Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2019 года
Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2019 года
Арбитражный суд в составе судьи Кукиной СМ.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бардычевым П.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) Администрации Нижнего Новгорода к ФАС России о признании незаконным решения и отмене решения и предписания ФАС России по делу N 18/44/105/1780,
третье лицо - ООО "Грин Рум", Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
при участии представителей: от истца (заявителя) - Тюпин А.Г. (дов. N 01-358/Д от 28.12.2018 г., паспорт), Антипова М.Л. (дов. N 01-30/Д от 11.01.2019 г., паспорт), Киселева С.Б. (дов. N 01-04/Д от 10.01.2019 г, паспорт); от ответчика (заинтересованного лица) - Озерова Н.А. (дов. N ИА/25301/18 от 11.04.2018 г., удост), Горбачева О.Б. (дов. N ИА/33398/18 от 11.05.2018 г. удост), Смыслова О.М. (дов. N ИА/19228/19 от 13.03.2019 г., удост. ); от третьих лиц - не явились, извещены установил:
Администрация Нижнего Новгорода обратилась в Арбитражный суд города Москвы к ФАС России о признании незаконным решения и отмене решения и предписания ФАС России по делу N 18/44/105/1780.
Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований возражал, со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемого решения и предписания.
1. Третье лицо поддержало позицию заявителя.
2. Третье лицо в судебное заседание не явилось, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения третьего лица о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства по правилам ст. 123 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил, что срок на обжалование ненормативных актов, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Из материалов дела следует, что 23.11.2018 Комиссией Федеральной антимонопольной службы России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) была рассмотрена жалоба по делу N 18/44/105/1780 ООО "Грин Рум" по вопросу нарушения администрацией города Нижнего Новгорода законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, по результатам рассмотрения которой было принято решение:
1. Признать жалобу ООО "Грин Рум" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение статьи 15 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
В обосновании принятого решения ФАС России указывает на то, что в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, связанные с расходованием денежных средств, в том числе бюджетными учреждениями, определены особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственными муниципальными предприятиями и иными юридическими лицами.
В решении ФАС России указывает, что в соответствии с конкурсной документацией предметом закупки являются услуги по организации питания в муниципальных бюджетных учреждениях города Нижнего Новгорода, в том числе предоставление льготного питания, а также ремонт помещений.
С учетом изложенного ФАС России пришел к выводу, что закупки по организации питания в муниципальных учреждениях города Нижнего Новгорода, в том числе предоставление льготного питания и ремонт помещений бюджетных учреждений, должны осуществляться в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728, пунктом 5.3.1.12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 331, ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках осуществляется ФАС России путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Из содержания частей 1, 3, 4, 5, 6 и 7 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в случае получения обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок установлен статьей 99 и главой 6 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе.
Приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18 создана Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (Комиссия), на которую возложены функции, в том числе, по рассмотрению жалоб участников закупок на действия заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок.
Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент).
Материалами дела установлено, что в Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО "Грин Рум" (далее - Общество) на действия Администрации города Нижнего Новгорода (Заявитель, Заказчик), Департамента образования администрации города Нижнего Новгорода (далее - Уполномоченный орган, организатор конкурса) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса по отбору лиц, оказывающих услуги по организации питания муниципальных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода открытой сети, включая осуществление ремонта пищеблоков муниципальных общеобразовательных учебных учреждений (далее - Конкурс).
По результатам рассмотрения указанной жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки ФАС России вынесено Решение, согласно которому жалоба признана обоснованной, в действиях Заявителя (Заказчика) и Уполномоченного органа выявлены нарушения статьи 15 Закона о контрактной системе. Заказчику и Уполномоченному органу выдано обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Учитывая изложенное, судом установлено, что Комиссия ФАС России при принятии оспариваемых Решения и Предписания выполняла свои функции и осуществляла возложенные на нее законодательством полномочия по контролю в сфере закупок в рамках своей компетенции и в установленном процессуальном порядке.
Довод Заявителя о том, что в его действиях отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе, не обоснован, противоречит нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам по следующим обстоятельствам.
