе следующее: "Условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций устанавливается в размере 15% от цены контракта".
Вместе с тем, пунктом 5.4.37 проекта государственного контракта установлено следующее: "Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20% процентов от цены контракта".
Указанные положения являются противоречащими друг другу.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установившего в проекте контракта документации об Аукционе конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Лима" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 15.05.2019 по делу N 19/44/105/1251 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 мая 2019 г. N 19/44/105/1250 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был