Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2019 г. N 4-АПА19-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Давыдова Олега Александровича на решение Московского областного суда от 13 декабря 2018 года об отказе в удовлетворении его административного искового заявления о признании недействующим Закона Московской области от 23 мая 2018 года N 69/2018-ОЗ "Об объединении городского поселения Свердловский, сельского поселения Анискинское Щёлковского муниципального района с городским округом Лосино-Петровский и внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Московской областной Думы Тараненко М.С. и Губернатора Московской области Белова В.А. возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Будлова И.М., полагавшего решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законом Московской области от 23 мая 2018 года N 69/2018-ОЗ "Об объединении городского поселения Свердловский, сельского поселения Анискинское Щёлковского муниципального района с городским округом Лосино-Петровский и внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области" со дня его вступления в силу городское поселение Свердловский и сельское поселение Анискинское Щёлковского муниципального района объединены с городским округом Лосино-Петровский (пункт 1 статьи 1); Поселения, объединённые с городским округом Лосино-Петровский, утрачивают статус муниципальных образований (пункт 2); Полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления поселений прекращаются (пункт 3).
Указанный Закон содержит также описание новых границ городского округа Лосино-Петровский (статья 2); описание новых границ Щелковского муниципального района (статья 3); положения, касающиеся приведения уставов и иных муниципальных правовых актов в соответствие с положениями закона и определено, что органы местно самоуправления городского округа Лосино-Петровский являются правопреемниками органов местного самоуправления поселений (статья 4); положения о вступлении в силу настоящего закона (статья 5).
Житель рабочего поселка Свердловский Давыдов О.А. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Закона Московской области от 23 мая 2018 года N 69/2018-ОЗ, ссылаясь на нарушение нормативным правовым актом его конституционного права на осуществление местного самоуправления и противоречие части 3.1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Заявление мотивировано тем, что объединение осуществлено с нарушением требований федерального законодательства, поскольку представительные органы местного самоуправления сельского поселения Анискинское, городского поселения Свердловский и Щелковского муниципального района согласились на объединение поселений с городским округом Лосино-Петровский вопреки выраженному мнению жителей муниципальных о несогласии с таким объединением в ходе проведённых публичных слушаний. Согласие населения на объединение муниципальных образований путём голосования (референдума) не выражалось. Наличие гражданства Республики Беларусь у гражданки Российской Федерации Бровко Н.А., являющейся депутатом Совета депутатов городского поселения Свердловский влечёт неправомочность решения Совета депутатов городского поселения Свердловский Щёлковского муниципального района от 3 июля 2017 года N 59/10-PC, которым дано согласие на объединение с городским округом Лосино-Петровский.
Решением Московского областного суда от 13 декабря 2018 года Давыдову О.А. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене.
Выводы суда о законности оспариваемого правового регулирования соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, полно и всесторонне проверенными и оценёнными судом, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий (статья 131 Конституции Российской Федерации).
В силу предписаний Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающих общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления, гарантии его осуществления, городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных данным федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (часть 1 статьи 2).
По мысли федерального законодателя, под преобразованием муниципальных образований понимается в том числе объединение муниципальных образований. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с названным выше федеральным законом. Инициатива населения относительно преобразования муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учётом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединённое с городским округом, утрачивает статус муниципального образования (часть 3.1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")
При этом вопросы о преобразовании муниципального образовании должны выноситься на публичные слушания (пункт 4 части 3 статьи 28 этого же федерального закона).
В силу подпункта "л" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации и порядка его изменения - прерогатива законодателя субъекта Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд справедливо исходил из того, что преобразование муниципальных образований права заявителя на осуществление местного самоуправления не нарушает и не противоречит требованиям, предъявляемым к порядку принятия такого рода правовых актов.
Судом достоверно установлено, что объединение городского поселения Свердловский и сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино-Петровский не повлекло за собой изменение границ иных муниципальных образований.
Следовательно, выражения согласия населения на их объединение путём голосования (референдума), на чём настаивал административный истец, не требовалось.
При этом обращает на себя внимание и тот факт, что мнение населения городского поселения Свердловский, сельского поселения Анискинское, Щелковского муниципального района Московской области и городского округа Лосино-Петровский выражено в решениях указанных Советов депутатов о поддержке инициативы главы сельского поселения Анискинское Щёлковского муниципального района Московской области на преобразование путём объединения городского поселения Свердловский и сельского поселения Анискинское Щёлковского муниципального района с городским округом Лосино-Петровский.
Кроме того, соответствующие решения о преобразовании этих поселений путём их объединения с городским округом были приняты с учётом результатов публичных слушаний. Публичные слушания в городском поселении Свердловский Щёлковского муниципального района проведены 24 июня 2017 года, в сельском поселении Анискинское Щёлковского муниципального района - 10 мая 2017 года, в Щёлковском муниципальном районе Московской области - 17 мая 2017 года, в городском округе Лосино-Петровский - 2 мая 2017 года.
Доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили мотивированную оценку, с которой судебная коллегия согласна.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, у Судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по существу решения.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 13 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Давыдова Олега Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2019 г. N 4-АПА19-4
Текст определения опубликован не был