Судом установлено, что ФАС России поступила жалоба на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно осуществлено определение поставщика (подрядчика, исполнителя), не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), Постановлением Администрации города Нижнего Новгорода от 19.07.2018 N 1848, Постановлением Администрации города Нижнего Новгорода от 03.10.2018 N 2614:
Администрацией города Нижнего Новгорода проведен конкурс по отбору лиц, оказывающих услуги по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода открытой сети, включая осуществление ремонта пищеблоков муниципальных общеобразовательных учебных учреждений;
извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация размещены на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в сети Интернет;
на участие в Конкурсе подано 4 заявки;
победителем Конкурса признано Муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода "Единый центр муниципального заказа".
В соответствии с пунктом 34 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) присмотр и уход за детьми - это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
В соответствии с положениями пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 9 Закона об образовании установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Согласно статье 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления город Нижний Новгород относится к муниципальному образованию городское поселение, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Устав города Нижний Новгород, принят постановлением городской Думы от 23.11.2005 N 91 (далее - Устав города Нижнего Новгорода). В соответствии со статьёй 41 Устава города Нижнего Новгорода Администрация города Нижнего Новгорода является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. В соответствии с частью 1 статьи 38 Устава города Нижнего Новгорода Глава города Нижнего Новгорода является высшим должностным лицом местного самоуправления города Нижнего Новгорода, наделенное Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пунктом 13 части 1 статьи 8 Устава города Нижнего Новгорода определено, что к вопросам местного значения относятся, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно пункту 1, подпункту 2 пункта 8 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных учреждениях входит в круг полномочий администрации города Нижнего Новгорода, относится к вопросам местного значения.
Таким образом, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми (комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей) в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения и являются муниципальной нуждой.
Согласно постановлению Администрации города Нижнего Новгорода от 14.03.2012 N 1033 в городе Нижний Новгород созданы муниципальные общеобразовательные организации в двух организационно-правовых формах: автономные и бюджетные учреждения. Согласно документации 138 учебных заведений.
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона об образовании организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В интересах учрежденных муниципальных образовательных учреждений Администрация города Нижнего Новгорода провела централизованный конкурс по отбору лиц, оказывающих услуги по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода открытой сети, включая осуществление ремонта пищеблоков муниципальных общеобразовательных учебных учреждений. Согласно условиям документации, контракты на организацию питания будут заключены между победителем Конкурса и муниципальными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность в городе Нижний Новгород (пункт 15 Раздела 1. Общих условий проведений открытого конкурса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Таким образом, Закон о контрактной системе регулирует отношения, связанные с расходованием денежных средств заказчиками.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Таким образом, заказчики при расходовании денежных средств обязаны осуществлять отбор поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурентных процедур, установленных статьей 24 Закона о контрактной системе, либо у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных статьей 93 Закона о контрактной системе.
Статьей 15 Закона о контрактной системе определены особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Из положений статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что если закупки осуществляются бюджетным учреждением за бюджетные деньги и иные средства, то закупки осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ, в случае если бюджетным учреждением принято решение осуществить закупки за счет приносящей доход деятельности и ряда других источников (подпункты 1, 3 части 2 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ), то такие закупки можно производить в соответствии с Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ).
Автономные учреждения осуществляют закупки в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ (пункт 1 части 2 статьи 1), с учетом требований части 4 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ (при предоставлении средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности).
В отношении муниципальных общеобразовательных организации города Нижний Новгород отсутствуют основания для проведения закупки согласно положениям Федерального закона N 223-ФЗ, отсутствует соответствующее Положение о закупках. При этом деятельность Администрации города Нижнего Новгорода по проведения Конкурса направлены на обход положений Закона о контрактной системе как в части действий образовательных организаций, так и в части собственных действий. Проведение закупок силами администрации муниципального образования не является основанием для неприменения статьи 15 Закона о контрактной системе. Более того, такие действия являются схемой ухода от применения положений законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, ФАС России пояснил суду, что поддерживает централизацию закупок как организацию закупочного процесса через одно уполномоченное лицо. С помощью данной практики значительно снижается административная нагрузка на заказчиков за счет исключения дублирования закупок, а также высокая квалификация специалистов уполномоченного органа позволяет избежать ошибок в закупочном процессе.
