Определение Верховного Суда РФ от 27 мая 2019 г. N 308-ЭС19-975
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия" на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.11.2018 по делу N А22-1060/2018 Арбитражного суда Республики Калмыкия
по исковому заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия о взыскании с федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия" финансовых санкций в сумме 2 000 рублей за неполноту и недостоверность представленных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года, установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия" (далее - учреждение) финансовых санкций в сумме 2 000 рублей за неполноту и недостоверность представленных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.06.2018, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2018, пенсионному фонду отказано в удовлетворении заявления.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 09.11.2018 отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и удовлетворил требования пенсионного фонда в полном объеме.
Учреждение обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанное постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, в которой просит его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2019 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда Республики Калмыкия.
Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
При изучении доводов кассационной жалобы по материалам истребованного дела и принятых по делу судебных актов установлены основания для передачи упомянутой жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, выявив по результатам проверки дополнительно представленных учреждением 27.04.2017 сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года в отношении четырех застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, пенсионный фонд пришел к выводу о представлении учреждением неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года, о чем составил акт от 19.09.2017 N 006S18170002151 и принял решение от 17.10.2017 N 006S19170002374 о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 2 000 рублей.
В целях добровольной уплаты примененной финансовой санкции учреждению было выставлено требование от 08.11.2017 N 006S0117А0СVZYE, неисполнение которого в установленный срок послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая пенсионному фонду в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что самостоятельно выявив ошибку, до ее обнаружения пенсионным фондом, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, в связи с чем в рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ. При этом отклоняя доводы пенсионного фонда о выявлении пенсионным фондом несоответствия в представленных учреждением сведений о застрахованных лицах, которые были исправлены учреждением после получения соответствующего уведомления пенсионного фонда, суды указали, что дополнительные (корректирующие) сведения за октябрь 2016 года были представлены учреждением 27.04.2017, в то время как акт о выявлении вменяемого правонарушения составлен пенсионным фондом 19.09.2017, то есть после представления учреждением дополнительных сведений.
Суд кассационной инстанции, ссылаясь на то, что дополнительные (корректирующие) сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года были представлены учреждением после получения уведомления пенсионного фонда о выявлении несоответствия в представленных ранее сведениях, пришел к выводу об обнаружении допущенных учреждением ошибок непосредственно пенсионным фондом. Кроме того, по мнению суда кассационной инстанции, представление учреждением дополнительных (корректирующих) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года не может рассматриваться как исправление учреждением ранее представленных сведений за указанный период, поскольку эти сведения ранее не представлялись и являются новыми.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции пришел к выводу о правомерности применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, и отменил судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, удовлетворив требования пенсионного фонда в полном объеме.
Обжалуя постановление суда кассационной инстанции в Верховный Суд Российской Федерации, учреждение приводит доводы о существенных нарушениях судом норм материального права, повлиявших на исход дела.
Так, учреждение приводит доводы о том, что получив уведомление пенсионного фонда от 26.04.2017 о расхождениях между сведениями о застрахованных лицах, указанных учреждением в ежеквартальном отчете по форме РСВ-1 за 4 квартал 2016 года и ежемесячных отчетах по форме СЗВ-М, в том числе за октябрь 2016 года, учреждение на следующий день - 27.04.2016 представило в пенсионный фонд дополнительные (корректирующие) сведения о четырех застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные). Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
По мнению учреждения, указанный подход распространяется также на страхователей, представивших в органы пенсионного фонда уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых соответствующим органом пенсионного фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, до истечения установленного срока.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
На основании изложенного, учреждение полагает, что при установленных фактических обстоятельствах отсутствовали основания для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Кроме того, учреждение приводит доводы о том, что исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах за октябрь 2016 года, до истечения срока, установленного в уведомлении пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, учреждение реализовало свое право на исправление представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, которые ранее не представлялись. При этом акт о выявлении вменяемого правонарушения составлен пенсионным фондом 19.09.2017, то есть после представления учреждением дополнительных сведений, что свидетельствует о самостоятельном исправлении ошибки.
Приведенные учреждением доводы признаются достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, в связи с чем жалобу учреждения с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия" с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.Г. Першутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 27 мая 2019 г. N 308-ЭС19-975 по делу N А22-1060/2018
Текст определения опубликован не был