Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ПромГражданЭнергоПроф" (далее - Заявитель) на действия СПб ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЭТП "Национальная электронная площадка" (далее - Оператор электронной площадки) запроса предложений в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по завершению строительства здания детского туберкулезного санатория на 300 мест на базе СПб ГУЗ "Детский туберкулезный санаторий "Жемчужина" по адресу: Санкт-Петербург, пос. Ушково, улица Пляжевая, дом 10 (улица Пляжевая, дом 10, литера Е) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0171200001919000390) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в проекте государственного контракта и документации о проведении Запроса предложений установлены противоречия в части оплаты контракта;
2. Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации исключительно по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58;
3. Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений не надлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки" (далее - Показатель N 1) нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 2), поскольку в документации о Запросе предложений отсутствует требование о предоставлении в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Запроса предложений размещено в ЕИС - 30.04.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 906 925 766,89 рублей;
4) источник финансирования - Бюджет Санкт-Петербурга;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений - 15.05.2019;
6) на основании части 26 статьи 83.1 Закона о контрактной системе Запрос предложений признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта и документации о проведении Запроса предложений установлены противоречия в части оплаты контракта.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе установлено, что одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Разделом 3 информационной карты документации о Запросе предложений, а также проектом государственного контракта документации о Запросе предложений, установлено, в том числе, следующее: "В случае если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), расчеты за выполненные работы производятся с учетом коэффициента пересчета, рассчитанного как отношение цены контракта, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене контракта, сформированной заказчиком, без учета суммы НДС".
Представители Заявителя пояснили, что вышеуказанное положение документации о Запросе предложений установлено Заказчиком неправомерно, поскольку положения Закона о контрактной системе не предусматривают уменьшение цены контракта, предложенной участником закупки на сумму НДС, при условии нахождения участника закупки на упрощенной системе налогообложения.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что установление вышеуказанного положения в документации о Запросе предложений обусловлено письмом Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли N ИУП-7715/09, в котором указано, что в соответствии с нормами законодательства о размещении заказов контракт заключается и исполняется по цене победителя вне зависимости от применяемой системы налогообложения. Если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо указания суммы НДС ставится прочерк; при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшения цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте".
Учитывая вышеизложенное Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего противоречивые сведения в части оплаты цены контракта, нарушают пункт 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в закупке поданы две заявки, одна из которых признана соответствующей.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации исключительно по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.
Пунктом 3 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе установлено, что одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и инструкция по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого запроса или доступа к участию в таком запросе.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактный системе заявка на участие в запросе предложений в электронной форме направляется участником закупки оператору электронной площадки и должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника запроса предложений в электронной форме требованиям к участникам запроса предложений в электронной форме, установленным заказчиком в документации о проведении запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника запроса предложений в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 5, 7 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно части 10 статьи 83.1 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса предложений в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с разделом 12 документации о Запросе предложений заявка на участие в Запросе предложений должна содержать выписку из реестра членов СРО по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Извещение о проведении Аукционе опубликовано в ЕИС 30.04.2019.
Вместе с тем, действие Приказа Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" прекращено 19.04.2019 в связи с вступлением в силу с 20.04.2019 Приказа Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации исключительно по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 без возможности предоставления выписки из реестра саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2019 N 86.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 3 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в закупке поданы две заявки, одна из которых признана соответствующей.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений не надлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю N 1 Критерия N 2, поскольку в документации о Запросе предложений отсутствует требование о предоставлении в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки.
Согласно пункту 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в запросе предложений в электронной форме направляется участником закупки оператору электронной площадки и должна содержать требуемые заказчиком в документации о проведении запроса предложений в электронной форме документы и информацию, в том числе, предложение участника запроса предложений в электронной форме об условиях исполнения контракта в соответствии с требованиями, указанными в документации о проведении запроса предложений в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правилами.
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В документации о Запросе предложений установлен следующие критерии оценки заявок:
1) Цена контракта - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6;
2) Критерий N 2 - значимость критерия 20%, коэффициент значимости 0,2;
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 20%, коэффициент значимости 0,2.
По Показателю N 1 установлен следующий порядок оценки заявок, а именно:
"Оценка заявки участника по показателю "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки" определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта закупки с описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов по форме Приложения N 3 к информационной карте запроса предложений (далее также - Предложение о качестве). При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе документации о проведении запроса предложений со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью документации о проведении запроса предложений. В случае отсутствия в составе заявки указанного предложения, заявке по Критерию N 2 присваивается 0 баллов".
При этом разделом 12 информационной карты документации о проведении Запроса предложений установлены требования к составу заявки на участие в Запросе предложение, согласно которым установлено, в том числе, следующее: "Форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" (Приложение N 3 к Информационной карте). При этом отсутствие формы не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона и документации о проведении запроса предложений".
Вместе с тем, по мнению Заявителя, установление Критерия N 1 в документации о Запросе предложений и не установление обязательного требования о предоставлении в составе заявки предложения участника о качественных характеристиках объекта закупки не соответствует Закону о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что установление Критерия N 1 в порядке оценки заявок участников закупки связано с потребностью Заказчика и способствует выявлению лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки. При этом, согласно документации о Запросе предложений и Закону о контрактной системе, отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации о Запросе предложений.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе, в связи с чем, довод своего подтверждения не нашел.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ПромГражданЭнергоПроф" обоснованной в части установления в документации о Запросе предложений противоречивых сведений в отношении цены контракта, а также требования о предоставлении участниками закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации исключительно по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 2, 3 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 20.05.2019 N 19/44/105/1289 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 мая 2019 г. N 18/44/105/1289 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был