Способы централизации закупок установлены в статье 26 Закона о контрактной системе и позволяют по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации возложить функции по проведению закупки на один государственный орган либо казенное учреждение, в том числе уполномочить такое лицо на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, Заказчик, Уполномоченный орган при проведении закупки не учли положения статьи 15 Закона о контрактной системе.
Довод Заказчика о том, что организация питания осуществляется исключительно за счет денежных средств родителей и собственных средств лица, оказывающего услуги по организации питания, не обоснован и противоречит доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Суд отмечает, что в соответствии с Конкурсной документацией предметом закупки являются услуги по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода, в том числе предоставление льготного питания, а также ремонт помещений бюджетных учреждений.
Обязанность и условия предоставления льготного питания установлены в том числе пунктом 1, подпунктом 2 пункта 8 Раздела I документации, Разделом II документации, проекта договора.
Обязанность и условия проведения ремонта определены пунктом 6 Раздела I. Документации "Общие условия проведения открытого конкурса", пунктами 3.1.2., 3.3.14 проекта договора, пункт 2.7. Раздела III документации "Предложение участника конкурса в отношении критериев и показателей критериев оценки заявок". В частности, согласно разделу документации Конкурса III "Предложение участника конкурса в отношении критериев и показателей критериев оценки заявок" участник должен указать предлагаемый процент от общей площади, на которой необходимо произвести ремонт. При этом пунктом 2.7. раздела III установлены лимит стоимости ремонтных работ за один квадратный метр, а именно: "2.7. Осуществление ремонта помещений (включая производственно-складские, бытовые помещения), необходимых для оказания услуг по организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях (общая площадь 18 664, 5 кв.м ) из расчета 12 745,91 рубль за 1 квадратный метр в срок не более 3-х лет с момента заключения договоров указанных договоров".
Пунктом 3.1.2 проекта договора с победителем установлено, что участник обязан "осуществлять ремонт помещения (-ий), указанного(-ых) в пункте 3.3.1 настоящего договора на сумму рублей по заявке Учреждения согласованной с учредителем Учреждения, в течение 3 лет с момента заключения настоящего договора. График ремонта согласовывается с Учреждением. Приемка выполненных работ осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ".
Вместе с тем, в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Нижнего Новгорода, оказание услуг по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода, в том числе предоставление льготного питания, осуществляется за счет бюджетных средств.
Согласно части 2 статьи 18 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 37 Закона об образовании обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Согласно постановлению Администрации Нижнего Новгорода от 22.03.2018 N 769 пунктом 13.1 определено устанавливать лимиты бюджетных обязательств главным распорядителям средств бюджета города Нижнего Новгорода на текущий финансовый год и плановый период в размере годовых бюджетных ассигнований по расходам на питание детей в муниципальных учреждениях города Нижнего Новгорода.
Согласно решению городской думы города Нижнего Новгорода от 13.12.2017 N 262 "О бюджете города Нижнего Новгорода на 2018 и на плановый период 2019-2020 годов" установлено, что субсидии производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим социально значимую деятельность в интересах города Нижнего Новгорода предоставляются в порядке установленном администрацией города Нижнего Новгорода на возмещение затрат по организации питания обучающихся в муниципальных автономных, бюджетных, казенных общеобразовательных учреждениях (пункт 30.3).
Согласно пункту 2 Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат по организации питания обучающихся в муниципальных автономных, бюджетных, казенных общеобразовательных учреждениях, детей в лагерях с дневным пребыванием при школах, выездных пришкольных лагерях при муниципальных автономных, бюджетных, казенных общеобразовательных учреждениях города Нижнего Новгорода (с изменениями на 18.12.2017), утвержденному постановлением Администрации Нижнего Новгорода от 05.03.2011 N 740, "субсидия предоставляется Предприятию в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Нижнего Новгорода департаменту образования на соответствующий финансовый год". Согласно пункту 1 указанного порядка категории обучающихся в школах, питание которых финансируется за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода, определяются постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.02.2008 N 24 "Об установлении льготных категорий воспитанников и учащихся в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях" " (с изменениями от 22.08.2018) (далее - Постановление N 24 об установлении льготных категорий граждан).
