Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 апреля 2019 г. N 1-АПА19-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комплексное коммунальное предприятие", общества с ограниченной ответственностью "Специализированный транспорт" о признании не действующим в части постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19 декабря 2013 г. N 83-т/51 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск" (в редакции от 18 декабря 2015 г. N 77-т/22) по апелляционной жалобе агентства по тарифам и ценам Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 19 декабря 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя ООО "Специализированный Транспорт" и ООО "Комплексное коммунальное предприятие" Ефимова В.В., представителей Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Зиняк И.С., Петухова А.В. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общества с ограниченной ответственностью "Комплексное коммунальное предприятие", "Специализированный транспорт" обратились в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим приложения N 4 к постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19 декабря 2013 г. N 83-т/51 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск" (в редакции от 18 декабря 2015 г. N 77-т/22) в части установления тарифов на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии ПАО "ТГК-2".
Решением Архангельского областного суда от 19 декабря 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Агентство обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
ООО "Строительная компания - Тепло", ПАО "ТГК-2" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования, Основы), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71-75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.
ПАО "ТГК-2" является теплоснабжающей организацией, осуществляет производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
ПАО "ТГК-2" владеет на праве собственности тремя объектами с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии более 25 МВт, производящими выработку тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии: Архангельская ТЭЦ, Северодвинская ТЭЦ-1 и Северодвинская ТЭЦ-2.
Постановлением Мэрии г. Архангельска от 24 февраля 2014 г. N 136 обществу присвоен статус единой теплоснабжающей организации муниципального образования "Город Архангельск". На основании постановления Администрации муниципального образования "Северодвинск" от 25 ноября 2014 г. N 590-па ПАО "ТГК-2" также имеет статус единой теплоснабжающей в пределах территории муниципального образования "Северодвинск".
Административные истцы являются теплосетевыми организациями, владеющими тепловыми сетями, с использованием которых ПАО "ТГК-2" поставляет тепловую энергию потребителям на территории города Архангельска.
Постановлением Агентства от 19 декабря 2013 г. N 83-т/51 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией потребителям, расположенным на территории образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск".
В отношении общества применен метод индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования 2014-2016 гг.
Постановлениями органа регулирования от 19 декабря 2014 г. N 72-т/24 и от 18 декабря 2015 г. N 77-т/22 в постановление от 19 декабря 2013 г. N 83-т/51 внесены изменения по результатам корректировки долгосрочных тарифов в порядке пункта 52 Основ ценообразования.
Приложением N 4 к постановлению от 19 декабря 2013 г. N 83-т/51 установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии общества на первое полугодие 2016 года в размере 675,29 руб./Гкал, на второе полугодие 2016 года - в размере 684,13 руб./Гкал.
По мнению административных истцов, установленные на 2016 год тарифы на тепловую энергию являются экономически необоснованными, в частности, в арбитражных судах рассматриваются споры о взыскании за 2016 год платы за сверхнормативные потери тепловой энергии в сетях по тарифам, определенным оспариваемым постановлением Агентства.
В соответствии с пунктом 23 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы в том числе по такому параметру, как системы теплоснабжения.
Тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей (пункт 25 Основ ценообразования).
Согласно пункту 86 Основ в отношении регулируемой организации, владеющей на праве собственности или на ином законном основании более чем одним источником тепловой энергии, тарифы на тепловую энергию без учета стоимости передачи тепловой энергии должны устанавливаться по каждому такому источнику отдельно.
Судом первой инстанции установлено, что Северодвинские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 образуют единую систему теплоснабжения и производят отпуск тепловой энергии в объединенную тепловую сеть, в связи с чем суд первой инстанции счел, что орган регулирования по правилам пунктов 23 и 86 Основ ценообразования вправе был рассчитать для Архангельской ТЭЦ отдельный тариф на тепловую энергию (мощность) как для самостоятельной системы теплоснабжения.
Вместе с тем оспариваемые тарифы установлены на 2016 год, то есть последний год долгосрочного периода, когда уже определены долгосрочные параметры регулирования деятельности ОАО "ТГК-2", не пересматриваемые в течение всего периода в силу пункта 51 Основ ценообразования, в частности, базовый уровень операционных расходов, ежегодно индексируемого при корректировке тарифов методом индексации.
Поскольку административный ответчик изначально не дифференцировал тарифы для регулируемой организации и рассчитал их с учетом производственных расходов общества, относимых на все три источника тепловой энергии, такая дифференциация в рамках корректировки на очередной расчетный год долгосрочного периода нарушает порядок ценообразования в части расчета необходимой валовой выручки с применением метода индексации.
Согласно пункту 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата.
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемым в необходимую валовую выручку, относится амортизация основных средств и нематериальных активов.
Сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 43 Основ).
В силу пункта 73 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя в том числе амортизацию основных средств и нематериальных активов.
Из названной нормы, а также пункта 39 Методических указаний следует, что величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с приложением 4.10 к Методическим указаниям с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.
Предложение регулируемой организации на 2016 год по данной статье затрат составило 85505 тыс. руб.
Согласно экспертному заключению органа регулирования учтенная в расчет тарифов величина амортизационных отчислений равна 93776 тыс. руб.
Административный ответчик определил указанные затраты на уровне прогноза за 2015 год исходя из факта за 9 месяцев 2015 года. Вместе с тем такой расчет ни Основам ценообразования, ни Методическим указаниями не соответствует.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции административный ответчик пояснил, что с учетом изменений, внесенных приказом Федеральной антимонопольной от 4 октября 2017 г. N 1292/17 в пункт 52 Методических указаний, орган регулирования при корректировке необходимой валовой выручки на очередной год долгосрочного периода регулирования должен учитывать отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
Исполняя требования действующего законодательства в ходе корректировки тарифов на 2018 год, Агентство определило, что фактические расходы общества на амортизацию за 2016 год составила 221458 тыс. руб. В соответствии с пунктом 55 Методических указаний расходы по названной статье затрат учтены исходя из фактических показателей в названном размере.
Таким образом, поскольку регулируемой организации возмещены недополученные доходы в составе тарифов другого периода регулирования, признание недействующим оспариваемого нормативного правового акта с последующим исполнением решения суда приведет к двойному учету затрат.
Аналогично органом регулирования проведен сравнительный анализ запланированных на 2016 год расходов на уплату процентов по договорам займа и кредитным договорам и фактически понесенных затрат по истечении этого расчетного года.
В данном случае орган регулирования уменьшил сумму фактических затрат с учетом экономической целесообразности заключенных обществом кредитных договоров исходя из помесячного расчета кассовых разрывов, образовавшихся у организации в 2016 году.
Пояснения административного ответчика подтверждены экспертным заключением о корректировке тарифов на тепловую энергию на 2018 год и письменными расчетами.
Таким образом, вопрос об экономической обоснованности названных расходов также разрешен в следующем периоде регулирования и основания для признания оспариваемого нормативного правового акта в указанной редакции недействующим отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Архангельского областного суда от 19 декабря 2018 г. отменить.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Комплексное коммунальное предприятие", общества с ограниченной ответственностью "Специализированный транспорт" о признании не действующим приложения N 4 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19 декабря 2013 г. N 83-т/51 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск" (в редакции от 18 декабря 2015 г. N 77-т/22) в части установления тарифов на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии ПАО "ТГК-2" - отказать.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 апреля 2019 г. N 1-АПА19-2
Текст определения опубликован не был