Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Норд Вест Хаус" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" (далее - Заказчик), Комитета конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма, Республика Крым" (номер извещения - 0175200000419000156) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен перечень видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570);
2. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещена предпроектная документация;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукциона, документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены объемы финансирования;
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлено ненадлежащее описание объекта закупки в части установления противоречивых сведений в отношении протяженности реконструируемого в рамках исполнения контракта тоннеля, а также установлены требования о соответствии выполняемых работ нормативным документам и стандартам, которые являются недействующими и/или несуществующими, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.
5. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе установлено неправомерное условие о том, что в случае, если обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным или перестало обеспечивать исполнение подрядчиком обязательств по контракту (в том числе в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию), подрядчик предоставляет Заказчику иное (новое) обеспечение исполнения контракта 10 (десяти) рабочих дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать.
Представители Заказчика в письменных возражениях не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 24.05.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 557 420 000 рублей;
3) источник финансирования - Бюджет Республики Крым (субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Крым в целях софинансирования расходных обязательств Республики Крым по реализации перечня мероприятий (объектов) федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года"). КБК - 817050209001R1881414.
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.05.2019;
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен перечень видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с требованиями Постановления Правительства N 570.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 1 Постановления Правительства N 570 определены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 570 установлено, что возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен перечень видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с требованиями Постановления Правительства N 570, поскольку в документации об Аукционе не установлен ряд видов работ из соответствующего перечня, установленного Постановлением Правительства N 570, в том числе такие как устройство наружных сетей канализации, дноуглубительные и водолазные работы, устройство верхнего строения железнодорожного пути.
Пунктом 9 раздела "II.VII. Условия контракта" документации об Аукционе установлено 29 видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с Постановлением Правительства N 570, при этом пунктом 16.18 проекта контракта документации об Аукционе установлена ответственность подрядчика за ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств.
Из письменных возражений Заказчика следует, что вышеуказанные положения документации об Аукционе установлены в связи с тем, что объектом закупки является одновременно выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, в связи с чем, определить конкретные виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства N 570 возможно исключительно по окончании выполнения проектно-изыскательских работ.
При этом, согласно письменным пояснениям Заказчика, из вышеуказанного перечня видов работ исключен ряд видов, которые однозначно не будут входить в перечень выполняемых в рамках исполнения государственного контракта работ, а также окончательные виды работ согласовываются после разработки проектной документации и получения положительное заключения государственной экспертизы.
Вместе с тем, учитывая, что представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом в ЕИС размещена предпроектная документация, в том числе, не размещен ряд локально сметных расчетов, а также ряд томов предпроектной документации содержат файлы, которые представлены в виде, не позволяющем определить объем работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения контракта.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях сообщил, что предпроектная документация размещена Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС в полном объеме, в том числе сметная документация, а также, что в отношении указанной документации получено положительное сводное заключение о проведении публичного технологического аудита инвестиционного проекта от 07.03.2017 N 209-17/ГГЭ-11075/07, выданное Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Заключение ТЦА), которое, в свою очередь размещено Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС.
На основании изложенного и изучив представленные материалы, а также учитывая, что представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС ненадлежащим образом размещена предпроектная документация, что, в свою очередь, влечет ограничение количества участников закупки и не позволяет участникам закупки сформировать предложение в отношении объекта закупки, Комиссия считает указанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукциона, документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены объемы финансирования.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Из жалобы Заявителя следует, что в извещении о проведении Аукциона установлен объем финансирования на 2022 год, который противоречит постановлению Правительства N 790 от 11.08.2014 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года" (далее - Постановление N 790).
Согласно извещению о проведении Аукциона объем финансирования на 2022 год составляет - 3 142 400 000 рублей.
В соответствии с пунктом 10 раздела II Приложения N 4 к Постановлению N 790 объем финансирования на 2022 год по объекту "Реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма, Республика Крым" составляет - 3 016 770 000 рублей.
Представители Заказчика в письменных возражениях пояснили, что информация о финансовом обеспечении закупки внесена в план закупок, извещение о проведении Аукциона в соответствии доведенными лимитами бюджетных обязательств.
Кроме того, представители Заказчика в письменных возражениях пояснили, что объемы финансирования исполнения контракта установлены в соответствии с приложениями N 5 и N 7 к распоряжению Совета министров Республики Крым от 20.11.2018 N 1420-р.