Пунктом 9 Постановления N 24 об установлении льготных категорий граждан установлены категории учащихся муниципальных общеобразовательных организаций, питание которых финансируется за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода. К таким категориям относятся, в частности, дети-инвалиды (пункт 9.1.), дети, лишившиеся единственного родителя или двух родителей, - со дня смерти родителя (родителей) до установления опеки или попечительства в размере 100 % стоимости питания (пункт 9.4.), дети из многодетных семей, получающих пособие на ребенка за счет средств областного бюджета в соответствии с Законом Нижегородской области от 24 ноября 2004 года N 130-3 "О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей" (пункт 9.10.).
При этом Постановлением от 04.12.2015 N 2673 "Об организации питания в муниципальных образовательных организациях города Нижнего Новгорода Администрации города Нижнего Новгорода" (в ред. от 07.11.2017) определена стоимость питания в образовательных учреждениях. Например, пунктом 3.3. установлено, что стоимость питания в день на одного ребенка в муниципальных общеобразовательных организациях, за исключением муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования составляет: завтрак - 66 рублей, обед - 80 рублей, полдник - 30 рублей. Пунктом 6 определено, что для льготных категорий обучающихся, предусмотренных пунктом 9 решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.02.2008 N 24, предоставляется одноразовое льготное питание, в случае если указанные категории обучающихся не посещают группу продленного дня. Для льготных категорий обучающихся, предусмотренных пунктом 9 решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.02.2008 N 24, предоставляется двухразовое, трехразовое льготное питание в зависимости от длительности пребывания, в случае если указанные категории обучающихся посещают группу продленного дня.
Пунктом 8 определено Департаменту финансов администрации города Нижнего Новгорода осуществлять санкционирование оплаты денежных обязательств на организацию льготного питания воспитанников и учащихся в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Нижнего Новгорода.
Пунктом 3.5 положения "Об организации питания детей в муниципальных общеобразовательных организациях города Нижнего Новгорода", утвержденным постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.12.2007 N 140 (в ред. 22.08.2018) определено, что обучающимся, получающим льготное питание, горячее питание за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода предоставляется один раз в течение учебного дня. Обучающимся, получающим льготное питание, посещающим группы продленного дня, за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода предоставляется дополнительное горячее питание в течение учебного дня. Таким образом, нормативными актами города Нижнего Новгорода предусмотрены категории граждан, имеющих право на льготное питание, определены условия предоставления льготного питания, лимитирована стоимость и количество предоставляемого льготным категориям граждан питания, установлен порядок предоставления субсидий организациям из бюджета города Нижнего Новгорода.
Согласно пункту 2.6. договора, заключаемого победителем по результатам проведенного Конкурса, стоимость питания в день на одного ребенка в муниципальных общеобразовательных организациях определяется постановлением администрации города Нижнего Новгорода.
Таким образом, условиями документации, заключаемого договора, правовыми актами муниципального образования, законодательством Российской Федерации, установлено, что питание в муниципальных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода, в частности, по предоставлению льготного питания, должно осуществляться именно за счет бюджетных средств, а значит в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Условиями документации и заключаемого по результатам Конкурса контракта, порядок исполнения контракта в части проведения ремонта, положения законодательства и нормативных актов муниципального образования, учитывая, что создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми (комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня) относится к вопросам местного значения и является муниципальной нуждой, расходы на ремонт помещений образовательных учреждений производятся за счет бюджета муниципального образования.
Более того, из положений документации и положений контракта, заключаемого с исполнителем (победителем), не следует, что указанные расходы производятся за счет средств исполнителя (победителя).
Кроме того, Заявителем по данному делу не представлено доказательств, что указанные расходы понесены не за счет бюджета города Нижнего Новгорода.
Более того, в случае получения льготного питания соответствующими категориями граждан, а также в случае производства в школах ремонта, у организации, предоставившей такое питание, произведшей ремонт, возникают расходы, а вместе с тем и право на возмещение таких расходов за счёт бюджета муниципального образования, нормативными актами которого установлены льготы на питание.
Частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.
Дата окончания подачи заявок: 12.11.2018 г. в 10-30 ч. (по московскому времени).
В связи с тем, что жалоба ООО "Грин Рум" поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 09.10.2018, вх. N 11280, содержала доводы о неправомерных положениях документации о закупке и неправомерных действиях Заказчика, ФАС России правомерно приняла жалобу к рассмотрению.
Довод Заявителя о том, что Администрации города Нижнего Новгорода от 05.03.2011 N 740 не распространяется на отношения, возникшие в связи с проведением Конкурса, не обоснован.
Не обоснован довод Заявителя о том, что постановление Администрации города Нижнего Новгорода от 05.03.2011 N 740 (далее - Постановление 740), устанавливающее возмещение затрат на питание обучающихся из средств местного бюджета, не применяется к лицам, оказывающих услуги по организации питания, которые победили в открытом конкурсе, проводимом в соответствии с постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 19.07.2018 N 1848, поскольку в период проведения Конкурса, подачи заявок на участие, на дату рассмотрения и оценки заявок, признания победителя Конкурса, а также в период, когда победителем Конкурса должны быть заключены договоры с образовательными учреждениями, данный нормативный акт действовал в редакции, предусматривающей такие расходы.
Кроме того, изменения, внесенные в Постановление 740, согласно пункту 2 статьи 55 Устава города Нижнего Новгорода, вступают в силу со дня их официального опубликования. Согласно пункту 3 статьи 55 Устава города Нижнего Новгорода опубликование (обнародование) актов осуществляется в печатном средстве массовой информации, а также на официальном сайте. На данный момент отсутствуют сведения об опубликовании данных изменений в печатном издании.
Более того, неисполнение муниципальным образованием функций по формированию бюджета муниципального образования не является основанием для проведения неконкурентных процедур выбора победителя, а также не является основанием для неисполнения своих обязательств по оплате расходов по предоставлению бесплатного питания льготным категориям школьников, проеденного ремонта в зданиях школ, которые производятся победителем Конкурса на основании положений документации, договором со школой, по заявкам школы, порядок и условия и обязанность предоставления которых определены правовыми актами муниципального образования.
Довод Заявителя о том, что бюджет города Нижнего Новгорода на 2019 и на плановый период 2020-2021 не предусматривает расходы на организацию питания в общеобразовательных учреждениях, является необоснованным.
В решении городской думы города Нижнего Новгорода от 12.12.2018 N 245, например, в разделе Ведомственная структура расходов бюджета города Нижнего Новгорода на 2019 год предусмотрены расходы на образование, в том числе на Муниципальную программу "Развитие образования в городе Нижнем Новгороде", подпрограмму "Развитие общего образования".
Таким образом, суд приходит к выводу, что расходы на организацию питания в общеобразовательных учреждениях в бюджете города Нижнего Новгорода предусмотрены.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые акты ФАС России не нарушают права и законные интересы Заявителя, следовательно, Заявитель не может быть признан заинтересованным лицом по данному делу, которому принадлежит право требовать признания недействительными оспариваемых актов ФАС России в силу следующего.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в частности, в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: "если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным".
Следовательно, для признания недействительным обжалуемого Заявителем Решения ФАС России необходимо наличие двух обязательных условий:
Наличие нарушения прав истца;
Несоответствие оспариваемого акта закону.
Права и охраняемые законом интересы Заявителя оспариваемыми Решением и Предписанием не нарушены.
Признание недействительным, как несоответствующего законодательству ненормативного акта антимонопольного органа, в соответствии со статьей 12 ГК РФ является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении с заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права. Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств фактического нарушения его прав.
Суд отмечает, что целью подачи заявления о признании решения ФАС России недействительными является восстановление прав Заявителя (Определения ВАС РФ от 16.03.2010 N 17906/09, от 31.07.2009 N 9797/09).
В этой связи суд считает, что при указанных обстоятельствах избранный Заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес Заявителя к принятому Решению ФАС России носит абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов Заявителя, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований, поскольку из правового смысла части 1 статьи 4 АПК РФ обращение с иском в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных прав. На основании изложенного суд приходит к выводу, что Решение и Предписание ФАС России от 23.11.2018 по делу N 18/44/105/1780 являются законными, обоснованными, принятыми в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В связи с изложенным суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Судом проверены все доводы Заявителей, однако, они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд решил:
Проверив на соответствие действующему законодательству, в удовлетворении требований Администрации Нижнего Новгорода отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: |
С.М. Кукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 апреля 2019 г. N А40-292465/18130-2985
Текст решения опубликован не был