Кроме того, по мнению Заявителя, первый этап работ, предусмотренный документацией об Аукционе, не представляется возможным выполнить в установленные сроки и в соответствии с предусмотренными объемами финансирования исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1.6.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Первый этап включает выполнение проектно-изыскательских работ в соответствии с условиями настоящего контракта и заданием на проектирование (приложение N 1 к настоящему контракту), согласование проекта со всеми заинтересованными сторонними организациями, проведение государственных экспертиз и получение положительных заключений экспертиз: проектной документации, в том числе инженерных изысканий, достоверности сметной стоимости строительства, утверждение проектной и сметной документации Заказчиком, разработку рабочей документации".
Пунктом 3.3.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что Заказчик в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта на основании счета предъявленного подрядчиком выплачивает подрядчику аванс в размере 1,45% от цены контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных по данному объекту на соответствующий финансовый год.
Пунктом 3.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Оплата выполненных Подрядчиком работ осуществляется в следующем порядке: Заказчик производит оплату выполненных и принятых (без претензий) работ по инженерным изысканиям и проектированию одним платежом в полном объеме на счет Подрядчика после получения положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проектной документации и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства с учетом погашения аванса, указанного в п. 3.3.1 настоящего пункта Контракта в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента (дня) подписания Заказчиком акта приемки выполненных работ на проектно-изыскательские работы (Приложение N 7) и на основании счета, счета-фактуры (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) предъявленных Подрядчиком".
В соответствии с пунктом 2.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Планируемый объем финансирования работ в 2019 году составляет - 293 110 000 рублей".
Приложением N 2 к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлен график, содержащий перечень и предельный срок проектно-изыскательских работ, в том числе начало - с момента заключения государственного контракта, окончание - 500 календарных дней. Прохождение государственной экспертизы - 440 календарных дней.
Из жалобы Заявителя следует, что в 2019 году не представляется возможным освоить бюджетные средства в размере 293 110 000 рублей, поскольку в соответствии с приложением N 2 к проекту государственного контракта документации об Аукционе положительное заключение выдается через 440 календарных дней, что приходится на 2020 год.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Приложением N 2 к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлен график, содержащий предельные сроки проектно-изыскательских работ.
На основании изложенного и учитывая, что представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает указанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлено ненадлежащее описание объекта закупки в части установления противоречивых сведений в отношении протяженности реконструируемого в рамках исполнения контракта тоннеля, отсутствия сведений об исходных данных объекта закупки, а также установлены требования о соответствии выполняемых работ нормативным документам и стандартам, которые являются недействующими и/или несуществующими, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.
По мнению Заявителя, положения технического задания документации об Аукционе содержат противоречивые сведения в отношении протяженности реконструируемого тоннеля.
Согласно пункту 1.14 Заключения ТЦА, протяженность реконструируемого в рамках исполнения контракта тоннеля составляет 7,2 километра.
Представители Заказчика в письменных пояснениях сообщили, что пунктом 22 технического задания документации об Аукционе установлено, что в рамках исполнения контракта подрядчику, в том числе, необходимо по результатам обследования определить объем реконструкции существующей части тоннельного водовода, а также трубопровода от тоннельного водовода до водоочистных сооружений города Ялты.
Кроме того, согласно пункту 4.4.5 проекта контракта документации об Аукционе, Заказчик в течение 20 дней с даты заключение контракта обязан передать исходные данные в отношении объекта закупки подрядчику в соответствии с заданием на проектирование.
Одновременно с этим, представители Заказчика в письменных пояснениях сообщили, что исчерпывающий перечень нормативной документации, которой должны соответствовать выполняемые в рамках исполнения контракта работы, будут установлены по окончании выполнения проектно-изыскательских работ, подготовки проектной документации и получения соответствующего заключения государственной экспертизы.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в согласно требованиям документации об Аукционе, участнику закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе необходимо представить только согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией.
На основании изложенного и учитывая, что представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, а также что указанные требования документации об Аукционе не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать предложение в отношении объекта закупки, Комиссия считает указанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе установлено неправомерное условие о том, что в случае, если обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным или перестало обеспечивать исполнение подрядчиком обязательств по контракту (в том числе в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию), подрядчик предоставляет Заказчику иное (новое) обеспечение исполнения контракта 10 (десяти) рабочих дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать.
В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 19.11 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что случае если обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным или перестало обеспечивать исполнение подрядчиком обязательств по контракту (в том числе в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию), подрядчик предоставляет Заказчику иное (новое) обеспечение исполнения контракта 10 (десяти) рабочих дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать.
Представители Заказчика в письменных пояснениях сообщили, что установленное в проекте контракта условие в отношении предоставления нового обеспечения исполнения контракта в случае, если обеспечение исполнения обязательств по контракту в ходе его исполнения перестало быть действительным не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и учитывая, что представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает указанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Норд Вест Хаус" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.